Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Прикладная физика для начинающих. 7-й класс - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Программа Прикладная физика для начинающих. 7-й класс


Автор(ы): Радченко Татьяна Ивановна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка
Данная программа “Прикладная физика для начинающих” составлена для учащихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом объединении) на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках в школе [1,2]. В данном случае представлена часть программы, а именно, фрагмент, относящийся к 7 классу.
Цель программы - воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов.
Отличительной особенностью всей программы является:
  1. Прохождение изучаемого материала примерно параллельно с курсом физики в основной школе [3] с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках. Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха.
  2. В программу внесен для решения общеобразовательных задач раздел с названием воспитательного характера. Его назначение – проведение целенаправленной образовательно-воспитательной работы с учащимися, формирование творческой личности с активной жизненной позицией, знающей свои права и обязанности, с уважением относящейся к результатам труда других людей, и самое главное, нацеленной на плодотворную работу на благо нашей страны, а не поиски работы за границей.
  3. Учащиеся должны постепенно научиться рекламировать или свои изделия, или исследовательские работы. Т. е. им нужно умение выделять главные и отличительные характеристики продукта труда. А если это выполненная ими исследовательская работа, то в ней необходимо четко видеть цели и задачи, аргументировать актуальность и привнести элементы новизны в представленную тему.
  4. Программа предусматривает поиск и подготовку будущих “генераторов идей” в процессе выполнения творческих заданий, решения задач по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также выполнение исследовательских работ, которые носят не только теоретический, но и прикладной характер. Она же предусматривает выполнение эксперимента и изготовление некоторых приборов и установок как для его проведения, так и для других целей.
  5. При обучении по этой программе достижение высоких результатов возможно не только отличниками (как в условиях школы), но и, просто, очень целеустремленными детьми, уже сделавшими свой профессиональный выбор.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
а) Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал, рассматриваемый на уроках физики и на занятиях творческого объединения по основным разделам физики. Обучающиеся в творческом объединении должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).
Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов исследовательских работ.
Навыки чтения и построения графиков, составления таблиц и диаграмм, составления и сборки схем, технического черчения, полученные на уроках физики, черчения и технологии, на занятиях в творческом объединении расширяются и находят конкретное применение в соответствующих работах учащихся.
Учащиеся должны получить навыки решения задач технического содержания: объяснить действия прибора (по макету, чертежу, по реальному образцу); придумать действующую модель, прибор, начертить схему устройства для выполнения тех или иных функций, овладеть навыками работы в области ТРИЗ.
б) Проверка результатов
Качество подготовленности учащихся определяет качество выполненной ими работы. Это определяется педагогом. Главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными навыками, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения проблемы, внешний вид и качественность работы прибора, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления.
Но при этом в работе творческого объединения не исключается взаимоконтроль и взаимопроверка товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.
3. КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
а) Выбор и изготовление моделей, фактически являющихся наглядными пособиями для уроков физики (и других предметов). Лучшие экспонаты дети разных лет обучения предоставляют на выставки. При этом регулярные минивыставки должны проходить в самом творческом объединении, чтобы учащиеся могли сравнить свои работы и работы товарищей, выслушать мнение (положительные отклики, критические замечания или советы) посетителей минивыставки. В данном случае целесообразно вести книгу отзывов, для учёта высказанных замечаний и устранения недоработок в процессе дальнейшего усовершенствования выставленного на всеобщее обозрение изделия.
б) Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции внутри творческого объединения.
Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от городских до республиканских).
Поощрительной формой оценки труда учащихся является также демонстрация приборов, выполненных руками учащихся и выступление со своими исследовательскими работами перед различными аудиториями, например, учителями физики, технологии, педагогами дополнительного образования.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
План составлен с учетом “Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике” [3, с. 5] и “Примерной программы основного общего образования” под редакцией Коровина В. А. [3, с. 8]. При составлении своего календарно-тематического планирования педагог в праве вносить свои коррективы, с учётом прохождения учебного материала в школе и в соответствии с применяемым на уроках физики учебником. Так для лучшей синхронизации со школьными занятиями тема 4 может перемежаться с темой 5, а тема 6 или её фрагменты могут оказаться практически в любом месте планирования.
1 год обучения
Тема Количество часов
теория практика всего
1. Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный 2 4 6
2. Строение вещества. Проявление его свойств в природе и технике 6 6 12
3. Первоначальные сведения об электричестве 4 8 12
4. Механика. Методы исследования механических явлений 12 32 44
5. Физика вокруг нас 10 40 50
6. Формирование личностных качеств учащихся 4 10 14
7. Заключительное мероприятие и подготовка к нему:
а) мероприятие,
б) подготовка
4 2 6
ВСЕГО: 42 102 144
Тема 1. Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный (6 часов)
Измерение физических величин. Определение цены деления и показаний приборов. Заполнение таблиц и построение графиков. Значение эксперимента для развития научных теорий и создания новых технических устройств. Правила техники безопасности.
Практические работы.
  1. Определение цены деления различных приборов, снятие показаний.
  2. Построение графиков по табличным данным.
Тема 2. Строение вещества. Проявление его свойств в природе и технике (12 часов)
Агрегатные состояния вещества. Прочность, упругость, текучесть, вязкость и т. д. Диффузия и её скорость. Исследование проявления рассмотренных свойств и явлений в природе и технике. Создание материалов с выбранными характеристиками (изучение возможностей современных технологий).
Практические работы.
  1. Проведение самостоятельных экспериментов по определению свойств различных веществ каждым учащимся индивидуально. (Рассмотреть примеры с жидким, твердым и газообразным состояниями вещества. )
  2. Силы притяжения и отталкивания молекул. (Смачивание и капиллярность в природе и технике).
Изготовление пособий и моделей.
Рисунки и простейшие динамические модели, иллюстрирующие строение вещества.
Творческие работы.
  1. Почему всё вокруг такое, какое оно есть[ 4] ?
  2. Мир глазами физика [ 5] .
  3. Роль эксперимента для науки (на примерах).
  4. Поэма Тита Лукреция Кара “О природе вещей”.
  5. Работы М. В. Ломоносова в области МКТ.
Тема 3. Первоначальные сведения об электричестве (12 часов)
Электризация тел. Два рода зарядов. Строение атома. Электрон. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Электрический ток. Электрическая цепь.
Практические работы.
  1. Работа с электрическими конструкторами.
  2. Изучение простейших монтажных схем.
  3. Сборка простейших электрических цепей из школьных лабораторных приборов.
Творческие работы.
  1. Описание источников тока.
  2. Открытие электрона.
  3. Наборы проводников и диэлектриков.
  4. Условные обозначения на электрических схемах (таблицы: рисунок прибора, название, условное обозначение).
Тема 4. Механика. Методы исследования механических явлений (44 часа)
Механическое движение. Траектория и путь. Скорость. Инерция. Масса и её измерение. Плотность вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения на других небесных телах. Силы упругости, давления, реакции опоры, трения (скольжение, качение, покой). Вес. Трение в природе и технике. Сложение сил.
Давление твердых тел. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды (примеры в природе и технике). Гидравлический пресс, домкрат, тормоз; пневматическая тормозная система. Приборы для измерения давления: барометры и манометры. Насосы. Условия плавания тел (закон Архимеда). Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание.
Простые механизмы. Их работа и применение. Условие равновесия рычага. Правило моментов Работа и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Использование энергии рек, ветра, приливов и т. д.
Центр тяжести. Виды равновесия. Устойчивость тела.
Практические работы.
  1. Определение цены деления и градуирование шкал динамометров. Выполнение измерений.
  2. Определение скорости движущихся тел.
  3. Изучение конструкц...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.05 | Просмотров: 1163

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340