Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тренинг для учителей Кто есть кто? - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Тренинг для учителей Кто есть кто?


Автор(ы): Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  1. Разработать методические рекомендации по работе на уроках с мальчиками.
  2. Дать возможность учителям увидеть педагогические деформации со стороны.
Задачи:
  1. В игровой форме напомнить, что все дети разные.
  2. В игровой форме показать неэффективность оценивания знаний и умений на уроке оценкой “2”.
  3. В игровой форме показать различия особенностей организации мозга и психики, познавательной и эмоциональной сферы мальчика и девочки.
  4. Выработать методы и приемы для работы с мальчиками на уроке, учитывая особенности мужской психофизиологии.
Материалы:
  1. Маски животных и птиц: утки, обезьяны, черепахи, собаки, корова, кенгуру и др.
  2. Нагрудные надписи: “учительница”., “мальчик”, “девочка”, “боксер”, “инопланетянин” для всех присутствующих.
  3. Раздаточный материал: карандаши, ручки, справочная информация, листки с рисунками, схемы.
Методы:
  1. Игра.
  2. Тренинг.
  3. Дискуссия.
  4. Вопрос-ответ.
  5. Мозговой штурм.
План занятия
  1. Организационная часть. Вступительное слово тренера. (2 мин)
  2. Игра 1. “В школе для зверей, птиц и животных” (7 мин)
  3. Игра 2. “Инопланетяне изучают тему “Человек. Мальчик и девочка”. (12 мин)
  4. Мозговой штурм “Чем отличается учитель на уроке от боксера на ринге?
  5. Что общего у учительницы и боксера?”
  6. Анализ. Обсуждение. Выработка рекомендаций. Презентация участников трех групп (20-30 мин)
  7. Подведение итогов. Рефлексия. (7 мин)
  8. Прощание (2 мин)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами обсудим проблему раздельного обучения в игровой форме. После проигранной сценки, Вам будет предложен ряд вопросов. Мы обсудим методы и приемы при обучении мальчиков. По итогам выработаем методические рекомендации и инструкции.
Гипотеза 1. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Необходимо понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Гипотеза 2. Весь учебный процесс отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина), так и в способах подачи материала - подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления. Мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, И.В. Костикова, Н.Щ. Царева).
Гипотеза 3. Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго-долго ругают мальчика, нагнетая эмоции и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы) не может долго удерживать эмоциональное напряжение, его мозг для этого не приспособлен, и чтоб не перенапрячься, отключил слуховой аппарат и информация до его сознания не доходит. Он уже ничего не слышит.
Гипотеза 4. Существует противоречие между содержанием и формами обучения. Сегодня наблюдается тенденция маскулинизации женщин (повышение авторитарности, агрессивности, стремление к лидерству и т.д.), что не может не отражаться на бессознательном стремлении к феминизации мальчиков и маскулинизации девочек как в семье, так и в учебно-воспитательных учреждениях. Суворовское, Нахимовское училище, кадетский корпус преследуют функциональные цели подготовки защитников Отечества, что, несомненно, повышает маскулинность, т.к. направлено на формирование потенциального мужского гендера.
Участники делятся на три группы и рассаживаются за три стола. Подряд проигрывается три сценки, а затем каждой группе участников предлагается обсудить одну сценку, сделать выводы и предложить рекомендации.
Игра №1 “В школе животных”
Ведущий.
Рассказывает притчу:
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Разыгрывается сценка: всем участникам раздаются маски того или иного животного или птицы.
Выходит Учительница.
Учительница дает замечания участникам игры в авторитарно-агрессивном стиле.
Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на обдумывание.
Учительница ругает ученика, затрагивая его личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты, почему все время вертишься, кривляешься, как обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не станешь человеком. Ты - неудачница. Я тебе ставлю двойку!!!”
Игра №2 “Инопланетяне изучают тему: “Человек. Мальчик и девочка”
Разыгрывается сценка.
Всем участникам раздаются маски инопланетян. Имя каждого инопланетянина зависит от цифры и буквы того класса, в котором учитель является классным руководителем. Например: Инло 9- Б или Инло 8 -А, и т.д.
В центре класса на стульях сидят мальчик и девочка. Учитель объясняет новый материал. По ходу объяснения, учительница ругает детей, обзывает их бестолковыми и ставит двойки за поведение или невнимательность.
Тема нового материала: “Человек. Мальчик и девочка”.
Учитель рассказывает об отличительных особенностях у мальчиков и девочек.
Информационная справка (конспект учителя) (приложение 1, приложение 2)
Женщина и мужчина имеют различия не только по половым признакам. У них разный мозг, разная физиология, биохимия, анатомия организма, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. Поэтому мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.
Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные и ролевые.
Существует несколько подходов к изучению особенностей мужчины и женщины, мальчика и девочки.
Нейропсихологический подход
С первых дней жизни у детей начинает быстрее развивается правое полушарие мозга. Правому полушарию свойственно целостное восприятие, образное, конкретное и интуитивное мышление. Правое полушарие перерабатывает всю информацию комплексно. Из его поля зрения не выпускается ничего и не делится на важное и неважное. Левое полушарие, хоть оно включается в работу еще до рождения, как и правое, развивается медленнее. Благодаря левому полушарию, информация дробится на блоки, отбрасывается несущественное, выбирается наиболее вероятный вариант направления мышления, разворачивается мыслительная цепочка (причинно-следственная, логическая). Центры речи расположены в левом полушарии. Человек, овладев речью, научился классифицировать информацию, разбивать ее на блоки. Однако с речью происходит утеря некоторых конкретных признаков предметов, явлений, событий.
Пучок нервных волокон, соединяющий два полушария и позволяющий полушариям обмениваться информацией, у детей тоньше, чем у взрослых. У мальчиков и мужчин он тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у мальчиков интеграция информации, обрабатываемая в каждом из полушарий, речевом и неречевом, затруднена. Это особенность сказывается на особенностях их мышления и других психических функциях. Однако вариантов организации мозга и психики у мужского пола больше, чем у женского. У девочек организация мозга менее разнообразна. Но среди девочек мало ярких левополушарных и ярких правополушарных. Среди мальчиков чаще встречаются ярко выраженные типы. Однако мальчики и девочки, отнесённые к одному и тому же типу, мыслят по-разному, потому что процесс познавательной деятельности опирается на разные комплексы структур мозга, по-разному связываются друг с другом, образуют неодинаковые цепочки внутриполушарных и межполушарных связей.
Теория асинхронной эволюции полов генетика В.А. Геодакяня
Зачем природе деление на мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится когда-то тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление, обеспечит приспособление к новым условиям. Эти две тенденции воплощаются в делении живых существ на мужские и женские особи.
Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс. Реально, в природе, количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Природа бережёт женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. Но природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий, то есть они лучше приспосабливаются к негативным условиям внешней среды, чем особи мужского пола. Поэтому самцам приходится что-то изобретать, чтобы выжить. Этими различиями и определяется высокая расположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.
Ситуация №3.
Ведущий. Предлагается просмотреть два видеосюжета: учитель на уроке и боксер на ринге.
Задание и вопросы:
  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи, методы и приемы, профессиональные деформации, травмы тела или психики, профессиональная пригодность и способности и т.д.).
  2. Что общего в деятельности учителя и боксера? ( любовь к своей профессии и т.д.)
  3. Имеет ли право вести бой боксеры разных весовых категорий?
  4. Придумайте аналогичный вопрос, относящийся к учителю и ученику. Задайте этот вопрос участникам первой и второй группам.
Групповая работа аудитория №1. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, разыгранной в сценке №1.
  1. Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
  2. Как учить разных?
  3. Как поддерживать разнообразных?
  4. Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?
  5. Как оценивать разных детей:
    -по способностям,
    -по старанию,
    -или еще как-нибудь?
Групповая работа аудитория №2. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, разыгранной в сценке №2.
  1. На сколько существенные различия у мальчиков и девочек, что это стало проблемой в обучении?
  2. Нужно ли учитывать учителю особенности организации мозга и психики при обучении мальчиков и девочек?
  3. Нужно ли учитывать учителю особенности организации познавательной и эмоциональной сфер при обучении мальчиков и девочек?
Групповая работа аудитория №3. Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, описанной в сюжете №3.
  1. Методом мозгового штурма необходимо найти различия в деятельности учителя и боксера? (цели, задачи,...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.13 | Просмотров: 1299

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340