Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа по курсу Домоведение - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Программа по курсу Домоведение


Автор(ы): Бельтюкова Наталья Викторовна, учитель технологии и ОПД


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка
Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров).
Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни. “Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его” (К.Д. Ушинский).
Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа.
Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость.
Курс “Домоведение” разработан для учащихся, девушек 10 класса, рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Его возможно преподавать на уроках технологии, как предмет школьного компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера.
Цель данного курса: Воспитание духовно здоровой личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа.
Задачи курса:
  • Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
  • Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
  • Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
  • Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
  • Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.
2. Структура и содержание курса “Домоведение”
Программа данного курса состоит из трех разделов:
I раздел “Семейные праздники”.
II раздел “Народные и православные праздники”.
III раздел “Дом с ухожами”.
I раздел “Семейные праздники”
Человека в течение всей жизни сопровождают праздники и обряды, которые своей торжественностью и красотой делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Праздники бывают календарные, общегосударственные, народные, церковные и семейные или домашние.
Когда-то все линии обрядов были органически соединены и представляли единую систему народных торжеств, которые в свою очередь, оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, на искусство, имели глубокое воспитательное значение
Многие народные торжества относятся к разряду семейных, так как именно в семье справляются, передаются в ней из поколения в поколение - это свадьба, родины, крестины, именины, новоселье.
II раздел “Народные и православные праздники”
Один из наших великих фольклористов - собирателей, профессор И. М. Снигерев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.
В числе традиционных народных праздников Святки и Масленица, Иванов день (Купала) и многие другие. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат историей, своими корнями, традициями.
Церковные праздники были особо почитаемы русским народом.
В прежние времена в праздничные дни исключалась не только работа, но и учение, и - до окончания литургии - всякие развлечения. Это делалось не только для отдыха, но, прежде всего, для обретения душевного покоя, осмысления своей жизни, угодной Богу, для посещения церкви, для сотворения молитвы.
Церковные праздники делятся на:
  • великие (Рождество и Светлое воскресение Христово)
  • двунадесятые (посвященные Иисусу Христу и Пресвятой Богородице);
  • праздники в честь святых.
III раздел “Дом с ухожами”
Что движет человеком, когда он строит? Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда я физически непосильного? Неизвестно…
Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он созидает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. С чувством дома, уюта связана у детей тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Нередко она переходит из детства во взрослую атмосферу.
Русская изба - дом с ухожами - быть может, непривычное на чей-то слух выражение, оно, тем не менее, звучит сейчас по-особому выразительно.
К чему ни примени, а во все времена ухожи - это то, за чем заботливо ухаживают, чем дорожат, что охраняют и берегут.
Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе Дом прежде всего прочего.
3. Программа курса “Домоведение”
Тема Кол-во часов
I раздел “Семейные праздники” 16 часов
1. Совет да Любовь. Свадебные угощения. 2
2. Планирование семьи. Человек родился. 2
3. Уход за новорожденным. Проект “ Одежда для малыша” 8
4. Крестины. Именины. Проект “День рождения – шумный праздник” 4
II раздел “Народные и православные праздники” 10 часов
Рождество Христово. К рождественскому столу.
Проект “Упаковка для рождественского подарка”.
4
Святки. Святочные гадания. Крещенье Господне. Традиционные блюда праздника. Масленица. 2
Великий пост. Блюда постного стола. 2
Пасха. Символ Пасхи – крашеные яйца. Кулич – шедевр пасхального стола. 2
III раздел “Дом с ухожами” 12 часов
Всякий дом хозяином держится. Порядок домоуправления. 2
Проект “Свой дом украшу я сама”. 10
4. Перечень знаний и умений формируемых у учащихся
I раздел "Семейные праздники"
знать:
  • обычаи и традиции русской свадьбы:
  • обряды, сопровождающие родины;
  • гигиену девушки, женщины, современные методы контрацепции;
  • физиологические изменения в организме женщины во время беременности;
  • физиологические особенности новорожденного;
  • обряды крещения и имянаречения.
уметь:
  • приготовить свадебные угощения;
  • ухаживать за новорожденным;
  • конструировать, моделировать и изготовлять одежду для малыша;
  • вносить свои конструктивные изменения для более удобного и практичного использования изготовленного изделия для малыша;
  • организовать детский праздник в семье “День рождения”.
II раздел "Народные и православные праздники"
знать:
  • традиции и обряды празднования Рождества Христова;
  • обычаи празднования Святок;
  • традиции праздника Святого Богоявления;
  • традиции Масленицы;
  • обря...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.11 | Просмотров: 1542

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340