Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Программа по курсу Домоведение
Автор(ы): Бельтюкова Наталья Викторовна, учитель технологии и ОПД
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка Мы переживаем всесторонний кризис: материальный, социальный, политический, духовный. Страшнее всего кризис духовный - “русская духовность поражена немощью” (И.Ф. Гончаров). Одна из причин духовного кризиса в том, что русский народ забывает свои традиции, истоки, корни. “Нет проникновения в родное, нет подлинного знания и понимания его” (К.Д. Ушинский). Выходов из кризисов существует несколько и немалую роль здесь должна сыграть школа. Именно школа призвана сегодня стать центром духовного возрождения русского народа. Одной из задач учебно-воспитательной работы в нашей школе является воспитание русского человека через формирование общечеловеческих и национальных ценностей; воспитание таких черт характера как трудолюбие и смекалка, доброта, милосердие, сострадание, мягкость и отзывчивость. Курс “Домоведение” разработан для учащихся, девушек 10 класса, рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Его возможно преподавать на уроках технологии, как предмет школьного компонента, а также использовать как элективный курс для расширения знаний, совершенствования умений и навыков по ведению домашнего хозяйства. Данный предмет позволяет социально сориентировать учащихся в жизни, без проблем вести домашнее хозяйство, способствует формированию лучших черт национального характера. Цель данного курса: Воспитание духовно здоровой личности, знающей и уважающей национальную культуру, традиции и обычаи русского народа. Задачи курса: - Знакомство учащихся с народными праздниками, обрядами и обычаями.
- Формирование потребности учащихся к изучению народных традиций, обычаев и обрядов.
- Воспитание бережного отношения к народным традициям и обрядам, привитие любви и желания трудиться.
- Совершенствование специальных умений и навыков при выполнении кулинарных работ, обработки ткани, рукоделия, организации домашнего хозяйства.
- Развитие творческих задатков, познавательной самостоятельности и инициативы через использование технологии проектной деятельности.
2. Структура и содержание курса “Домоведение” Программа данного курса состоит из трех разделов: I раздел “Семейные праздники”. II раздел “Народные и православные праздники”. III раздел “Дом с ухожами”. I раздел “Семейные праздники” Человека в течение всей жизни сопровождают праздники и обряды, которые своей торжественностью и красотой делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Праздники бывают календарные, общегосударственные, народные, церковные и семейные или домашние. Когда-то все линии обрядов были органически соединены и представляли единую систему народных торжеств, которые в свою очередь, оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, на искусство, имели глубокое воспитательное значение Многие народные торжества относятся к разряду семейных, так как именно в семье справляются, передаются в ней из поколения в поколение - это свадьба, родины, крестины, именины, новоселье. II раздел “Народные и православные праздники” Один из наших великих фольклористов - собирателей, профессор И. М. Снигерев писал, что народные праздники со всеми относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни. В числе традиционных народных праздников Святки и Масленица, Иванов день (Купала) и многие другие. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат историей, своими корнями, традициями. Церковные праздники были особо почитаемы русским народом. В прежние времена в праздничные дни исключалась не только работа, но и учение, и - до окончания литургии - всякие развлечения. Это делалось не только для отдыха, но, прежде всего, для обретения душевного покоя, осмысления своей жизни, угодной Богу, для посещения церкви, для сотворения молитвы. Церковные праздники делятся на: - великие (Рождество и Светлое воскресение Христово)
- двунадесятые (посвященные Иисусу Христу и Пресвятой Богородице);
- праздники в честь святых.
III раздел “Дом с ухожами” Что движет человеком, когда он строит? Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда я физически непосильного? Неизвестно… Позывы к строительству, к созиданию человек испытывает уже в раннем детстве, когда, играя, он созидает свои дворцы, мосты и дома, не похожие ни на какие иные, хотя и сделанные по примеру других. С чувством дома, уюта связана у детей тяга, совсем близкая к архитектурному творчеству. Нередко она переходит из детства во взрослую атмосферу. Русская изба - дом с ухожами - быть может, непривычное на чей-то слух выражение, оно, тем не менее, звучит сейчас по-особому выразительно. К чему ни примени, а во все времена ухожи - это то, за чем заботливо ухаживают, чем дорожат, что охраняют и берегут. Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе Дом прежде всего прочего. 3. Программа курса “Домоведение” Тема | Кол-во часов | I раздел “Семейные праздники” | 16 часов | 1. Совет да Любовь. Свадебные угощения. | 2 | 2. Планирование семьи. Человек родился. | 2 | 3. Уход за новорожденным. Проект “ Одежда для малыша” | 8 | 4. Крестины. Именины. Проект “День рождения – шумный праздник” | 4 | II раздел “Народные и православные праздники” | 10 часов | Рождество Христово. К рождественскому столу. Проект “Упаковка для рождественского подарка”. | 4 | Святки. Святочные гадания. Крещенье Господне. Традиционные блюда праздника. Масленица. | 2 | Великий пост. Блюда постного стола. | 2 | Пасха. Символ Пасхи – крашеные яйца. Кулич – шедевр пасхального стола. | 2 | III раздел “Дом с ухожами” | 12 часов | Всякий дом хозяином держится. Порядок домоуправления. | 2 | Проект “Свой дом украшу я сама”. | 10 | 4. Перечень знаний и умений формируемых у учащихся I раздел "Семейные праздники" знать: - обычаи и традиции русской свадьбы:
- обряды, сопровождающие родины;
- гигиену девушки, женщины, современные методы контрацепции;
- физиологические изменения в организме женщины во время беременности;
- физиологические особенности новорожденного;
- обряды крещения и имянаречения.
уметь: - приготовить свадебные угощения;
- ухаживать за новорожденным;
- конструировать, моделировать и изготовлять одежду для малыша;
- вносить свои конструктивные изменения для более удобного и практичного использования изготовленного изделия для малыша;
- организовать детский праздник в семье “День рождения”.
II раздел "Народные и православные праздники" знать: - традиции и обряды празднования Рождества Христова;
- обычаи празднования Святок;
- традиции праздника Святого Богоявления;
- традиции Масленицы;
- обря...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.11 | Просмотров: 1542
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|