Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Здоровьесберегающая деятельность школы в процессе обучения и воспитания
Автор(ы): Левченко Ольга Владимировна, зам. директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся: - год от года возрастают учебные нагрузки; - досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм. Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения. о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится. Рост патологии у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия. Согласно исследованиям 2000 года практически здоровыми ( по данным Минздрава РФ) оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся. За время обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%. - одна из самых частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляет в некоторых районах до 30 – 40%; - патология опорно – двигательного аппарата относится к числу наиболее распространённых и возросла с 4% до 16%; - пищеварительной системы – с 6,6% до 13%; - сердечно – сосудистой с 10% до 18%. Результаты исследования здоровья учащихся школы практически подтвердили статистическую информацию в целом по России: Учебные годы | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 I четверть | Практически здоровые уч-ся | 28% | 28% | 28% | 40% | Учащиеся, имеющие отклонения: | ОДС | 39% | 25% | 30% | 25% | Зрение | 28% | 16% | 12% | 9% | Заболевание ЛОР | 24% | 13% | 10% | 10% | Заболевание органов пищеварения | 3% | 5% | 5% | 6% | I группа здоровья | 30% | 35% | 27% | 42% | II группа здоровья | 41% | 38% | 41% | 26% | III группа здоровья | 37% | 35% | 31% | 32% | Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами: - во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача; - во – вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье. В последние годы произошла некоторая мифологизация представлений о здоровьесберегающих технологиях как о чём – то таинственном и чудодейственном. Это обязательно должно быть что – то необычное, яркое. Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно – гигиеническое состояние. Или открытый в школе кабинет физиотерапии – это здоровьесберегающая технология, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителями приёмы увеличения двигательной активности или нейтрализации стрессов – это повседневная, общественная работа школы. Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям. В школе используются практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников члена – корр. РАО М.М. Безруких и проф. В.Д. Сонькина. II. Модель работы школы по сохранению и укреплению здоровья. Модель состоит из следующих блоков: I блок – здоровьесберегающей инфраструктуры включает: - обеспечение оптимальных гигиенических условий; - наличие медицинского кабинета, осмотр учащихся врачами – специалистами; - организация горячего питания (охвачено 100% учащихся); - витаминизация кислородным коктейлем (2 раза в год); - проведение летней трудовой практики на пришкольном участке; - оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы и близлежащей территории. II блок – рациональной организации учебного процесса. - использование альтернативного графика каникул (через 5,6 учебных недель – неделя отдыха); - проведение ежедневной утренней зарядки в 1 – 4 кл (зарядку проводят “дежурные по здоровью” перед началом уроков в 810 – 820) - проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин выделяется на проведение физкультпауз, офтальмологических, динамических пауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - проведение уроков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода; - организация преподавания всех учебных предметов с интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья; - использование второго комплекта учебников в 1 классе учащимися, имеющими значительные отклонения в работе о/д системы; - соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания). III блок – организация физкультурно – оздоровительной работы. - проведение уроков физкультуры по принципу “Физкультура без освобождённых”; - участие в районных спортивных соревнованиях; - организация работы кружков: “Спортивная гимнастика”, “Подвижные игры”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Флор-бол” - проведение общешкольных Дней Здоровья разной направленности: “ Президентские состязания” “Легкоатлетическое многоборье”; “Полоса препятствий”; “Весёлые старты”; “ Конкурс ледовых фигур”; “Лыжные эстафеты”; “Спортивные игры”; Игры: “Песни у костра” и др. - организация физкультурно – оздоровительной работы в классах (походы, лыжные прогулки, поездки в бассейн, экскурсионная работа); - организация физкультпауз на уроках, игр в рекреации н/ школы во время перемен; - проведение традиционных соревнований оп ОФП и турниров в кружке “Спортивная гимнастика”; - проведение традиционного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья”; - профилактические прививки; IV блок – просветительско – воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности и здорового образа жизни. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.05 | Просмотров: 1532
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|