Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интерактивный педагогический совет Совершенствование совместной работы лицея с социальными партнерами по созданию условий для развития социально значимых компетенций учащихся - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Интерактивный педагогический совет Совершенствование совместной работы лицея с социальными партнерами по созданию условий для развития социально значимых компетенций учащихся


Автор(ы): Иванова Галина Михайловна, зам. директора по ВР, учитель литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Все увидеть, всем овладеть, чтобы щедро отдавать людям.
Альфред Брем
Цель:
определение новых форм взаимодействия педагогов, родителей и учреждений сельского социума по созданию условий для развития социально значимых компетенций учащихся.
Задачи:
  1. Проанализировать состояние связей лицея с семьей и общественностью на данном этапе развития лицея
  2. Наметить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей лицея, семьи и учреждений социума.
Форма проведения: продуктивная игра
Участники игры: педагогический коллектив лицея, учащиеся-старшеклассники, представители родительской общественности и учреждений - социальных партнеров лицея: Дом культуры, сельская библиотека, музей-заповедник, колхоз, детский сад, администрация волости.
Наглядность и раздаточные материалы:
  1. Тема педсовета записана на доске.
  2. Для каждой группы подготовлено отдельное рабочее место (сдвинуты 4 парты).
  3. Раздаточные материалы для каждой группы: бумага формата А4 и А3, фломастеры, распечатанная “Компетентностная модель образованности выпускника лицея”.
  4. Для каждого участника подготовлен небольшой листок с двумя незаконченными предложениями.
Ход педсовета
1. Мотивационный блок: актуализация проблемы педагогического совета.
Участники педагогического совета объединяются в 4 микрогруппы, в каждую из которых входят педагоги, старшеклассники, родители и представители учреждений – социальных партнеров. Микрогруппам предлагается в течение 5 мин. раскрыть понятия “компетентность” и “компетенция”: для этого можно сформулировать свое определение, предложить ассоциации, привести примеры из жизни, в которых они проявляются и т.п.
Каждая группа презентует свой вариант. Ведущий обобщает все выступления и отмечая то общее и специфическое, что присутствует в каждом из предложенных определений (задача ведущего – подвести участников педсовета к пониманию того, что “компетентность” предполагает готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных (проблемных) ситуациях, имеющей личностное значение и позволяющей человеку реализовывать свой потенциал. Самое главное, что характеризует компетентность — это способность человека реализовать в деятельности свои ценностные установки.
“Компетенции” в широком смысле характеризуют способности, умения, возможности, навыки и понимание. То есть, “компетенция” — это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его ученической / социальной / профессиональной роли, а “компетентность” — мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека).
Ведущий: Сегодня, когда условия жизни, знания, требования к профессиям меняются очень быстро, невозможно научить школьника всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он окончит школу. Но, успешность его жизненной и профессиональной карьеры во многом определяется его умением “жить с людьми и среди людей”, которые принадлежат другой культуре, исповедуют разные религии, ориентируются на иные ценности. Личное счастье человека зависит от его собственной активности и нравственных качеств. В совокупности, все, о чем сейчас говорилось, характеризует качества человека, которые сегодня называют социально значимыми компетенциями. Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, в которой эти ценности проявляются, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий, амбиций.
Поэтому тема нашего педагогического совета сформулирована именно так (озвучивается тема педсовета). Нельзя сказать, что проблема, о которой мы говорим, абсолютно нова, в советской и российской школе всегда уделялось большое внимание развитию социального опыта учащихся.
2. Информационный блок
Ведущий: Вспомните из своего школьного опыта, что именно способствовало приобретению вами социально-значимых умений и каких именно? (Участники называют свои варианты (например, общественно-полезная деятельность, участие в детских общественных организациях, лагеря труда и отдыха и т.д., а ведущий записывает их на доске).
Как видите, существует много форм работы, использовались раньше и сегодня не потеряли своей ценности. Но, меняется жизнь, меняются и проблемы, которые нам приходится ежедневно решать. Сегодня, говоря о социально значимых компетенциях, которые формируются в школьные годы, мы, прежде всего, имеем в виду способность, готовность и желание:
  • определять собственные образовательные и жизненные цели с учетом ценностей и норм, принятых в социальном окружении,
  • решать разнообразные проблемы, в том числе мировоззренческие, творческие, исследовательские;
  • выстраивать ситуацию своего успеха на основе прогнозирования результатов деятельности, выбора путей и средств ее осуществления, способов оценки прогнозируемых результатов.
В документах ЮНЕСКО сформулированы фундаментальные цели современного образования: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Такие же ориентиры даны в проекте “Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики” (см. сб. приказов ВО №12 с. 43), где говорится, что “основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)”.
Эти же области компетенций раскрываются и конкретизируются в модели образованности выпускника Изборского лицея, разработанной нашими педагогами и родителями (приложение 1).
Сейчас каждая группа получит эту модель, выберет ту область компетенций, которую посчитает наиболее значимой для формирования умения “жить вместе” и в течение 10 минут спрогнозирует возможные пути, формы, способы создания условий для его развития, которые могут быть обеспечены совместными усилиями педагогов, родителей, сельского сообщества. (Участники каждой микрогруппы работают на больших листах бумаги, заполняя таблицу):
Условия в учебном процессе могут быть созданы за счет:
Условия во внеурочной работе могут быть созданы за счет:
Условия во внешкольной работе могут быть созданы за счет:
Условия в семье могут быть созданы за счет:
После завершения работы каждая группа презентует результаты работы педагогическому совету. Листы с заполненными таблицами вывешиваются на стены на достаточном удалении друг от друга (если возможно - на разные стены, но так, чтобы к таблицам можно было легко подойти группе из 5 – 7 человек).
3. Блок анализа и оценки предложений
Для того чтобы выбрать формы совместной работы лицея, семей и социальных партнеров, наиболее соответствующие их возможностям и потребностям, каждая из микрогрупп получает одну из ролей (распределяются произвольно): работодатели (учреждения-социальные партнеры лицея); классные руководители; родители; учащиеся. С позиций полученной роли участники каждой группы должны проанализировать и обсудить каждую из заполненных и вывешенных таблиц, после чего выбрать пять наиболее понравившихся форм работы. На эту работу группам дается 15 минут.
После этого каждая группа озвучивает свой вариант, обосновывая выбор (можно предложить участникам использовать клише: “Мы выбрали …, потому, что …”).
4. Рефлексивный блок
Ведущий:
Уважаемые участники педагогического совета, мы сегодня не только решали проблему поиска новых форм взаимодействия педагогов, родителей и учреждений сельского социума по созданию условий для развития социально значимых компетенций учащихся, но и сами, в нашей совместной работе активно демонстрировали эти компетенции.
Для того чтобы мы подвели итог общей работы и собственные ощущения от участия в педагогическом совете, я прошу каждого в течение одной минуты закончить два предложения:
  1. Самым значимым общим достижением этого педсовета я считаю ….
  2. Своим личным успехом я считаю ….
(Каждому участнику педсовета выдается листок, на котором напечатаны незаконченные предложения. Подписывать его не надо).
Через 1 минуту ведущий собирает листочки и озвучивает законченные предложения.
(Этот прием позволяет не только провести рефлексию педагогического совета, но и сделать акцент на личностной значимости совместной продуктивной работы педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров лицея)
5. Решение педагогического совета. В качестве решения педсовета можно, например, предложить:
  1. Рекомендовать к внедрению формы совместной работы педагогов, родителей и социальных партнеров, получившие наибольшее число выборов.
  2. Сформировать рабочие группы для реализации тех форм работы, которые будут осуществляться вне школы.
  3. Организовать обсуждение на родительских собраниях возможностей развития социально значимых компетенций в условиях семейного воспитания, вариантов обмена опытом и презентаций достижений детей, и так далее.
Список литературы.
  1. Галковская И.В., Раудсик Е.А.Профессионально - ориентированный сельский лицей - перспективная модель инновационного образовательного лицея: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
  2. Гурьянова М.Н. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.
  3. Иванова Г.М. Дополнительное образование в системе воспитательной работы МОУ “Изборский лицей”// В сб. Опыт инновационной деятельности педагогического коллектива Изборского лицея и его социальных партнеров.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
  4. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов./ Под редакцией Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.:ТЦ “Сфера”, 2003.
  5. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. Ж/р Вестник образования №12 М., 2008.
  6. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков, 1998.

Приложение 1
Компетентностная модель образованности выпускника Изборского лицея
Уровни образованностиОбласти компетенций Базовый (соответствие нормам и требованиям образовательных стандартов)
1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы 10-11 классы














Самообразование























Учащийся демонстрирует способность:
- выразить свое эмоциональное отношение к прочитанному;- определить тему текста;
- осмысленно читать текст;
- находить в тексте мысль, сформулированную автором;
- выделить в тексте незнакомые слова.
-составить рассказ по предложенному плану;
-пересказать прослушанное своими словами;
- сделать краткую запись (например, задачи);
- говорить полными предложениями
- подобрать литературу к теме;- составлять простой план (по конкретному тексту, по одному источнику);
-формулировать основную мысль или идею произведения;
-написать или словесно выразить отзыв о прочитанном;
-делать простейшие опорные конспекты;
- составлять простые таблицы;
- выделять при слушании опорные слова, новые, непонятные термины
- работать со специальными словарями, справочной, энциклопедической литературой;- работать с библиотечным каталогом;
- осуществлять поиск информации в сети Internet;
- составлять сложный план при творческой работе по предмету с использованием разных источников информации;
- выделять ведущую идею прочитанного при работе с многопроблемными текстами;
- использовать символы, свои условные обозначения при чтении
Интегративный
Учащийся демонстрирует способность:
- организовать свое рабочее место;- формулировать свои учебные цели;
- контролировать степень достижения учебных целей;
- оценивать причины учебных успехов и неуспехов;
- определять оптимальные пути и способы коррекционных действий;
- распределять время при выполнении домашней учебной работы и самостоятельной учебной работы; и т.д.
- определить области своей неуспешности (“точки роста”) и спрогнозировать варианты их компенсации;- выявить и сформулировать несоответствия между образом себя “сегодняшнего” и желаемого;
- осуществлять активные действия по достижению “лучшего себя”;
- использовать имеющиеся знания для решения нестандартных учебных или жизненных ситуаций; и т.д.
- анализировать свои поступки, выявлять свои сильные стороны и слабые точки;- оценивать свои поступки относительно выбранных целей, желаемых результатов и социальных норм;
- планировать пути и способы развития своих сильных сторон и компенсации недостатков;
- оценить степень продвижения в процессе развития / саморазвития;
- владеть различными способами фиксации личностных достижений
- осуществить анализ и оценку текущей учебной или социальной ситуации;- осуществить выбор и принять решение в конкретной учебной / социальной ситуации;
-определить и найти ресурсы, необходимые для решения конкретных учебных и/или социальных проблем;
- прогнозировать последствия своих действий и поступков, принять и нести за них ответственность;
- анализировать свои сильные и слабые стороны, с учетом которых проектировать возможные учебные или жизненные траектории; и т.д.
Продвинутый
Учащийся демонстрирует способность:
-к непрерывному образованию;- быть психологически готовым к изменениям;
- выбора источников учебной информации, необходимой для решения конкретных познавательных задач;
- ориентации в жизненных проблемах, в том числе, связанных с выбором и освоением профессиональной деятельности
Уровни образованностиОбласти компетенций Базовый (соответствие нормам и требованиям образовательных стандартов)
1-4 классы 5-7 классы 8-9 классы 10-11 классы











Социально –
трудовая
деятельность





Учащийся демонстрирует способность:
- выполнять работу по самообслуживанию (привести в порядок свою одежду, разогреть пищу, убрать за собой вещи и т.д.);- выполнять посильную работу по дому (уборка, уход за домашними растениями, работа в огороде, покупки в магазине и др.);
- участвовать в уборке классных помещений и в дежурстве по столовой;
- выполнять работу по самообслуживанию (привести в порядок свою одежду, разогреть пищу, убрать за собой вещи и т.д.);- выполнять работу по дому при помощи взрослых;
- участвовать в уборке классных помещений и в дежурстве по столовой;
- принимать участие в общественно полезной работе школы;
- выполнять основную работу по ведению домашнего хозяйства;- владеть элементарными умениями в различных сферах трудовой и бытовой деятельности;
- самостоятельно организовать свою бытовую жизнедеятельность.
Интегративный
Учащийся демонстрирует способность:
- контролировать свое поведение и соблюдать принятые нормы и правила общежития;- объяснять мотивы своих поступков и прогнозировать их возможные последствия;
- формулировать свое мнение и аргументированно его отстаивать;
- исполнять различные социальные роли в соответствии со своим возрастом;
- объяснять “что такое хорошо” и “что такое плохо” в рамках каждой из принимаемых социальных ролей;
- владеть разнообразными приемами и способами самоутверждения и самореализации;
- предлагать различные сценарии личностного самосовершенствования
- анализировать ситуацию и прогнозировать возможные сценарии ее развития;- предполагать последствия развития событий и устанавливать причинно-следственные связи в ряду “действие - результат”;
- использовать различные приемы оценки и самооценки планируемых и/или осуществленных действий;
- признаться в поступке, повлекшем как положительные, так и отрицательные последствия;
- понимать, что любые действия и поступки имеют отношение не только к нему самому, но и к окружающим;
- связывать причины своих неудач не только с внешними обстоятельствами, но и со своими слабыми сторонами
- анализировать свои поступки, выявлять свои сильные стороны и слабые точки;- оценивать свои поступки относительно выбранных целей, желаемых результатов и социальных норм;
- планировать пути и способы развития своих сильных сторон и компенсации недостатков;
- оценить степень продвижения в процессе развития / саморазвития;
- владеть различными способами фиксации личностных достижений
- четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, не унижая достоинство собеседников / партнеров;- признать свою неправоту;
- изменять свою точку зрения по мере расширения жизненного опыта, кругозора и внешних обстоятельств;
- понять и принять точку зрения другого человека;
- терпимо относиться к культурным, религиозным, национальным и др. различиям;
- подчинять свои интересы общим, в случае необходимости объединения усилий;
- владеть приемами обсуждения, дискуссии, согласования мнений и позиций
Продвинутый
Учащийся демонстрирует способность:
- воспри...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.08 | Просмотров: 2343

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340