Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок с использованием ИКТ по теме: Небесный алфавит в 5-м классе - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок с использованием ИКТ по теме: Небесный алфавит в 5-м классе


Автор(ы): Мартыненко Вероника Сергеевна, учитель географии; Пастухова Наталья Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. обеспечить усвоение учащимися свойств атмосферы, обобщить и систематизировать знания по теме “Облака”;
  2. развивать логическое мышление, познавательные умения, интеллект;
  3. воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
Оборудование:
проектор, экран, колба с водой, металлический противень, снег или лед, пуховое перышко; лист бумаги голубого цвета, вата, клей, слайды.
Новые понятия:
мириады – неисчислимое количество;
конденсируется – охлаждается;
окт.
ХОД УРОКА
1. Мотивационно-целевой этап урока.
Слайд 1
На слайде следующие слова: одеяло, броня, жизнь, украшение.
- С какой оболочкой Земли ассоциируются эти слова?
- Вспомните, что обозначает это понятие?
- Почему атмосферу называют одеялом, броней, жизнью, украшением?
- Что вы еще знаете об атмосфере?
- Откуда вы это узнали? (Из книг)
- Действительно, люди черпают знания из книг, достаточно ли только этих знаний для изучения природы? (Нужно наблюдать мы ведем дневник наблюдений).
- Сегодня нам пригодится ваше умение наблюдать.
- Давайте понаблюдаем в классе, посмотрите в окно, что можно увидеть, прочесть на небе? Я предлагаю научиться правильно, читать небесный алфавит.
Так и назовем тему сегодняшнего урока.
Слайд 2.
Запишите в тетрадь тему урока.
Что каждый из вас, хотел бы узнать на уроке? В конце урока вы скажете, реализовали ли поставленные цели?
Слайд 3
2. Организационно-содержательныйэтап урока.
Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала строки из стихотворения Степана Щипачева:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками.
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(Объяснение значения слова мириады)
- Какое природное явление показано в стихотворении? (Образование облаков и выпадение из них осадков).
- Автор стихотворения в образной форме показал нам данное явление, а нам нужно с научной точки зрения объяснить его.
- Поэтому предлагаю провести эксперимент, который смоделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
Нужно взять стеклянную банку, налить в нее горячей воды, затем накрыть сверху противнем, на который положить снег или лед. Проследим, что происходит с водой в банке. Вернемся к эксперименту чуть позже.
- Есть несколько причин, почему воздух поднимается вверх, и образуются облака, мы рассмотрим один из них.
Слайд 4
  1. Солнечное излучение нагревает земную поверхность.
  2. Воздух, соприкасаясь с поверхностью, нагревается, становится менее плотным и поднимается вверх.
  3. Тёплый воздух остывает, и содержащийся в нём водяной пар конденсируется, образуя облака.
- Где в бытовых условиях можно увидеть образование облака? (Чайник)
Слайд 5
- Почему водяной пар невидимка становится видимым? (Охлаждается-конденсируется)
- Я, уверена, что где-то ещё вы видели искусственное образование облака?
Слайд 6
(Самолётный след)
- Выступление ученика с опережающим заданием.
Летящие на большой высоте самолеты иногда оставляют за собой в очень холодном воздухе белый след. Из выхлопной системы самолета иногда выбрасывается смесь горячих газов с большим содержанием водяного пара. Водяной пар охлаждается, конденсируется и замерзает в холодном воздухе, образуя тонкий “облачный” след. Этот след называется конденсационным.
- Какое открытие вы для себя сделали, прослушав это сообщение?
- Что такое облака?
Облака – это скопление водяных капелек в воздухе.
Облака бывают разных видов.
Откройте учебник на странице 74.
Найдите, какие бывают облака?
Облака –
1. Кучевые
Встречаются на разной высоте. Это изолированные округлой формы облака с довольно плоским основанием.
2. Слоистые
Образуют на небе сплошной слой. Они встречаются на небольшой высоте до 7 км.
3. Перистые
Образуются на большой высоте, как правило, до 20 км над землёй. Они состоят из ледяных кристалликов и кажутся легкой прозрачной дымкой как бы в виде отдельных “перьев”.
Слайд 7, 8
Небесный алфавит насчитывает всего 9 букв, рассмотрим сочетания, которые образуют основные виды облаков.
В приземном слое, среднем, в верхнем слое.
- Посмотрите в дневнике наблюдений, как называют явление, связанное со скоплением облаков.
Облачность – скопление облаков на небе. Играет роль одеяла над землёй.
Послушайте сообщение о том, в каких единицах измеряется облачность.
Величина облачного покрова измеряется в октах. Число окт показывает, какая часть неба покрыта облаками. Измерения основываются на шкале от 0 до 8 (8 окт ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.16 | Просмотров: 1640

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340