Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Архитектурный пейзаж прошлого, настоящего и будущего - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Архитектурный пейзаж прошлого, настоящего и будущего


Автор(ы): Гасишвили Марина Леонидовна, учитель изобразительного искусства


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
Познакомить детей с понятием “архитектура”.
Создать образное представление об архитектурном ансамбле Казанского Кремля, современного города.
Научить видеть конструктивные отличия разных типов архитектуры.
Задачи:
1. Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к историческим памятникам .
2. Научить передавать на бумаге архитектурные сооружения.
3.Развивать образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся.
Тип урока : урок-путешествие
Форма проведения : урок – путешествие.
Оборудование :иллюстрации Казанского кремля, храмов, мечетей.
Изображения фигур людей в национальных (русских и татарских) костюмах. Видеоряд (архитектура Казани). Музыкальный ряд (мелодии татарских композиторов)
Литература:
Айдаров С.- Казань в памятниках истории и культуры.
Айдаров С.- Архитектурное наследие Казани.
Горзивина А. Новецкий А.- Моя Казань.

Тему сегодняшнего урока мы посвящаем Казани, ее архитектуре - прошлой, настоящей и будущей.
Еще недавно считали, что Казань была основана в 1177 году, но уже в 2005 году мы отмечали 1000-летие Казани. Благодаря каким научным открытиям это стало возможным? Оказывается при раскопках на территории Казанского кремля были найдены монеты, датированные 1005 годом Ученые установили, что уже в то время на этой земле были булгарские поселения.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по городу Казани. Попробуем себя в роли художников, архитекторов, строителей. Научимся изображать здания, учитывая их форму и декор, определять разницу в архитектуре разных эпох.
Итак, начинаем экскурсию. ( зрительный ряд )
<Рисунок 1>
Там Волга расправила плечи,
Расплескалась морской синевой,
Словно чайка в полете, застыл над волной
Молодой и седой город мой.
Ты республики нашей любимой столица!
Сколько светлых имен в твоем сердце хранится!
Новой жизни огни зажигались в Казани.
Вырастали заводы и школьные здания.
Растут дома, бульвары и дворцы,
Кипит повсюду неустанный труд
Эпохи новой смелые творцы
Чудесный город-сказку создают.
Он разный мой город забот –
Вон цирк, как панама младенца,
И как табакерка – завод,
Лишь надо уметь приглядеться.
Мечеть, как седой аксакал,
Прожитые годы итожит,
Подняв минареты стакан,
Достоинства города множит.
(Выступление учащихся)
Посмотрим, как прекрасны храмы – православные и мусульманские. Насколько человечен масштаб этих сооружений, архитектурный орнамент, как изящны минареты и величественны купола.
Эта архитектура не подавляет человека, а возвышает его, создает ощущение восторга, красоты и гармонии. Это звучащая музыка! Давайте послушаем старинную татарскую татарскую музыку, чтобы лучше почувствовать красоту казанской архитектуры, ее музыкальность и органичность.
Музыка в камне. К сожалению, зачастую зодчие древних храмов не известны, их имена к нам из глубины веков не доходят. ( Петропавловский собор, 1723-26гг, Азимовская мечеть, 1887-90гг) Но бывают исключения.
<Рисунок 2>
Архитектура. Что же это такое? (Диалог с учащимися).
Архитектура – это искусство строить и украшать здания.
Говорят, что архитектура – это музыка в камне. Архитектурный ансамбль г. Казани можно сравнить с хорошо слаженным оркестром. Торжественность и величие в нем играют русские храмы и церкви, есть в ней и голоса немецкой церкви – кирхи, есть и еврейский храм – синагога Но особую мелодичность, поэтичность в этом слаженном ансамбле создают мусульманские мечети. Казань славится своими старинными мечетями, а в последнее время было построено много новых.
Назовите, какие вы знаете мечети. (мечеть Кул-Шариф, мечеть Марджани…) (диалог с учащимися)
<Рисунок 3>
Архитектура является громадной “каменной книгой”, на каменных страницах края запечатлены различные эпохи в развитии человечества. История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда; особую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под небом на глазах у всех. Почти у каждого крупного города есть свой архитектурный символ, облик которого изображен на значках, памятных открытках, календарях. Давайте сейчас попробуем назвать их, сказать, к какому городу они принадлежат.
-Москва – Кремль, Собор Вас.Блаженного,
Париж – Эйфилева башня,
Н.Йорк – Статуя Свободы,
Казань – Башня Сююмбике. (диалог с учащимися)
Казанский Кремль выглядит нестарым
Вот минарет, игла в его руке.
Тот минарет, конечно же, недаром
С древнейших пор зовут Сююмбике.
Башня Сююмбике по праву считается одним из самых прекрасных архитектурных памятников нашей столицы, символом города. Гордой красавицей возвышается она над белыми кремлевскими стенами. С минаретом Сююмбике связано много народных татарских преданий. Знаете ли вы их?
Сююмбике!
Нас красотой и статью покорила.
А по легенде вот как дело было.
Красой Ивана Грозного пленила.
Решил царь на красавице жениться
И на Казань пошел военной силой.
Чтобы войну от града отвести,
Она царю велела башню возвести.
И прыгнула с вершины той,
Не став Ивана Грозного женой!
<Рисунок 4>
А сейчас мы перенесемся в прошлое и заглянем в старую Казань.
(Видеофрагмент.)
Когда-то с Кремля началась Казань. Тогда без труда можно было обойти город пешком. По ряду исторических источников можно говорить, чт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.10 | Просмотров: 1433

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340