Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическое сопровождение участников эксперимента по разновозрастному взаимодействию
Автор(ы): Кондрашова Джамиля Нормухамедовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность. В МОУ СОШ №17 начат эксперимент по обучению детей 7-9 классов в разновозрастных группах с использованием метода погружения. Переход к эксперименту вызывает необходимость сопровождения всех участников (детей, педагогов, родителей). Поскольку состав учебных групп будет меняться каждый год, возникает проблема готовности подростков к взаимодействию в разновозрастных группах. Необходимо формировать у ребенка адаптивные способности, которые позволяли бы ему в максимально короткие сроки построить доверительные, партнерские взаимоотношения со сверстниками и с педагогами не только в учебной деятельности, но и вне этой деятельности. При этом общение должно выступать как основа социальной адаптации ребенка. Большое влияние на поведение подростка оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. Цель сопровождения: разработать организационно-содержательную модель сопровождения участников разновозрастного взаимодействия, которая обеспечивала бы успешную социализацию, сохраняла и укрепляла здоровье, защищала права подростков. Объект сопровождения: - образовательная среда как условие развития участников разновозрастного взаимодействия;
- формы деятельности, способствующие эффективному взаимодействию;
- общение как способ формирования чувства ответственности;
- психолого-педагогическая оценка успешности подростков в разновозрастном взаимодействии.
Предмет сопровождения: ситуация развития подростка как система отношений подростка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Задачи сопровождения: - провести анализ теоретических подходов к разновозрастному взаимодействию;
- определить методику проведения эксперимента (этапы, диагностический инструментарий, критерии оценки результативности);
- разработать и реализовать организационно-содержательную модель психолого-педагогического сопровождения разновозрастного взаимодействия, которая бы оказывала помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- организовать психологическое сопровождение воспитательно-развивающего отношения к детям (воспитательная концепция, программы воспитания);
- разработать адаптированные и авторские психолого-педагогические программы по формированию классного коллектива, созданию традиций, предупреждающих проблемы развития подростка;
- развить психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) подростков, родителей, педагогов;
- адаптировать и внедрять психотехнологии в практику работы школы;
- проводить экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов;
В основу сопровождения положены следующие принципы: - принцип индивидуального подхода к подростку;
- принцип поиска его внутренних ресурсов и опоры на них;
- принцип реалистичности (участники эксперимента не берут на себя задачи «переделать» учащегося и обеспечить ему жизненное благополучие – они лишь помогают ему преодолеть «разрывы жизни», перейти от ситуации отчуждения от себя и мира, принять ответственность за свою жизнь);
- принцип со-бытия (акцент не на воздействие, а на создание пространства совместного бытия, в условиях которого ребенок создает и перестраивает себя в своих отношениях с миром и осваивает продуктивные способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми).
Этапы эксперимента. - Подготовительный. Анализ проблем учащихся второй ступени, выделение противоречий, нахождение способов ее разрешения, разработка программы эксперимента. Вводная диагностика учебных групп.
- Внедренческий. Организация образовательного процесса. Разработка концепции воспитательной работы. Формирование разновозрастных групп в 7-9 классах. Проведение организационно – деятельностных игр с участниками эксперимента. Психологическая диагностика.
- Реализация программы эксперимента. Окончательное формирование разновозрастных групп. Проведение тренинга по формированию группы как класса. Разработка психолого-педагогических программ. Экспертиза проектов.
- Аналитический. Анализ результатов, их оформление. Описание опыта работы. Подготовка психолого-педагогических рекомендаций по разновозрастному взаимодействию.
Организационно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения по разновозрастному взаимодействию. 1. Развитие и коррекция отношения к себе. Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности. Развитие, коррекция, укрепление адаптивности. Восстановление «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, восстановление чувства собственного достоинства. Развитие и коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствии с психофизиологическими возможностями. Развитие и коррекция полового самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли. - Диагностика особенностей познавательной и эмоциональной сферы учащихся.
- Заполнение классными руководителями и психологами карты психолого-педагогического статуса подростков.
- Проведение психолого-педагогических семинаров на повышение психологической культуры педагогов, родителей.
- Проведение «Недели творчества» для формирования у субъектов образовательного процесса положительного отношения к проектной деятельности.
2. Развитие и коррекция отношения к другим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, восстановление альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии. Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыками самозащиты, завоевание авторитета как конечный результат адаптации. - Проведение родительских собраний для выявления системы ожиданий родителей от обучения детей в разновозрастной группе.
- Проведение занятий с элементами психологического тренинга с учащимися разновозрастных групп.
- Выявление учащихся «группы риска», определение форм и методов индивидуальной и групповой работы с данной группой учащихся.
- Проведение консультативной работы с педагогами, родителями, учащимися по организации разновозрастного взаимодействия.
3. Развитие и коррекция отношения к реальности (жизни). Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград. - Выявление характера и природы дезадаптации учащихся в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.
- Экспертные опросы педагогов, родителей.
- Анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
- Социально-значимые проекты по организации разновозрастного взаимодействия.
Рассматривая развитие познавательной активности как условие активного овладения детьми 11-14 лет социального опыта, мы предполагаем, что смена видов деятельности, изменение функциональной структуры общения ребенка со сверстником, взрослым должны способствовать социализации подростка. Особенности процесса обучения требуют изменения статуса как учителя, так и подростков: они должны стать партнерами по совместной деятельности. При этом формируемые межличностные отношения должны способствовать становлению позитивного отношения к окружающим, себе, внутренней активности личности, ее потребности, способности к самосовершенствованию, самоактуализации. 1. Сопровождение детей. Сопровождение детей предполагает три формы психолого-педагогической работы, а в связи с этим и разработку трех программ психолого-педагогического сопровождения учащихся: - формирование классного коллектива;
- разработка и создание традиций класса, групп;
- участие в создании общешкольных традиций.
На начальном этапе эксперимента необходимо начать работу по формированию классного коллектива, которая будет проходить в три шага. Первый шаг. Социально-психологический тренинг по сплочению классного коллектива. В начале каждого учебного года психолог при участии классного руководителя проводит тренинг по сплочению классного коллектива во вновь созданных классах. Именно здесь ребенок должен научиться адаптироваться к новому социальному окружению и активно взаимодействовать с ним, развивать чувство братской любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия, преодолевать отчужденность от общества. Второй шаг. Долговременная программа по формированию классного коллектива, рассчитанная на три года и разработанная совместно с классными руководителями. Данная программа должна предлагать специальные действия, способы, приемы общения и реагирования на замечания товарищей и собственные ошибки. Освоение внешнего поведения обязательно дополняется работой классного руководителя по созданию у подростков в разновозрастных группах положительного отношения к взаимодействию с окружающими, к поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, установлению доверительной атмосферы в классе, повышению учебной мотивации, работоспособности, обеспечить полноценное психическое развитие. Цель коррекционно-развивающей программы по формированию классного коллектива: обучение сотрудничеству детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавание чувств окружающих людей, развитие коммуникативных навыков. Основная задача программы сопровождения классного коллектива - формирование у подростка чувства взрослости, психологической культуры, коррекции нарушений развития в предыдущих возрастах, становление нового уровня самосознания. Достойное положение в группе сверстников, дающее подростку моральное удовлетворение - важное условие его нормального психического развития. В связи с этим становится важным обучение навыкам психосоциальной компетентности, способности сохранять психологическое благополучие во взаимодействии с внешним миром. Под жизненными навыками мы понимаем развитое самосознание, умение осознавать собственное эмоциональное состояние, управлять им, чувствовать состояние другого человека, умение общаться, творчески, критически, конструктивно мыслить. Третьим шагом в сопровождении разновозрастных групп являются уроки психологии. Так как в классе учатся дети с разнообразными судьбами, с разным уровнем умственного развития, с разной мотивацией, занятия должны носить комплексный характер и строиться по принципу «от подростка, от его интересов, от его языка». Это особенно важно, так как занятия носят, казалось бы, принудительный характер - на них приглашаются все дети. Остро встает проблема мотивирования подростков к изучению психологии, к самопознанию Необходимо также учитывать, что школьные перегрузк...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.16 | Просмотров: 1839
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|