Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа курса Методика исследовательской деятельности учащихся - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа курса Методика исследовательской деятельности учащихся


Автор(ы): Авгусманова Татьяна Валерьевна, научный руководитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами преподавания данного курса являются:
  • представление учащимся научного исследования как единой системы;
  • формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
  • пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год, для учащихся 8-11-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса “Методика исследовательской деятельности учащихся” кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом” ученика. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для учащихся начальной школы, 5-7-х классов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общий объем – 68 часов
№ п/п Раздел, тема Количество часов
Всего Лекцион. Практ. Прим.
Введение.Раздел 1. Наука и научное мировоззрение. 1 1
1.1. Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование 2 1 1 1/2
1.2. Определение темы, объекта, предмета исследования 4 2 2 /2
1.3. Цель и задачи исследования 4 2 2 1/2
1.4. Научная гипотеза и её проверка 4 2 2
1.5. План и организация исследования 6 2 4 4/6
1.6. Составление индивидуальной рабочей программы 2 1 1 /2
1.7. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература 2 1 1 2/2
1.8. Анализ результатов исследования 6 2 4 4/6
1.9. Понятийный аппарат исследования 1 1
1.10. Индивидуальное исследовательское задание 2 1 1 2/2
1.11. Научная статья 3 1 2
1.12. Реферат 3 1 2 12
ИТОГО 42 20 22 14/26
2.1 Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речиОбъем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи
1

1
2.2 Практическое владение нормами литературного языка 2 2 /1
2.3 Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста 2. 2 1/2
2.4 Различные стили речи и жанры речевых высказываний 1 1 /1
2.5 Соответствие плана содержания и плана выражения в речи 2 2 1/2
2.6 Обращенность речи, соотнесение её с характером аудитории 1 1 1/1
2.7 Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность) 1 1 /1
ИТОГО 10 1 9 3/8
3.1 Раздел 3. Основы психологических знаний. Психологический настрой на работу с аудиторией 2 2 2/2
3.2 Приемы саморегуляции 2 1 1 1/2
3.3 Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека 2 1 1 1/2
ИТОГО 6 2 4 4/6
4.1 Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности Структура, композиция исследовательской работы
4

1

3
/2
4.2 Требования к оформлению исследовательских работ, цитиро-вание, ссылки 3 1 2 1/1
4.3 Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) 3 1 2 /2
ИТОГО 10 3 7 1/5
ВСЕГО 68 27 41 22/45
Первая цифра в столбце “Примечание” обозначает возможное количество часов для учащихся начальной школы, вторая – для учащихся 5-8-х классов.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1 час

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение

Тема 1.1 Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование – 2 часа.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
Тема 1.2 Определение темы, предмета, объекта исследования – 4 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проб...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.07 | Просмотров: 1484

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340