Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ток-шоу Город — тоже экосистема - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Ток-шоу Город — тоже экосистема


Автор(ы): Рахимов Рамиль Ахметович, директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Участники ток-шоу
  1. Ведущий (эколог)
  2. Социальный эколог
  3. Химик-эколог
  4. Врач-эколог
  5. Архитектор-градостроитель
  6. Ботаник
  7. Выступающие из зала
ВЕДУЩИЙ. Итак, тема нашего сегодняшнего ток-шоу – экология города. Представлю экспертов, которых мы пригласили для обсуждения этой проблемы (перечисляет экспертов, каждый из которых встает и кивком головы приветствует зал). Эта тема близка собравшимся, потому что все мы – горожане и каждый из нас на себе испытывает достоинства и недостатки городского образа жизни. Полагаю, что начать наш диспут нужно с выступления социального эколога, который расскажет о роли городов (т.е. урбанизации) в жизни человечества и биосферы и о том, как эта роль изменялась в истории. Он коротко остановится на прогнозах дальнейшей урбанизации, которые имеются у экологов сегодня. Прошу Вас, коллега!
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГ. Города – это дети цивилизации, с городами связано развитие науки, культуры, промышленности. Без городов нельзя представить себе истории цивилизации. Роль городов и число городского населения на протяжении истории человечества возрастали. В настоящее время в городах проживает около 60% населения мира, в таких странах как Япония – до 80%, в России и Башкортостане – около 70%. Футурологи прогнозируют, что в ближайшие десятилетия доля городского населения в мире возрастет до 80%. Города – это области наиболее острых конфликтов человека и биосферы. Это гетеротрофные антропогенные экосистемы, которые созданы человеком и потребляют энергию, поступающую в них по линиям электропередач, нефте- и газопроводам, в цистернах автомобилей и вагонов. На каждого горожанина работает 1.5-2 гектара сельскохозяйственных угодий, так как город сам не только не может обеспечить себя энергией, но еще и не может прокормиться. Город потребляет огромное количество воды и минеральных ресурсов, причем, после использования воды он возвращает ее в окружающую среду в непотребном состоянии. Вода загрязнена множество опасных химических веществ. Масса вывозимых из города продуктов производства составляет менее 10% от того гигантского количества сырья и пищи, которые ввозятся в город. Поэтому любая городская экосистема аккумулирует вещества. Повышается уровень поверхности почвы и растет культурный слой, мощность которого в больших и древних городах составляет уже несколько метров. На космических снимках города с шоссейными дорогами и пригородами кажутся метастазами раковых опухолей, которые располагаются на планете. Крупный эколог Юджин Одум назвал города “паразитами биосферы”. В городах часто складываются неблагоприятные условия для жизни людей.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо. О том, какие неблагоприятные условия складываются в городе, мы попросим ответить сидящих в зале. Итак, коллеги, давайте перечислим основные экологические беды современного города. Кто хочет сказать?
ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ ЗАЛА.
В результате дыхания загрязненным воздухом горожане чаще, чем сельские жители, страдают от заболеваний верхних дыхательных путей. Использование загрязненных продуктов вызывает заболевания желудка и печени. В городах повышается количество больных различными формами рака.
Однообразные городские пейзажи без зелени – высокие дома серого цвета с рядами одинаковых окон становятся “полями агрессивности” и угнетают психическое состояние человека.
Города загрязняют водоемы – озера и реки и разрушают их экосистемы. Например, в низовьях Волги гибнет осетр, так как вода загрязнена отходами промышленных предприятий городов, которые расположены на берегах реки.
Промышленные предприятия городов и городской транспорт сжигают много кислорода и выбрасывают в атмосферу диоксид углерода, что ведет к развитию парникового эффекта.
Промышленные предприятия городов повинны в том, что на окружающие экосистемы
выпадают кислотные дожди – выброшенные в атмосферу оксиды серы и азота растворяются в атмосферной влаге и выпадают на землю.
Транспорт и промышленные предприятия города вызывают шумовое загрязнение, которое также неблагоприятно сказывается на здоровье горожан.
Разрастаясь, города уменьшают площадь естественных экосистем, в первую очередь, лесных и сельскохозяйственных, под строениями оказываются самые плодородные почвы
Горожане отрицательно воздействуют на окружающие экосистемы во время отдыха, вызывая рекреационные сукцессии. Исчезают красиво цветущие виды растений, вытаптывается травяной ярус лесов, в интенсивно посещаемых горожанами лесах меньше птиц, нет грибов и ягод.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Того, что Вы сказали, вполне достаточно, чтобы объявить города “вне
закона”. Однако, всемы понимаем, что пути назад у человечества нет, и без городов нам не обойтись. Поэтому давайте теперь выясним возможности улучшения экологической среды обитания внутри городской экосистемы и уменьшения пагубного влияния городов на окружающие экосистемы – естественные и сельскохозяйственные. Кто начнет обсуждение этой проблемы?
АРХИТЕКТОР-ГРАДОСТРОИТЕЛЬ. Наверное, начать нужно мне, так как, каким будет город, прежде всего зависит от его архитектурной планировки. Сегодня экологический подход является основным при строительстве новых городов и при обустройстве старых. Главная задача новых планировок – рассредоточение людей, создание городов-спутников. И в новых жилых районах, и, по возможности, в старых увеличивается площадь под зелеными насаждениями. Именно зеленые насаждения улучшают микроклимат города, очищают атмосферу от загрязняющих веществ и благотворно влияют на психику горожанина, так как гасят отрицательный эффект “полей агрессивности” крупных зданий и уменьшают шумовое загрязнение. Для уменьшения шумового загрязнения за город выносятся основные транспортные артерии – железные дороги и шоссе междугородных перевозок. В городах, чтобы избежать простоя транспорта у светофоров, когда в атмосферу выбрасывается особенно много выхлопных газов, создаются подземные и надземные путепроводы и различные “транспортные развязки”, исключающие образование “пробок”. Идеальный вариант жилища человека – коттедж, т.е. дом на одну или несколько семей с окружающим его садом. Однако, все городское население не может быть обеспечено коттеджами, так как города занимали бы слишком большую площадь. Поэтому для экономии места современный город включает и высокоэтажную застройку. В высотных домах размещаются не только различные офисы, учреждения культуры и науки, предприятия и т.д., но и жилые квартиры. Вокруг высотного жилого дома можно создать зеленый сквер и таким образом улучшить экологическую обстановку.
При размещении в городе различных предприятий учитывается их экологическая опасность, т.е. количество загрязняющих веществ, которые они выбрасывают в окружающую среду. Малоопасные предприятия могут чередоваться с жилыми домами, но предприятия, которые загрязняют атмосферу, должны быть отдалены от жилых кварталов и окружены зелеными защитными зонами, поглощающими выбрасываемые предприятиями газы и пыль.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А как быть с теми старыми городами, которые построены как “каменные мешки” и не имеют зелени?
АРХИТЕКТОР-ГРАДОСТРОИТЕЛЬ. Это очень сложная проблема, ее решают двумя путями: либо по мере старения часть зданий убирают и на их месте создают скверы и аллеи, либо жилые дома переоборудуют под офисы или другие служебные помещения, а горожан расселяют в экологически более благоприятные районы. Тогда горожанин проведет в “каменном мешке” не более одной трети суток. За оставшееся время он сможет хорошо отдохнуть. Конечно, необходимо улучшить работу транспорта, причем общественного, так как им должна пользоваться большая часть горожан. При использовании индивидуального транспорта за человеко-поездку горожанина на работу выбрасывается в атмосферу в 5-10 раз больше выхлопных газов, чем при использовании автобуса. И, конечно, идеален для городов троллейбус.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А трамвай?
АРХИТЕКТОР-ГРАДОСТРОИТЕЛЬ. Трамвай вызывает шумовое загрязнение, поэтому этот удобный и экономичный вариант транспорта используется для связи городов-спутников, а также в районах, несколько удаленных от центральных городских магистралей. Но шумовое загрязнение от трамвая наносит здоровью горожанина несравненно меньший вред, чем загрязнение атмосферы выхлопными газами от индивидуального автотранспорта.
ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Уважаемый коллега архитектор в своем выступлении говорил о загрязнении атмосферы как о неизбежном зле, которое сопутствует городу. Мне кажется, что это не так. Вспомним Токио, где когда-то прохожие падали на улицах от смога, а теперь японцы гордятся тем, что атмосфера в этом супергороде чистая. Быть может, присутствующий здесь эксперт-химик расскажет нам о перспективах уменьшения пагубного влияния на атмосферу городского транспорта и предприятия.
ХИМИК-ЭКОЛОГ. Разумеется. Хотя и мне, увы, больше придется говорить об опыте улучшения городской среды в развитых странах. В России ситуация тяжелая, как и в Башкортостане, где сильно загрязнена атмосфера в городах Уфа, Салават, Стерлитамак, Мелеуз. Принципиальная возможность не загрязнять городскую атмосферу есть даже в том случае, если предприятия, которые сегодня рассматриваются как экологически опасные, расположены в жилой части. Американцам удалось очищать от ядовитых примесей на 98% даже дымы теплоэлектростанций, работающих на угле. В новой Зеландии построен нефтеперерабатывающий завод, который практически совсем не загрязняет атмосферу. Иными словами, за счет внедрения новых малоотходных технологий и совершенных систем очистных “конвейеров”, в которых используются все виды очистки – физическая, физико-химическая, химическая, биологическая, можно очищать и газообразные жидкие выбросы предприятий. Но в этом случае до 60-70% затрат у таких предприятий пойдет именно “на экологию”. Увы, пока средств на модернизацию производства в России нет, и мириться в загрызенной атмосферой в городах придется долго, как и с недостаточно очищенными стоками, которые сбрасываются предприятиями в реки.
ВЕДУЩИЙ. Что делать в таком городе для того, чтобы горожане меньше страдали?
МЕДИК-ЭКОЛОГ. Вы задаете очень трудный вопрос. Чтобы условия улучшились коренным образом, нужно закрыть экологически опасные предприятия, но все мы знаем, что очень часто это невозможно. Все предприятия связаны, и закрытие одного экологически опасного предприятия остановит производство еще на нескольких других предприятиях, которые особого вреда окружающей среде не наносят. Поэтому прежде всего нужно отселить жителей от опасных производств на расстояние, где загрязнение атмосферы не превышает относительно безопасного уровня.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А как определить, что загрязнение уже экологически опасно?
МЕДИК-ЭКОЛОГ. Для этого существует много методов мониторинга за уровнем загрязнения, есть современные приборы, которые регистрируют десятки ингредиентов, загрязняющих атмосферу или воду, причем, передают информацию на компьютер, с которого ее может считывать эколог, следящий за уровнем загрязнения. Поскольку уровень загрязнения зависит от метеоусловий, в период полного штиля, когда загрязненные атмосферные массы застаиваются, наиболее опасные цеха должны работать не на полную мощность или даже временно останавливаться.
За населением экологически неблагополучных городов должно вестись постоянное медицинское наблюдение, особенно за теми, кто работает на экологически опасных предприятий. Не запуская болезней, можно постоянно подлечивать наметившиеся заболевания верхних дыхательных путей или печени, предоставлять горожанам путевки для отдыха и лечения в экологически чистых районах. За счет надбавок к заработной плате такие горожане должны иметь возможность лучше питаться, постоянно использовать свежие овощи и фрукты, так как витаминизация организма повышает его устойчивость к любым заболеваниям.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. Так значит, вы за то, чтобы загрязненные производства по-прежнему ухудшали здоровье людей?
МЕДИК-ЭКОЛОГ. Я против этого, но я исхожу из реальной ситуации. Если у нас нет средств сейчас модернизировать все вредные производства и процесс модернизации растянется на десятилетия, медицина должна помочь горожанам пережить эти трудные годы. И, она это может с успехом делать, смягчая неблагоприятные воздействия городских условий на человека. Конечно, в будущем и Башкортостан, и Россия смогут модернизировать производства и резко сократить количество загрязнителей, выбрасываемые в атмосферу. Это главная задача, которая стоит перед промышленностью.
ВЕДУЩИЙ. Мы в основном говорили о загрязнении атмосферы и кратко коснулись загрязнения водных бассейнов, но город порождает еще огромное количество твердых отходов, которые формируют культурный слой. В настоящее время эти отходы стали опасными, так как содержат токсичные вещества и много веществ, которые трудно разлагаются микроорганизмами. Я приведу несколько цифр. В США количество бытового мусора особенно велико – около 700 кг на каждого горожанина в год, в экологически более благополучной стране – Швеции это количество почти в три раза меньше, наш горожанин производит примерно 300 кг бытового мусора в год. В итоге наши города обрастают свалками, территории которых быстро расширяются. Из свалок во время дождей текут ручьи и речи, а в их воде могут быть самые опасные для здоровья человека вещества. Большие площади занимают и полигоны, где хранятся промышленные отходы – ил с очистных сооружений, насыщенный самыми опасными веществами (тяжелыми металлами, диоксинами и т.д.). Проблема промышленных свалок специальная и технологическая, ее решают и путем внедрения малоотходных технологий, и за счет того, что отходы одного предприятия становятся сырьем для другого, и путем усовершенствования мест захоронений. Барри Коммонер в одном их своих “законов” говорит что “все надо куда-то девать”. Девать надо в экологически безопасные места. Давайте поговорим о возможностях сокращения количества бытового мусора. Предоставим возможность сидящим в зале выступить в роли экспертов. Итак, коллеги, что Вы можете предложить для того, чтобы объем твердых бытовых отходов на городских свалках не рос так стремительно, как это происходит сейчас.
ОТВЕТ ИЗ ЗАЛА. Надо построить мусороперерабатывающие предприятия.
ХИМИК-ЭКОЛОГ. Это полумера, так как мусороперерабатывающие (сжигающие) предприятия загрязняют атмосферу, хотя верно то, что количество золы, по сравнению с массой перерабатываемого мусора в 10 раз меньше.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ ЗАЛА.
Надо фракционировать мусор – в отдельные контейнеры складывать бумагу, стекло, пластики, органические отходы, металл. Тогда будет проще мусор перерабатывать – переплавлять стекло, перерабатывать органику в корм, например, для рыб.
Шведы выпивают огромное количество разных напитков из алюминиевых банок, но из 10 банок 8 поступают на переплавку.
Пластики, которые трудно разлагаются микроорганизмами, в США используют повторно для производства строительных материалов. Также используют и бумажную тару из-под молока и соков, которая имеет полиэтиленовый слой.
Я читал, что изменяют химический состав пластиков, которые используются для изготовления тары и вводят в полимерные молекулы группы атомов, благодаря которым облегчается их разрушение микроорганизмами или под воздействием света.
Надо меньше использовать одноразовых упаковок и больше – многоразовых. Молоко экологически правильнее разливать в стеклянные бутылки, которые совершают десятки оборотов от покупателей до молочного завода, а не в пакеты, которые попадают на свалки. Сейчас на свалки попадает и много полиэтиленовых бутылок от импортных прохладительных напитков. Эта упаковка удобна тем, что мало отечественные прохладительные напитки, но более высокого качества и разливать их в стеклянные бутылки, как было раньше. Тогда сократятся и транспортные расходы.
ВЕДУЩИЙ. Да, это было бы очень хорошо, тем более, что нередко напитки полиэтиленовой упаковке, которые к нам привозят из-за рубежа, имеют низкое качество. Полагаю, что нужно бы экологам вести против этих напитков более активную антирекламу.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЗАЛА. Я читал, что в Японии созданы домашние печи для сжигания мусора при высокой температуре. Хозяин складывает мусор в такую печь, которая автоматически включается ночью, когда электроэнергия дешевле. К утру, вместо объемистого пакета остается горстка пепла. Пепел японцы затем используют как строительный материал для отсыпки новых участков вдоль побережья островов. Или закапывают в почву на глубину 1 м, тогда корни культурных растений уже не достигают этого слоя.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГ. Эксперты-добровольцы охватили практически все основные пути борьбы с бытовым мусором. Если обобщить все сказанное, то можно выделить два основных направления: уменьшать количество мусора и экологически правильно его перерабатывать. В Москве, к примеру, разработаны высокотемпературные технологии сжигания мусора в специальных ваннах, заполненных расплавленным металлом. При этом происходит наибо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.18 | Просмотров: 2330

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340