Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Здоровьесберегающая деятельность школы в процессе обучения и воспитания - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Здоровьесберегающая деятельность школы в процессе обучения и воспитания


Автор(ы): Левченко Ольга Владимировна, зам. директора по ВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:
- год от года возрастают учебные нагрузки;
- досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.
Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения. о росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.
Рост патологии у школьников – характерная тенденция последнего десятилетия.
Согласно исследованиям 2000 года практически здоровыми ( по данным Минздрава РФ) оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся. За время обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 4% до 12%.
- одна из самых частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляет в некоторых районах до 30 – 40%;
- патология опорно – двигательного аппарата относится к числу наиболее распространённых и возросла с 4% до 16%;
- пищеварительной системы – с 6,6% до 13%;
- сердечно – сосудистой с 10% до 18%.
Результаты исследования здоровья учащихся школы практически подтвердили статистическую информацию в целом по России:
Учебные годы 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
I четверть
Практически здоровые уч-ся 28% 28% 28% 40%
Учащиеся, имеющие отклонения:
ОДС 39% 25% 30% 25%
Зрение 28% 16% 12% 9%
Заболевание ЛОР 24% 13% 10% 10%
Заболевание органов пищеварения 3% 5% 5% 6%
I группа здоровья 30% 35% 27% 42%
II группа здоровья 41% 38% 41% 26%
III группа здоровья 37% 35% 31% 32%
Возложение на школу и учителя, такой, казалось бы, несвойственной им задачи – заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:
- во – первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и здоровья. Именно в школе под присмотром учителей школьники проводят значительную часть времени. Если придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача;
- во – вторых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье.
В последние годы произошла некоторая мифологизация представлений о здоровьесберегающих технологиях как о чём – то таинственном и чудодейственном. Это обязательно должно быть что – то необычное, яркое.
Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно – гигиеническое состояние. Или открытый в школе кабинет физиотерапии – это здоровьесберегающая технология, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителями приёмы увеличения двигательной активности или нейтрализации стрессов – это повседневная, общественная работа школы.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не хаотичностью наборов методов, а системной работой по всем направлениям.
В школе используются практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников члена – корр. РАО М.М. Безруких и проф. В.Д. Сонькина.
II. Модель работы школы по сохранению и укреплению здоровья.

Модель состоит из следующих блоков:
I блок здоровьесберегающей инфраструктуры включает:
- обеспечение оптимальных гигиенических условий;
- наличие медицинского кабинета, осмотр учащихся
врачами – специалистами;
- организация горячего питания (охвачено 100% учащихся);
- витаминизация кислородным коктейлем (2 раза в год);
- проведение летней трудовой практики на пришкольном участке;
- оформление интерьера школы руками учащихся и озеленение школы
и близлежащей территории.
II блок – рациональной организации учебного процесса.
- использование альтернативного графика каникул (через 5,6 учебных недель – неделя отдыха);
- проведение ежедневной утренней зарядки в 1 – 4 кл (зарядку проводят “дежурные по здоровью” перед началом уроков в 810 – 820)
- проведение уроков продолжительностью 45 мин, 5 мин выделяется на проведение физкультпауз, офтальмологических, динамических пауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- проведение уроков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода;
- организация преподавания всех учебных предметов с интеграцией вопросов, связанных с охраной здоровья;
- использование второго комплекта учебников в 1 классе учащимися, имеющими значительные отклонения в работе о/д системы;
- соблюдение норм объёма учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания).
III блокорганизация физкультурно – оздоровительной работы.
- проведение уроков физкультуры по принципу “Физкультура без освобождённых”;
- участие в районных спортивных соревнованиях;
- организация работы кружков: “Спортивная гимнастика”,
“Подвижные игры”, “Волейбол”, “Баскетбол”, “Флор-бол”
- проведение общешкольных Дней Здоровья разной направленности:
“ Президентские состязания”
“Легкоатлетическое многоборье”;
“Полоса препятствий”;
“Весёлые старты”;
“ Конкурс ледовых фигур”;
“Лыжные эстафеты”;
“Спортивные игры”;
Игры: “Песни у костра” и др.
- организация физкультурно – оздоровительной работы в классах (походы, лыжные прогулки, поездки в бассейн, экскурсионная работа);
- организация физкультпауз на уроках, игр в рекреации н/ школы во время перемен;
- проведение традиционных соревнований оп ОФП и турниров в кружке “Спортивная гимнастика”;
- проведение традиционного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья”;
- профилактические прививки;
IV блок – просветительско – воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности и здорового образа жизни.
...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.05 | Просмотров: 1498

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340