Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Из опыта проведения дней ДРК в ГОУ ЦО № 1455 г. Москвы


Автор(ы): Комиссарова Ирина Германовна, зам. директора по НМР, учитель химии; Маркова Галина Алексеевна, зам. директора по УВР; Соколова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель математики

Качество образования и интеллектуальных ресурсов становится на пороге XXI века главным фактором геополитического развития систем. По мнению многих ученых сегодня, по сути, развертывается конкуренция стран и их систем образования по качеству образования и по качеству интеллектуального потенциала. Параллельно идет эволюция систем управлением качеством.
“Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества запрогнозированных результатов личностью и обществом” (П.И. Третьяков “Оперативное управление качеством образования в школе”, Новые технологии, М., 2005).
В настоящее время происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по проблемам деятельности. При этом функциональное управление реализуется в целевой модели организации, а управление процессами ориентируется на проблемную модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия при достижении цели, сколько как естественные и нормальные условия функционирования и развития организации.
Управление организацией в системе образования на основе оперативного анализа проблемных процессов требует нового управленческого мышления. Смысл качества управления проблемными процессами заключается в эффективной, быстрой реакции системы оперативного управления на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от сложившихся стереотипов.
В условиях модернизации системы образования и повышения самостоятельности ОУ, а значит и повышения его ответственности, оперативная контрольно-диагностическая деятельность руководителей должна осуществляться с целью комплексного решения определенных проблем. Оперативная оценка деятельности ОУ должна стать предметом ежедневной работы самого образовательного учреждения, частью его профессиональной деятельности.
“Внутришкольный оперативный контроль (самоконтроль) совместно с оперативной коррекцией представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной деятельности” (П.И. Третьяков “Оперативное управление качеством образования в школе”, Новые технологии, М., 2005, стр. 279).
Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря коррективам поддерживается упорядоченность системы управления качеством образования, устраняются факторы дезорганизации и дезадаптации. Под регулированием при этом понимается вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Оперативность и эффективность процесса управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла функционирует, т.е. взаимодействует с остальными видами управленческой деятельности.
Решению вопросов рационализации процессов оперативного управления способствуют проводимые в школе дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Их задача – оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов и внесению корректив для поддержания системы управления качеством в ОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий.
Тематика таких дней в нашем Государственном образовательном учреждении г. Москвы Центре образования № 1455 определяется исходя из потребностей и ключевых результатов, которые должно обеспечить ОУ.
Дни ДРК всегда начинаются с инструктажа участников (тех, кто проводит, и с кем проводят). Каждый участник-организатор составляет свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов определяются в планах школы. Проводится диагностика, составляются схемы, диаграммы, таблицы. На основе проблемно-ориентированного анализа выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педагогических советах, консилиумах, методических советах, заседаниях МО и др. Так осуществляется оперативная управленческая деятельность по проблемам образовательного учреждения.
Для проведения дней ДРК мы пользуемся методическими рекомендациями, имеющимися в книге П.И. Третьякова “Оперативное управление качеством образования в школе”, М., 2005.
Дни диагностики проводятся в системе оперативного контроля для выявления и коррекции кричащих проблем жизнедеятельности ОУ.
Само понятие “оперативного управления по результатам” можно определить как систему управления развитием, с помощью которого достигаются реальные результаты, которые определены программой развития качества образования. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы “образование на всю жизнь” формулой “образование через всю жизнь”, требует создания качественно новой адаптивной образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой оперативного управления.
Так в 2007-2008 учебном году были проведены дни ДРК по темам: “Дозирование домашнего задания”, “Нормализация учебной нагрузки ученика”, “Развитие различных видов самостоятельной деятельности ученика на учебных занятиях”, “Рациональная организац...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.06 | Просмотров: 1769

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!