Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Архитектурный пейзаж прошлого, настоящего и будущего
Автор(ы): Гасишвили Марина Леонидовна, учитель изобразительного искусства
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Познакомить детей с понятием “архитектура”. Создать образное представление об архитектурном ансамбле Казанского Кремля, современного города. Научить видеть конструктивные отличия разных типов архитектуры. Задачи: 1. Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к историческим памятникам . 2. Научить передавать на бумаге архитектурные сооружения. 3.Развивать образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся. Тип урока : урок-путешествие Форма проведения : урок – путешествие. Оборудование :иллюстрации Казанского кремля, храмов, мечетей. Изображения фигур людей в национальных (русских и татарских) костюмах. Видеоряд (архитектура Казани). Музыкальный ряд (мелодии татарских композиторов) Литература: Айдаров С.- Казань в памятниках истории и культуры. Айдаров С.- Архитектурное наследие Казани. Горзивина А. Новецкий А.- Моя Казань. Тему сегодняшнего урока мы посвящаем Казани, ее архитектуре - прошлой, настоящей и будущей. Еще недавно считали, что Казань была основана в 1177 году, но уже в 2005 году мы отмечали 1000-летие Казани. Благодаря каким научным открытиям это стало возможным? Оказывается при раскопках на территории Казанского кремля были найдены монеты, датированные 1005 годом Ученые установили, что уже в то время на этой земле были булгарские поселения. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по городу Казани. Попробуем себя в роли художников, архитекторов, строителей. Научимся изображать здания, учитывая их форму и декор, определять разницу в архитектуре разных эпох. Итак, начинаем экскурсию. ( зрительный ряд ) <Рисунок 1> Там Волга расправила плечи, Расплескалась морской синевой, Словно чайка в полете, застыл над волной Молодой и седой город мой. Ты республики нашей любимой столица! Сколько светлых имен в твоем сердце хранится! Новой жизни огни зажигались в Казани. Вырастали заводы и школьные здания. Растут дома, бульвары и дворцы, Кипит повсюду неустанный труд Эпохи новой смелые творцы Чудесный город-сказку создают. Он разный мой город забот – Вон цирк, как панама младенца, И как табакерка – завод, Лишь надо уметь приглядеться. Мечеть, как седой аксакал, Прожитые годы итожит, Подняв минареты стакан, Достоинства города множит. (Выступление учащихся) Посмотрим, как прекрасны храмы – православные и мусульманские. Насколько человечен масштаб этих сооружений, архитектурный орнамент, как изящны минареты и величественны купола. Эта архитектура не подавляет человека, а возвышает его, создает ощущение восторга, красоты и гармонии. Это звучащая музыка! Давайте послушаем старинную татарскую татарскую музыку, чтобы лучше почувствовать красоту казанской архитектуры, ее музыкальность и органичность. Музыка в камне. К сожалению, зачастую зодчие древних храмов не известны, их имена к нам из глубины веков не доходят. ( Петропавловский собор, 1723-26гг, Азимовская мечеть, 1887-90гг) Но бывают исключения. <Рисунок 2> Архитектура. Что же это такое? (Диалог с учащимися). Архитектура – это искусство строить и украшать здания. Говорят, что архитектура – это музыка в камне. Архитектурный ансамбль г. Казани можно сравнить с хорошо слаженным оркестром. Торжественность и величие в нем играют русские храмы и церкви, есть в ней и голоса немецкой церкви – кирхи, есть и еврейский храм – синагога Но особую мелодичность, поэтичность в этом слаженном ансамбле создают мусульманские мечети. Казань славится своими старинными мечетями, а в последнее время было построено много новых. Назовите, какие вы знаете мечети. (мечеть Кул-Шариф, мечеть Марджани…) (диалог с учащимися) <Рисунок 3> Архитектура является громадной “каменной книгой”, на каменных страницах края запечатлены различные эпохи в развитии человечества. История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда; особую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под небом на глазах у всех. Почти у каждого крупного города есть свой архитектурный символ, облик которого изображен на значках, памятных открытках, календарях. Давайте сейчас попробуем назвать их, сказать, к какому городу они принадлежат. -Москва – Кремль, Собор Вас.Блаженного, Париж – Эйфилева башня, Н.Йорк – Статуя Свободы, Казань – Башня Сююмбике. (диалог с учащимися) Казанский Кремль выглядит нестарым Вот минарет, игла в его руке. Тот минарет, конечно же, недаром С древнейших пор зовут Сююмбике. Башня Сююмбике по праву считается одним из самых прекрасных архитектурных памятников нашей столицы, символом города. Гордой красавицей возвышается она над белыми кремлевскими стенами. С минаретом Сююмбике связано много народных татарских преданий. Знаете ли вы их? Сююмбике! Нас красотой и статью покорила. А по легенде вот как дело было. Красой Ивана Грозного пленила. Решил царь на красавице жениться И на Казань пошел военной силой. Чтобы войну от града отвести, Она царю велела башню возвести. И прыгнула с вершины той, Не став Ивана Грозного женой! <Рисунок 4> А сейчас мы перенесемся в прошлое и заглянем в старую Казань. (Видеофрагмент.) Когда-то с Кремля началась Казань. Тогда без труда можно было обойти город пешком. По ряду исторических источников можно говорить, чт...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.10 | Просмотров: 1433
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|