Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Cистема управленческой деятельности по сохранению и развитию материально-технической базы учебных мастерских детской школы искусств - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Cистема управленческой деятельности по сохранению и развитию материально-технической базы учебных мастерских детской школы искусств


Автор(ы): Лебедева Елена Викторовна, Директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение.

Одной из наиболее важных в ряду административно-хозяйственных функций следует считать создание в учреждении условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.
В последние годы многие обеспокоены снижением внимания и проявляющейся тенденцией к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников. Но если хоть что-то делается в области основного образования, то учреждения дополнительного образования получили полную “свободу” в решении этого вопроса. Не секрет, что организовать материальную базу, создать мастерские, найти квалифицированных специалистов чрезвычайно трудно. Поэтому при нынешних социально-экономических условиях, при недостаточном финансировании учреждениям дополнительного образования легче исключить трудовую подготовку из учебных планов, уменьшить число кружков, факультетов и т.п. этой направленности, чем кропотливо, годами создавать условия для серьезной трудовой деятельности подростков.
Организация мастерской требует гораздо больше средств на ее образование, чем другие кабинеты. Процесс, связанный с трудом, творчеством, нуждается в специализированной мебели, оборудовании, большом количестве материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения.
Нельзя недооценивать роль интерьера помещений, где проходит трудовое воспитание учащихся. Все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его творческие способности. Поэтому вся окружающая обстановка является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и вырабатывать понятие о красоте, привычку к порядку, аккуратности и, в конечном счете, влияют на формирование личности ребенка.
Материально-техническую базу мастерских, в которых обучаются дети труду, необходимо оснащать самым современным и надежным в работе оборудованием, привлекая к нему интерес подростков, активизируя их познавательную деятельность, развивая умения и навыки в обращении с самыми сложными приспособлениями, стимулируя их стремление к использованию ручного и электрического инструмента на практике.
Интерьер учебных мастерских – это материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания учащихся. От правильной организации внутреннего пространства учебных мастерских зависят качество обучения, состояние здоровья учащихся и педагогов, творческое развитие детей.
Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы. И в то же время нельзя под предлогом отсутствия средств оборудовать мастерские кое-как.

Методические требования к оснащению учебных мастерских

Составляя перечень оборудования мастерских, мы только отчасти опирались на “Перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России” (приказ МО РФ № 529 от 27.12.93г.). Во-первых, потому что наши мастерские во многом отличаются по функциональному назначению (в ДШИ работают “Мастерская художественной обработки дерева” - 2, “Мастерская художественной обработки ткани” – 2, “Керамическая мастерская” – 3), во-вторых, преподаватели работают по авторским программам. Перечень оборудования и пособий вытекает, прежде всего, из требований программ.
Разработанные в Российской академии образования стандарты по учебным предметам позволяют создать и стандарты учебно-материальной базы, то есть определить весь комплекс учебного оборудования, необходимого для реализации основных целей образования. Отсутствие таких стандартов в дополнительном образовании заставляет при создании учебно-материальной базы опираться на требования программы. Наши преподаватели работают по авторским программам (некоторые у них сертифицированы, другие – готовятся к аккредитации, но все они проверены в течение 7-10 лет и, главное, работа по ним дает положительные результаты). В программах есть обязательный раздел: материально-техническая база для предмета. (Приложение № 1)
При организации учебных мастерских мы тщательно учитывали самые различные позиции: выбор помещения и его планировка с учетом санитарно-гигиенических норм, комплектование учебным оборудованием, материалами, инструментами; оборудование рабочих мест учащихся и учителя; создание рациональной системы размещения и хранения материалов, инструментов, заготовок; оформление функционально-значимого интерьера. На основе принятых программ и учебных планов, а также контингента учащихся определены нормы материалов для работы в мастерских.
Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:
  • выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;
  • организация рабочих мест учащихся;
  • организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;
  • организация рабочего места учителя;
  • оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
  • размещение и хранение учебного оборудования;
  • оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
  • оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;
  • наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)
Для того, чтобы мастерские соответствовали этим требованиям, в школе ведется постоянная работа по их сохранению и дальнейшему развитию. Заведует мастерской мастер производственного обучения или учитель, назначенный приказом директора. Они работают в соответствии с Положением о мастерских (Приложение № 2). Курирует работу мастерских в соответствии с распределением обязанностей между членами администрации директор.
Чтобы рационально и экономно использовать площадь помещений, организовать творческий труд детей, мы придерживались нескольких правил:
  • Деление помещения на определенные функциональные зоны, связанные с различной деятельностью детей в помещении.
Например: мастерская по художественной обработке дерева по своей планировке и размещению мебели делится на зоны: для самостоятельной работы детей (ученические места), для работы учителя (рабочее место учителя), рабочие места учащихся коллективного пользования (станки, вытяжные устройства и т.п.); лекционная зона (учебные столы); станочная зона; выставочная зона.
  • Универсальное использование помещений для различных целей.
Например: площадь мастерской по художественной обработке дерева используется рационально за счет небольших, легко передвигающихся столов. Мебель мобильная, позволяющая использовать ее для различных целей. Удобны школьные парты прямоугольной формы с кратным отношением длины к ширине (60х120 см). Составляя их, можно получить различные варианты из расстановки для занятий, слушания лекций, проведения собраний, игр и т.д. Эти столы можно использовать и для совещания учителей, например, для учебных занятий по ТБ, расставив их соответствующим образом
  • Обязательное применение декоративных элементов, несущих определенную смысловую нагрузку. Они придают индивидуальность мастерской, указывают на ее функциональное назначение, демонстрируют мастерство учителя и результаты творчества детей.
Например: в мастерской по художественной обработке дерева есть большая настенная работа в технике резьбы, выполненная учителями; подцветочницы сделаны также из дерева руками детей; имеется выставка детских работ и т.д.
  • Широкое применение растений и цветов, размещение в “зеленых зонах” представителей животного мира: аквариума с рыбками, клетки с белочкой или попугаем.
Планировка и оборудование, декоративное убранство, окраска, тематика оформления – во всей этой обстановке учащиеся должны найти что-то созвучное своему возрасту, характеру, своим интересам. Обязательно наличие умывальников и зеркал, чтобы дети перед уроком могли привести в порядок свою одежду и прически.

Методические вопросы планировки помещений учебных мастерских.

Учебные мастерские – специально оборудованные помещения для обучения подростков 11-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.
I. Аудитория для занятий по предмету “Художественная обработка дерева”
  1. Кафедра.
  2. Доска.
  3. Стол учителя.
  4. Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным инструментом.
  5. Выставка работ учащихся.
  6. Место хранения незаконченных работ.
  7. Демонстрационно-выставочная зона.
  8. Лекционная зона.
II. Механическая мастерская.
  1. Местная вытяжка к станкам.
  2. Токарно-деревообрабатывающие станки.
  3. Шлифовальный станок.
  4. Универсальные деревообрабатывающие станки.
  5. Заточные станки.
  6. Сверлильный станок.
  7. Универсальное рабочее место учащихся.
  8. Торцово-комбинированная пила.
  9. Струбцина.
  10. Пресс.
  11. Вытяжное устройство УВП-1500 П.
III. Инструментальная.
IV. Запасный выход.
(Приложение 3)
Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.
Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон (речь об этом шла выше).
Композиционный строй, планировка помещения предполагают выявление главного и второстепенного, объединение всех элементов композиции в одно целое. Психологическим центром композиции, объединяющим другие части интерьера, является рабочая зона учителя. Во время объяснений учителем различных тем и задач внимание учащихся должно быть сконцентрировано на его рабочей зоне. Выделение этой зоны осуществляется за счет особенностей решения объемов и плоскостей оборудования. Рабочее место учителя оборудуется столом. На передней стене навешивается классная доска. Рабочий стол учителя должен иметь несколько увеличенную массу и быть приподнятым над уровнем пола. Это позволит ученикам хорошо видеть учителя.
Личная зона необходима учителю для подготовки к различным видам работ, хранения рабочей документации, специальной методической литературы и т.д.
Зона лекционной работы используется для ведения теоретических занятий, работы детей с тетрадями и альбомами.
Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).
Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.
Предметная среда в учебных мастерских сообщает им определенные функциональные и эстетические свойства, с помощью которых мы формируем или, как иногда говорится, “проектируем” человека, пользующегося вещами, живущего в этой предметной среде, воспитываем в нем определенное отношение к вещам, а через них – к людям, обществу, труду.
Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов. Имеется монтажный стол. Так как размеры инструментальной при мастерской художественной обработки дерева позволяют, она разделена поперечными шкафами на два помещения. Первое – это зона отдыха преподавателя (стол, диван для отдыха, шкаф для посуды, музыкальная техника). Второе помещение – собственно инструментальная. Это “царство” механика, мастера производственного обучения, верных помощников преподавателей. Здесь ведется подготовка к учебному процессу. От согласованной работы мастеров производственного обучения и преподавателей зависит состояние инструментов, наличие раздаточного материала, в конечном счете, - уровень преподавания и качество работ подростков.
Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы.
Тем не менее, каждая мастерская имеет свое “лицо”, в котором отражена индивидуальность работающего здесь мастера, учителя. И объясняется это не только стажем работы специалиста в школе. Не меньшее значение имеет и то, что многое в каждой мастерской сделано своими руками.

Роль директора УДО в вопросах сохранения и развития материальной базы учебных мастерских

Высокого уровня обучения и воспитания можно добиться при двух непременных условиях: при наличии квалифицированных кадров и необходимой учебно-материальной базы. Если в учреждении ДО нет оборудованных учебных кабинетов, если в библиотеке нет программной литературы для детей и методической для учителей, если в помещении грязно, здесь нет настоящего руководителя. (Приложение № 4)
Директор учреждения отвечает за создание материальных условий для успешной работы каждого учителя и школы в целом. От его инициативы, организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков, настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы учреждения, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.

Проблема педагогических кадров.

Существует проблема подбора педагогических кадров, ведущих занятия в учебных мастерских учреждений дополнительного образования. С одной стороны, это должны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.10 | Просмотров: 3195

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340