Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Коррекционно-развивающая работа с учащимися с повышенным уровнем школьной и личностной тревожности - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Тема урока: Коррекционно-развивающая работа с учащимися с повышенным уровнем школьной и личностной тревожности


Автор(ы): Колотеева Светлана Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Введение

Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей. Родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Выбор профессии для тревожного человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов. Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д.

I. Понятие о школьной и личностной тревожности

Тревога — это эмоциональное переживание, а тревожность — психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. Проще говоря, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность человека к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий.
Вместе с тем термин тревожность часто используется в более широком смысле для обозначения и переживания, и устойчивой черты. Так, например, в психодиагностической методике Ч. Спилбергера (в России известной в модификации Ю.Л. Ханина) различаются ситуативная тревожность, характеризующая состояние человека в конкретный момент, и личностная тревожность — как относительно устойчивое личностное образование.
Поведенческие признаки тревоги еще более разнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Отвечая у доски, школьница теребит и мнет свой фартук и к концу учебного дня имеет вид, словно его жевал теленок. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда - изгрызенные ногти, исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенок порой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чаще такое поведение отражает уже не саму тревогу, а тщетные попытки справится с ней.

II. Влияние повышенной тревожности на обучение в школе

Школьному психологу хорошо знакомы те ухищрения, на которые готовы пойти дети, лишь бы избежать выхода к доске или написания диктанта. Однако некоторые ученики не только не хотят отвечать, но при этом еще и не могут справиться с волнением. Известны случаи, когда дети в прямом смысле слова заболевают в ожидании административной контрольной: у них повышается температура, болит и кружится голова. Такая же реакция может наблюдаться и в процессе выполнения задания. Думаю, что практическим психологам известны исследования тревожности у детей и подростков, выполненные А.М. Прихожан. Она подчеркивает, что именно тревожность лежит в основе многих нарушений психического развития детей. Однако Прихожан обратила внимание и на мотивирующую функцию тревожности, влияние которой может носить не только негативный, но и позитивный характер.
Вступая на порог новой жизни, школьной жизни ребенок сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.
Как правило, не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с проблемами обучения и наладить отношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний, о детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В этом случае они также боятся не оправдать ожидания родителей, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.
Помимо боязни идти в школу, нередко возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего бояться отвечать у доски. Доска для них - это своего рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопрос боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и особенно для тех для них, кто перешел в другую школу, где уже произошло "распределение сил" внутри класса.
Из всего сказанного напрашивается вывод: традиционно принятые формы контроля за процессом усвоения знаний не лучшим образом сказываются на эмоциональном состоянии детей и по-своему правы те, кто ратует за школу без отметок. Впрочем, верно и обратное: тревога мешает ученикам показать себя в истинном свете и создает у проверяющих неверное представление об их знаниях и способностях.
Учитель может по своему усмотрению сократить число контрольных работ, но не в его власти освободить детей от экзаменов. Вряд ли вообще оправдано стремление взрослых оградить детей от психотравмирующих ситуаций. Создав в школе щадящий режим оценивания знаний, мы не в состоянии спасти учащихся от переживаний, связанных с установлением отношений друг с другом и с учителями. Даже если в школе не ставят отметок учителя, то их своим отношением ставят одноклассники.
Не следует забывать о том, что в школе ребенок приобретает не только знания, но и опыт разрешения внешних и внутренних конфликтов. Задача школы — позаботиться о том, чтобы в дальнейшем на него хотелось опереться.

III. Коррекционная работа психолога по снижению уровня школьной и личностной тревожности у учащихся

Жизнь ребенка во многом не похожа на нашу, взрослую жизнь. Дети сталкиваются с чем-то новым, неизвестным. Очень важно научить ребенка сосуществовать с тревогой и побеждать ее. Любая познавательная деятельность, вообще любая активная деятельность человека, неизбежно сопровождается моментами неопределенности, неясности, а, следовательно, возможностью возникновения тревоги. Полностью снять тревогу можно, только устранив все трудности. Однако учение и развитие личности протекают лучшим образом не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне и когда ребенок обучен способами борьбы с нею.
Определить является ли эта тревога конструктивной, можно, наблюдая за ребенком в ситуации, требующей максимальной активизации его возможностей. Важно, чтобы такая ситуация была необычной, но и не абсолютно неразрешимой для ребенка. Если он впадет в панику, начнет отказываться что-то делать, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Если поначалу попытается решить задачу привычными способами, а потом откажется с равнодушным видом - скорее всего уровень тревоги недостаточен. Если же внимательно вникнет в задачу, начнет перебирать варианты решения, увлечется заданием, будет думать о нем (даже если не сможет его решить) - вот он, тот уровень конструктивной тревоги, который необходим!
Обеспечить такую конструктивность может умение оценить тревожащую ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней, понять, в чем действительная трудность положения или задачи. С этим же связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Организовать, навыки саморегуляции позволяют не только справляться с тревогой, но и найти выход из ситуации, которая дает все основания казаться безвыходной.
Большое количество наблюдений показывает, что люди, обладающие хорошо развитыми навыками саморегуляции, самоорганизации, при наличии тревоги выполняют сложные задания даже лучше, чем без тревоги. Так, у студентов во время экзаменов прием лекарств, снижающих тревогу, ведет не к повышению, а наоборот, к снижению успешности. Как правило, люди с высоким уровнем способностей, особенно творческих способностей, отличаются достаточно высоким (хотя не чрезмерным) уровнем тревоги. Это и неудивительно: ведь именно конструктивная тревога задает человеку то ощущение собственного несовершенства, неполноты своих достижений, относительности своих успехов, то священное недовольство собой, без которого невозможна творческая деятельность.
Итак, чувство тревоги из препятствия может превратиться в источник успехов. Однако это возможно, во-первых, если "в глубине души" есть какая-то прочная, надежная, нетревожная основа - глубинная уверенность в мире и в себе. А во-вторых, надо иметь в резерве "орудия и припасы" - определенную сумму навыков и умений. Естественно: чем меньше ребенок, тем у него и запас меньше. Из этого следует очень важный практический вывод: чем меньше ребенок, тем настоятельнее необходимо заботиться об уменьшении его тревоги. Подростку, а тем более старшему школьнику относительно высокий уровень тревожности может даже оказаться полезным, но тревогу младшеклассника следует снижать во что бы то ни стало.
Итак, если тревога лишь подхлестывает ребенка, заставляя его напрягать все силы, то недолгий успех обернется скорым поражением. Чем выше тревога, тем успешнее дети справляются с простыми заданиями, но тем труднее им справиться с любым сколько-нибудь сложным и новым делом, требующим самостоятельности и инициативы. Повышая тревожность школьника, не умеющего пока справляться со своей тревогой, можно добиться например, хорошего почерка, прочного овладения элементарными знаниями и навыками. Но как только школьная жизнь (не говоря уж о другой, большой жизни за пределами школы) предложит ему чуть более сложные задачи, его неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку, его недоверие к собственным возможностям моментально всплывут на поверхность и его деятельность, насыщенная тревогой, начнет катастрофически распадаться.
Следовательно задача воспитателя заключается не в том, чтобы изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного покоя ребенка (так он будет попросту спать на уроках), а в том, чтобы, во-первых, не позволять тревоге подниматься выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства для конструктивного ее преодоления.
И самое главное - необходимо ребенку доверять. Человек, которому доверяют, спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Доверять ребенку - значит оставлять за ним право на собственный поступок, на награду или расплату за него. Конечно, взрослый может (и обязан) дать совет, но ни в коим случае нельзя считать виной и проступком, если этот совет не был принят и воплощен в жизнь.
Конструктивная тревога в отличие от деструктивной всегда направлена на преодоление четко обозначенного препятствия, и взрослый в этом случае может помочь ребенку понять, что же, собственно, это за препятствие и как его можно одолеть.

IV. Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми

  • Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.
  • Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, “побеждающее” – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
  • Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.
  • Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
  • В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы “в его образе”. (Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.)
  • Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказываю...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2020

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340