Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Проект по теме: Система интегрированных уроков по физике и химии - основа формирования целостной картины окружающего мира
Автор(ы): Холод Ольга Борисовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Социально- экономический прогресс, серьезные преобразования во всех сферах жизни нашего общества требуют и глубоких преобразований в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, который сейчас направлен на гуманизацию и гуманитаризацию. Современный ребенок получает знания об окружающем его мире достаточно бессистемно и из разрозненных источников. В возрасте 12-13 лет, начиная изучать естественные науки, он воспринимает их, практически не связывая друг с другом и тем более с внешним миром. Это сильно влияет на дальнейшее психическое развитие, и как следствие, на успеваемость - особенно в возрасте 13-14 лет, когда мотив “ учиться, потому что так нужно” перестает быть доминирующим, а иного смысла в образовании учащиеся не видят. С другой стороны, 11-12 лет – благодатный возраст для восприятия и усвоения всего нового. Формирование личности и сознания достаточно индивидуально, но все же подчиняется общим законам. В частности, об общем интеллектуальном развитии можно судить по тому, насколько сформулированы психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основными критериями при этом являются: способность к обобщениям, свободная грамотная речь, умение видеть проблему или суть явления в целом, а не с одной стороны. Возникает следующая проблема: дифференцированное изучение естественных наук в средней школе средствами отдельных предметов не позволяет сформулировать у учащихся представления о природе, месте и роли в ней человека, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, вставших сегодня перед человечеством, комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений школьников. Преодоление этой проблемы с помощью межпредметных связей между дисциплинами в полной мере вряд ли возможно, потому что, реализуя их на уроках отдельных предметов, учитель главным образом преследует цель создания лучших условий для формирования у учащихся конкретных знаний по своему предмету. Межпредметные связи служат хотя и важным, но вспомогательным средством объединяющим знания школьников. Общий объект изучения - природа и человек- все же остается расчлененным между отдельными предметами. В этих условиях изменить положение может создание системы интегрированных уроков. Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы синтезированные уроки на основе учебного материала разных тем и этапов школьного курса. Основной акцент здесь приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки несут в себе также обязательное развитие творческой активности учащихся. Цель проекта: - Формирование целостной научной картины мира.
- Формирование творческой личности, умений объяснять явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.
Задачи: - Овладение научными фактами, понятиями, доступными школьникам обобщениями о физических, химических и биологических объектах, явлениях и процессах, их взаимосвязях как основы целостности природы.
- Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как иерархически организованной и развивающейся системе.
- Формирование общеучебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы)
- Формирование экологических знаний и умений, естественно-научных основ деятельности человека в природе( природопользование ) , о человеке как разумной части биосферы, способной оказывать на нее существенное воздействие.
- Формирование ценностного отношения к природе, осознание необходимости рационального использования природных богатств, охраны природы.
- Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.
Ожидаемый результат: - Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы; формирование осознанного восприятия себя разумной частью биосферы.
- Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели, умения устанавливать причинно-следственные связи, объяснять происходящие явления.
- Пробудить интерес к предметам естественного цикла, повысить мотивацию обучения.
Реализация данного проекта осуществлялась в четыре этапа: I: планирование интегрированного курса; II: планирование конкретных уроков; III: подготовка к каждому конкретному уроку; IV: проведение урока. На первом этапе, целью которого являлось планирование системы интегрированных уроков по темам, параллелям и времени проведения, возникла проблема: несовпадение времени изучения тем по программам химии и физики. Она была успешно решена на одном из заседаний МО учителей предметов естественного цикла, что позволило перейти ко второму этапу данного проекта, результатом которого стало планирование серии конкретных уроков, которые представлены в таблице. Дата | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Средства и методы | Ожидаемый результат | Сентябрь | 7 класс.Строение вещества. Молекулы и атомы. | Сформировать общие представления о строении вещества, расширить кругозор и научные взгляды; активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, сообразительность, внимание. | Урок ознакомления с новым материалом. | Эксперимент, создание проблемной ситуации, работа с раздаточным материалом | Формирование понятий “тела” и “вещества”, “атомы” и “молекулы” | Октябрь | 9 класс.Сильные и слабые электролиты. Действие электрического тока. | Повторить явление диссоциации кислот, солей и оснований, образование ионов. Рассмотреть взаимосвязь электрических явлений в окружающем мире, в различных средах. Познакомить с действиями электрического тока. Расширить кругозор учащихся, научить их логически мыслить и делать самостоятельные выводы из поставленных экспериментов. Активизировать различные виды памяти. | Комбинированный урок: применение знаний и умений и ознакомление с новым материалом (по методу проектов) | Эксперимент, поисковый метод, работа с текстом. | Овладение знаниями по данной теме путем самостоятельной исследовательской деятельности. Творческий продукт: опорный конспект. | Ноябрь | 10 классУравнение состояния идеального газа | Доказать справедливость уравнения МКТ. Показать взаимосвязь макро- и микромира. Продолжать отрабатывать навыки решения задач. Научить учащихся...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.11 | Просмотров: 1423
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|