Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа кружка школьной газеты Школьник: Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы. 2-й год обучения - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа кружка школьной газеты Школьник: Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы. 2-й год обучения


Автор(ы): Крылова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учащиеся 4–9 классы (10–14 лет)
Количество детей в группе – 10 человек
Планирование рассчитано на 153 часов.
Занятия проходят 2 раза в неделю:
четверг – 2,5 часа;
пятница – 2,0 часа
(всего в неделю – 4,5 часа).
См. Приложение 1. Тематическое планирование учебного материала (2ой год обучения)
Содержание
Раздел I. Введение в журналистику
1.1. Что такое журналистика?
Журналистика. СМК средства массовой коммуникации. СМИ средства массовой информации.
Учащиеся должны:
иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах.
1.2. Краткий экскурс в историю журналистики
Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники.
Учащиеся должны:
  • иметь представление об истории возникновения и развития журналистики;
  • иметь представление о первых журналистах и первых изданиях, способах наборки и печати изданий в истоках возникновения журналистики.
1.3. Общественные функции СМИ (средств массовой информации)
Функции. Обязанности. Социализация.
Учащиеся должны знать наиболее часто упоминаемые функции:
  • информационная функция;
  • образовательная функция;
  • функция социализации;
  • функция критики;
  • контрольная функция;
  • функция артикуляции и интеграции;
  • инновационная функция;
  • мобилизационная функция;
  • функция формирования общественного мнения.
Учащиеся должны знать социальные роли журналистики:
  • производственно-экономическая;
  • информационно-коммуникативная;
  • регулирующая;
  • духовно-идеологическая.
Учащиеся должны иметь:
  • представление о влиянии СМИ на социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества;
  • представление о проблемах общества и личности, возникающих по вине СМИ;
  • представление об авторских правах на использование изданий, и об ответственности копирования, переиздания статей, книг и очерков без ведома автора.
1.4. Роды, виды и жанры журналистики
Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия.
Учащиеся должны:
  • знать разные жанры: хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки, и так далее;
  • узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.
  • знать, что жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых "бульварных" изданиях).
  • знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие;
  • научиться писать в любом жанре;
  • знать, что газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк.
  • знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
1.5. Содержание и форма журналистских произведений
Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора.
Журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен).
Учащиеся должны знать:
  • что журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен);
  • что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы:
1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события);
2. что? (подробности, детали события);
3. когда? (время, продолжительность события);
4. где? (описание места действия);
5. почему? (причины события);
6. как? (ход события);
7. с какими последствиями? (по какой причине);
  • что один из важнейших секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале.
См. Приложение №2. Схема журналистского произведения
1.6. Журналистские профессии
Корыстолюбие. Продажность. Наглость.
Журналист. Фотограф. Репортер.

Учащиеся должны знать:
  • что природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности, живой интерес к людям и к окружающему их миру, умение увлекательно рассказать об увиденном, отметив незамеченные другими важные детали и подробности. Эти способности:
  • любознательный ум, способность к взвешенному анализу чужих и собственных поступков, природных явлений, любовь к чтению, разносторонние интересы в области литературы, живописи, кино, музыки, спорта и т.д.;
  • коммуникабельность (общительность), умение легко сходиться с людьми, вызывать у них доверие;
  • чувство юмора, позволяющее снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собственным промахам – не заниматься “самоедством”);
  • выносливость (не обязательно физическая сила, а именно выносливость), упорство, настойчивость – качества, которые журналисту неплохо иметь от природы.
Мировоззренческая позиция журналиста, равно как и принципы журналистики, характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью в освещении реальной действительности, стремлением постичь сложные явления современности во всей их глубине и противоречивости. Журналист обладает:
  • гуманистическим мировоззрением;
  • научным мировоззрением.
Специальное журналистское образование (разумеется, высшее – иного в этой профессии не бывает). Эрудиция – также важное качество журналиста. Что касается специфических профессиональных требований, то они обусловлены самим характером, особенностями, направленностью будущей деятельности.
  • что по родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы);
  • по видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Инвестигейтивная (расследовательская) журналистика;
  • многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д.;
  • по технологическим операциям коммуникативного процесса. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует и т.д.;
Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. Водитель, осветитель, собкор и спецкор, корреспондент, репортер, оператор, редактор, литсотрудник и т.д.
1.7. Организация работы в печати, на радио и телевидении
Учащиеся должны знать, что:
  • во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор;
  • согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого издания есть учредитель – частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество и т.д.;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель;
  • спонсоры – это организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку;
  • в редакционную коллегию входят наиболее ответственные и авторитетные сотрудники редакции, они решают вопросы тематического и календарного планирования, утверждаются планы и макеты каждого конкретного номера (журнала – наверняка, газеты – не обязательно), решаются все оперативные проблемы. Редколлегия – совещательный орган, но ее решения, как правило, носят обязательный характер;
  • во главе каждого отдела – заведующий (иногда его называют на западный манер – шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники;
  • ответственный секретарь возглавляет особое подразделение – секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, так же как и машбюро, а нынче и операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера. Макетирование – создание модели номера в масштабе 1:1 – настоящее искусство, требующее особых профессиональных навыков и высокого художественного вкуса. От секретариата зависит неповторимое лицо издания, его запоминающийся образ, благодаря которому издание подчас и становится популярным (либо – даже при хорошем содержании – не находит своего читателя);
  • создание любой новой газеты или журнала начинается с разработки логотипа – оригинально оформленного названия издания, и дизайн-макета – обобщающих предложений (или, если угодно, обобщающей модели) по оформлению газеты или журнала: формат, шрифты заголовков и рубрик, шрифты и их размеры при наборе текста, другие изобразительные элементы (линейки, плашки, выворотки и проч.). Эту работу выполняет либо главный художник издания, либо специально приглашенный незаурядный мастер в области художественной графики и полиграфии. Выполненный им дизайн-макет в последующем работники секретариата будут наполнять конкретным содержанием, сохраняя общий облик издания, поддерживая его “лицо”;
  • выпуск газеты или журнала – дело весьма дорогостоящее. Цены на бумагу, полиграфические услуги и особенно за доставку номеров читателям столь высоки, что никакая подписная цена не может обеспечить рентабельности издания. Важный резерв в финансировании работы редакции – публикация платной рекламы. Важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы;
  • распространением всех газет и журналов занимаются в редакции отделы распространения – службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания.
На организацию работы редакции накладывает отпечаток тип издания и даже его формат. К качественно-количественным признакам относят:
  • тип издания;
  • содержание;
  • язык;
  • категории читателей;
  • периодичность (в том числе дополнительные выпуски);
  • время выхода в свет;
  • тираж;
  • формат;
  • количество полос и некоторое другое
  • что радио и ТВ являются самостоятельными родами журналистики;
  • некоторые органы электронной прессы сохраняют старое название – телерадиокомитет. Возглавляет комитет председатель, при котором, как и при главном редакторе в газете, образуется редакционный совет или редколлегия. Телерадиокомпанию возглавляет президент. Коллективным руководящим органом компании является совет директоров;
  • как и в печатной периодике, в электронной прессе главная задача журналистов – создавать литературные тексты будущих передач;
  • на радио, наряду с редакциями, решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Сюда входят как технические работники, обслуживающие все электронное хозяйство от микрофонов и переносных магнитофонов до монтажных комплексов и микшерских пультов, так и представители профессий, неведомых в печатной прессе: звукорежиссеры и звукооператоры, монтажницы, музоформители и музыкальные редакторы, диктор.
  • радио и телевидение – это средства массовой информации, и центральное место почти в каждой компании занимает служба информации;
  • на ТВ важную роль играют службы, обеспечивающие изобразительную сторону программы: операторы и художники, декораторы и осветители, гримеры и визажисты (парикмахеры) и т.д. Аппаратные видеозаписи (АВЗ) и аппаратные видеомонтажа (АВМ);
  • на телевидении, условно говоря, за содержание передачи отвечает редактор, за форму – режиссер. Режиссеру помогают ассистент и помощник, администраторы, обеспечивающие своевременное финансирование и материально-техническое обеспечение работы;
Продюсер – это и директор, и экономист, и организатор, и многое другое. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, невероятной пробивной силой, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью и проч. и проч.
  • на современном телевидении (в меньшей степени на радио) существуют программопроизводящие и вещательные организации.
  • телевидение включает в себя следующие разновидности:
  • антенное (традиционное, классическое) телевизионное вещание;
  • спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
  • кабельное (абонентское) телевидение;
  • кассетное (видеотечное) ТВ – видеодиски (лазеровидение);
  • титровое ТВ (видеотекс, телетекст).
Компьютерная графика заняла заметное место в оформлении телепередач. Это – реальный путь к стереотелевидению.
дуплексное телевидение, или интерактивные мультимедиа – перспективное направление в развитии ТВ, делающее телевизионное общение двусторонним, позволяющее зрителям непосредственно участвовать в происходящем на экране;
фантастические возможности открывает еще одна техническая новинка в области телевидения – так называемая виртуальная реальность. Пока это аттракцион, используемый для игр, поражающих воображение иллюзией полного слияния зрителя с показываемой ситуацией; кроме того, новинку пытаются использовать кинематографисты.
1.8. Правовые и этические нормы работы журналиста
Учащиеся должны знать:
  • что в соответствии с законом журналист имеет право:
  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки;
  • обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи;
  • что обязанности журналиста – это:
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал;
  • получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов);
  • ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом);
  • при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение;
  • что государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг;
  • что закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
  • что авторские права на публикацию принадлежат вам и никому другому – пока вы их не продадите (передадите) киностудии, издательству, литературному агенту. Но, разумеется, право копирайта других авторов столь же неприкосновенно, как и ваше;
  • что если правовые нормы – это совокупность установлений и санкционированных государством общеобязательных правил, запретов, дозволений, регулирующих общественные отношения, то Закон о СМИ, как раз и является правовой базой журналистской деятельности;
  • что кроме права есть еще и этика – свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:
  • обществом;
  • аудиторией – читателями, слушателями, зрителями;
  • перед героями журналистских произведений;
  • журналистским коллективом, который представляет автор;
  • перед самим собой;
  • что журналист не вправе что-либо скрыть от своих читателей, теле- и радио-аудитории. Но он должен ясно представлять ту черту, после которой сообщаемая им информация приобретает негативную окраску и вызывает нежелательные последствия. Неэтично распространять слухи (что еще довольно часто встречается в отечественных СМИ), неэтично чье-то, а тем более собственное мнение выдавать за объективный факт, неэтично на радио и ТВ использовать инсценировку как средство воссоздания реальных событий. Если вы цитируете чье-то мнение, неэтично не назвать источник информации, автора высказывания. Неэтично вмешиваться в личную (частную) жизнь героев журналистских произведений;
  • что правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают.
1.9. Экологическая тематика в СМИ
Учащиеся должны знать, что в мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления:
  • политико-правовое направление;
  • познавательное направление;
  • биоэкономическое направление;
  • Экологизация нравственности.
1.10. Что читать будущему журналисту
Справочники. Энциклопедии. Классика.
Учащийся должен научиться работать с:
  • Энциклопедическим словарем, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
  • Большой и Малой Энциклопедиях –...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.07 | Просмотров: 1864

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340