Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок с использованием ИКТ по теме: Небесный алфавит в 5-м классе
Автор(ы): Мартыненко Вероника Сергеевна, учитель географии; Пастухова Наталья Николаевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: обеспечить усвоение учащимися свойств атмосферы, обобщить и систематизировать знания по теме “Облака”; развивать логическое мышление, познавательные умения, интеллект; воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду. Оборудование: проектор, экран, колба с водой, металлический противень, снег или лед, пуховое перышко; лист бумаги голубого цвета, вата, клей, слайды. Новые понятия: мириады – неисчислимое количество; конденсируется – охлаждается; окт. ХОД УРОКА 1. Мотивационно-целевой этап урока. Слайд 1 На слайде следующие слова: одеяло, броня, жизнь, украшение. - С какой оболочкой Земли ассоциируются эти слова? - Вспомните, что обозначает это понятие? - Почему атмосферу называют одеялом, броней, жизнью, украшением? - Что вы еще знаете об атмосфере? - Откуда вы это узнали? (Из книг) - Действительно, люди черпают знания из книг, достаточно ли только этих знаний для изучения природы? (Нужно наблюдать мы ведем дневник наблюдений). - Сегодня нам пригодится ваше умение наблюдать. - Давайте понаблюдаем в классе, посмотрите в окно, что можно увидеть, прочесть на небе? Я предлагаю научиться правильно, читать небесный алфавит. Так и назовем тему сегодняшнего урока. Слайд 2. Запишите в тетрадь тему урока. Что каждый из вас, хотел бы узнать на уроке? В конце урока вы скажете, реализовали ли поставленные цели? Слайд 3 2. Организационно-содержательныйэтап урока. Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала строки из стихотворения Степана Щипачева: Мириады водяных пылинок Поднимаются над океаном, Чтобы тут же в путь пуститься длинный По широтам и меридианам, Стать сгустившимися облаками. Тучами, чтоб тяжестью воды Где-то падать на пески и камни, На поля и на сады. (Объяснение значения слова мириады) - Какое природное явление показано в стихотворении? (Образование облаков и выпадение из них осадков). - Автор стихотворения в образной форме показал нам данное явление, а нам нужно с научной точки зрения объяснить его. - Поэтому предлагаю провести эксперимент, который смоделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. Нужно взять стеклянную банку, налить в нее горячей воды, затем накрыть сверху противнем, на который положить снег или лед. Проследим, что происходит с водой в банке. Вернемся к эксперименту чуть позже. - Есть несколько причин, почему воздух поднимается вверх, и образуются облака, мы рассмотрим один из них. Слайд 4 - Солнечное излучение нагревает земную поверхность.
- Воздух, соприкасаясь с поверхностью, нагревается, становится менее плотным и поднимается вверх.
- Тёплый воздух остывает, и содержащийся в нём водяной пар конденсируется, образуя облака.
- Где в бытовых условиях можно увидеть образование облака? (Чайник) Слайд 5 - Почему водяной пар невидимка становится видимым? (Охлаждается-конденсируется) - Я, уверена, что где-то ещё вы видели искусственное образование облака? Слайд 6 (Самолётный след) - Выступление ученика с опережающим заданием. Летящие на большой высоте самолеты иногда оставляют за собой в очень холодном воздухе белый след. Из выхлопной системы самолета иногда выбрасывается смесь горячих газов с большим содержанием водяного пара. Водяной пар охлаждается, конденсируется и замерзает в холодном воздухе, образуя тонкий “облачный” след. Этот след называется конденсационным. - Какое открытие вы для себя сделали, прослушав это сообщение? - Что такое облака? Облака – это скопление водяных капелек в воздухе. Облака бывают разных видов. Откройте учебник на странице 74. Найдите, какие бывают облака? Облака – 1. Кучевые Встречаются на разной высоте. Это изолированные округлой формы облака с довольно плоским основанием. 2. Слоистые Образуют на небе сплошной слой. Они встречаются на небольшой высоте до 7 км. 3. Перистые Образуются на большой высоте, как правило, до 20 км над землёй. Они состоят из ледяных кристалликов и кажутся легкой прозрачной дымкой как бы в виде отдельных “перьев”. Слайд 7, 8 Небесный алфавит насчитывает всего 9 букв, рассмотрим сочетания, которые образуют основные виды облаков. В приземном слое, среднем, в верхнем слое. - Посмотрите в дневнике наблюдений, как называют явление, связанное со скоплением облаков. Облачность – скопление облаков на небе. Играет роль одеяла над землёй. Послушайте сообщение о том, в каких единицах измеряется облачность. Величина облачного покрова измеряется в октах. Число окт показывает, какая часть неба покрыта облаками. Измерения основываются на шкале от 0 до 8 (8 окт ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.16 | Просмотров: 1640
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|