Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Программа кружка школьной газеты Школьник: Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы. 2-й год обучения
Автор(ы): Крылова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учащиеся 4–9 классы (10–14 лет) Количество детей в группе – 10 человек Планирование рассчитано на 153 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю: четверг – 2,5 часа; пятница – 2,0 часа (всего в неделю – 4,5 часа). См. Приложение 1. Тематическое планирование учебного материала (2ой год обучения) Содержание Раздел I. Введение в журналистику 1.1. Что такое журналистика? Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации. Учащиеся должны: иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах. 1.2. Краткий экскурс в историю журналистики Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники. Учащиеся должны: - иметь представление об истории возникновения и развития журналистики;
- иметь представление о первых журналистах и первых изданиях, способах наборки и печати изданий в истоках возникновения журналистики.
1.3. Общественные функции СМИ (средств массовой информации) Функции. Обязанности. Социализация. Учащиеся должны знать наиболее часто упоминаемые функции: - информационная функция;
- образовательная функция;
- функция социализации;
- функция критики;
- контрольная функция;
- функция артикуляции и интеграции;
- инновационная функция;
- мобилизационная функция;
- функция формирования общественного мнения.
Учащиеся должны знать социальные роли журналистики: - производственно-экономическая;
- информационно-коммуникативная;
- регулирующая;
- духовно-идеологическая.
Учащиеся должны иметь: - представление о влиянии СМИ на социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества;
- представление о проблемах общества и личности, возникающих по вине СМИ;
- представление об авторских правах на использование изданий, и об ответственности копирования, переиздания статей, книг и очерков без ведома автора.
1.4. Роды, виды и жанры журналистики Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия. Учащиеся должны: - знать разные жанры: хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки, и так далее;
- узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.
- знать, что жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых "бульварных" изданиях).
- знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие;
- научиться писать в любом жанре;
- знать, что газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк.
- знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
1.5. Содержание и форма журналистских произведений Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора. Журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен). Учащиеся должны знать: - что журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен);
- что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы:
1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события); 2. что? (подробности, детали события); 3. когда? (время, продолжительность события); 4. где? (описание места действия); 5. почему? (причины события); 6. как? (ход события); 7. с какими последствиями? (по какой причине); - что один из важнейших секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале.
См. Приложение №2. Схема журналистского произведения 1.6. Журналистские профессии Корыстолюбие. Продажность. Наглость. Журналист. Фотограф. Репортер. Учащиеся должны знать: - что природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности, живой интерес к людям и к окружающему их миру, умение увлекательно рассказать об увиденном, отметив незамеченные другими важные детали и подробности. Эти способности:
- любознательный ум, способность к взвешенному анализу чужих и собственных поступков, природных явлений, любовь к чтению, разносторонние интересы в области литературы, живописи, кино, музыки, спорта и т.д.;
- коммуникабельность (общительность), умение легко сходиться с людьми, вызывать у них доверие;
- чувство юмора, позволяющее снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собственным промахам – не заниматься “самоедством”);
- выносливость (не обязательно физическая сила, а именно выносливость), упорство, настойчивость – качества, которые журналисту неплохо иметь от природы.
Мировоззренческая позиция журналиста, равно как и принципы журналистики, характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью в освещении реальной действительности, стремлением постичь сложные явления современности во всей их глубине и противоречивости. Журналист обладает: - гуманистическим мировоззрением;
- научным мировоззрением.
Специальное журналистское образование (разумеется, высшее – иного в этой профессии не бывает). Эрудиция – также важное качество журналиста. Что касается специфических профессиональных требований, то они обусловлены самим характером, особенностями, направленностью будущей деятельности. - что по родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы);
- по видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Инвестигейтивная (расследовательская) журналистика;
- многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д.;
- по технологическим операциям коммуникативного процесса. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует и т.д.;
Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. Водитель, осветитель, собкор и спецкор, корреспондент, репортер, оператор, редактор, литсотрудник и т.д. 1.7. Организация работы в печати, на радио и телевидении Учащиеся должны знать, что: - во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор;
- согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого издания есть учредитель – частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество и т.д.;
- материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель;
- спонсоры – это организации или предприниматели, оказывающие изданию финансовую поддержку;
- в редакционную коллегию входят наиболее ответственные и авторитетные сотрудники редакции, они решают вопросы тематического и календарного планирования, утверждаются планы и макеты каждого конкретного номера (журнала – наверняка, газеты – не обязательно), решаются все оперативные проблемы. Редколлегия – совещательный орган, но ее решения, как правило, носят обязательный характер;
- во главе каждого отдела – заведующий (иногда его называют на западный манер – шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники;
- ответственный секретарь возглавляет особое подразделение – секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, так же как и машбюро, а нынче и операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера. Макетирование – создание модели номера в масштабе 1:1 – настоящее искусство, требующее особых профессиональных навыков и высокого художественного вкуса. От секретариата зависит неповторимое лицо издания, его запоминающийся образ, благодаря которому издание подчас и становится популярным (либо – даже при хорошем содержании – не находит своего читателя);
- создание любой новой газеты или журнала начинается с разработки логотипа – оригинально оформленного названия издания, и дизайн-макета – обобщающих предложений (или, если угодно, обобщающей модели) по оформлению газеты или журнала: формат, шрифты заголовков и рубрик, шрифты и их размеры при наборе текста, другие изобразительные элементы (линейки, плашки, выворотки и проч.). Эту работу выполняет либо главный художник издания, либо специально приглашенный незаурядный мастер в области художественной графики и полиграфии. Выполненный им дизайн-макет в последующем работники секретариата будут наполнять конкретным содержанием, сохраняя общий облик издания, поддерживая его “лицо”;
- выпуск газеты или журнала – дело весьма дорогостоящее. Цены на бумагу, полиграфические услуги и особенно за доставку номеров читателям столь высоки, что никакая подписная цена не может обеспечить рентабельности издания. Важный резерв в финансировании работы редакции – публикация платной рекламы. Важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы;
- распространением всех газет и журналов занимаются в редакции отделы распространения – службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания.
На организацию работы редакции накладывает отпечаток тип издания и даже его формат. К качественно-количественным признакам относят: - тип издания;
- содержание;
- язык;
- категории читателей;
- периодичность (в том числе дополнительные выпуски);
- время выхода в свет;
- тираж;
- формат;
- количество полос и некоторое другое
- что радио и ТВ являются самостоятельными родами журналистики;
- некоторые органы электронной прессы сохраняют старое название – телерадиокомитет. Возглавляет комитет председатель, при котором, как и при главном редакторе в газете, образуется редакционный совет или редколлегия. Телерадиокомпанию возглавляет президент. Коллективным руководящим органом компании является совет директоров;
- как и в печатной периодике, в электронной прессе главная задача журналистов – создавать литературные тексты будущих передач;
- на радио, наряду с редакциями, решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Сюда входят как технические работники, обслуживающие все электронное хозяйство от микрофонов и переносных магнитофонов до монтажных комплексов и микшерских пультов, так и представители профессий, неведомых в печатной прессе: звукорежиссеры и звукооператоры, монтажницы, музоформители и музыкальные редакторы, диктор.
- радио и телевидение – это средства массовой информации, и центральное место почти в каждой компании занимает служба информации;
- на ТВ важную роль играют службы, обеспечивающие изобразительную сторону программы: операторы и художники, декораторы и осветители, гримеры и визажисты (парикмахеры) и т.д. Аппаратные видеозаписи (АВЗ) и аппаратные видеомонтажа (АВМ);
- на телевидении, условно говоря, за содержание передачи отвечает редактор, за форму – режиссер. Режиссеру помогают ассистент и помощник, администраторы, обеспечивающие своевременное финансирование и материально-техническое обеспечение работы;
Продюсер – это и директор, и экономист, и организатор, и многое другое. В одном лице он совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции, сочетая все это с неуемной энергией, невероятной пробивной силой, умением общаться с людьми, убеждать, огромной работоспособностью и проч. и проч. - на современном телевидении (в меньшей степени на радио) существуют программопроизводящие и вещательные организации.
- телевидение включает в себя следующие разновидности:
- антенное (традиционное, классическое) телевизионное вещание;
- спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);
- кабельное (абонентское) телевидение;
- кассетное (видеотечное) ТВ – видеодиски (лазеровидение);
- титровое ТВ (видеотекс, телетекст).
Компьютерная графика заняла заметное место в оформлении телепередач. Это – реальный путь к стереотелевидению. дуплексное телевидение, или интерактивные мультимедиа – перспективное направление в развитии ТВ, делающее телевизионное общение двусторонним, позволяющее зрителям непосредственно участвовать в происходящем на экране; фантастические возможности открывает еще одна техническая новинка в области телевидения – так называемая виртуальная реальность. Пока это аттракцион, используемый для игр, поражающих воображение иллюзией полного слияния зрителя с показываемой ситуацией; кроме того, новинку пытаются использовать кинематографисты. 1.8. Правовые и этические нормы работы журналиста Учащиеся должны знать: - что в соответствии с законом журналист имеет право:
- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
- посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;
- быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
- получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
- производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;
- проверять достоверность сообщаемой информации;
- излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;
- отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки;
- обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи;
- что обязанности журналиста – это:
- проверять достоверность сообщаемой им информации;
- указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал;
- получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов);
- ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом);
- при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение;
- что государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг;
- что закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
- что авторские права на публикацию принадлежат вам и никому другому – пока вы их не продадите (передадите) киностудии, издательству, литературному агенту. Но, разумеется, право копирайта других авторов столь же неприкосновенно, как и ваше;
- что если правовые нормы – это совокупность установлений и санкционированных государством общеобязательных правил, запретов, дозволений, регулирующих общественные отношения, то Закон о СМИ, как раз и является правовой базой журналистской деятельности;
- что кроме права есть еще и этика – свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:
- обществом;
- аудиторией – читателями, слушателями, зрителями;
- перед героями журналистских произведений;
- журналистским коллективом, который представляет автор;
- перед самим собой;
- что журналист не вправе что-либо скрыть от своих читателей, теле- и радио-аудитории. Но он должен ясно представлять ту черту, после которой сообщаемая им информация приобретает негативную окраску и вызывает нежелательные последствия. Неэтично распространять слухи (что еще довольно часто встречается в отечественных СМИ), неэтично чье-то, а тем более собственное мнение выдавать за объективный факт, неэтично на радио и ТВ использовать инсценировку как средство воссоздания реальных событий. Если вы цитируете чье-то мнение, неэтично не назвать источник информации, автора высказывания. Неэтично вмешиваться в личную (частную) жизнь героев журналистских произведений;
- что правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают.
1.9. Экологическая тематика в СМИ Учащиеся должны знать, что в мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления: - политико-правовое направление;
- познавательное направление;
- биоэкономическое направление;
- Экологизация нравственности.
1.10. Что читать будущему журналисту Справочники. Энциклопедии. Классика. Учащийся должен научиться работать с: - Энциклопедическим словарем, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
- Большой и Малой Энциклопедиях –...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.07 | Просмотров: 1864
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|