Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по теме Натуральные волокна животного происхождения (6-й класс) - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Урок по теме Натуральные волокна животного происхождения (6-й класс)


Автор(ы): Номоконова Лидия Михайловна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Ознакомить учащихся с получением и свойствами волокон животного происхождения; провести сравнительный анализ натуральных волокон растительного и животного происхождения. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.
  2. Способствовать формированию представлений о мире профессий.
  3. Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения.
  4. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к вещам; уважение к чужому труду.
Тип урока: теоретический.
Межпредметные связи: история, география, литература, биология.
Материально-техническое оснащение:
  1. Плакаты: «Текстильные волокна», «Пряха», «Первичная обработка шерсти», «Первичная обработка шёлка», «Золотое руно», «Прядильный станок», «Ткацкий станок», «Веретёна».
  2. Кроссворд для повторения раздела «Материаловедение» 5 класс
  3. Прялка, веретено, шерсть для прядения
  4. Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти», «Последовательность обработки шерсти»
  5. Лабораторная работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых волокон»
  6. Раздаточный материал и инструменты для проведения лабораторной работы
  7. Карточки с написанием слов для словаря и названием профессий
  8. Изображения животных: коза, кролик, овцы различных пород, верблюд, собака.
  9. DVD-проектор, экран
Объект труда: образцы тканей
Предварительная работа: чтение «Мифы Древней Греции. Золотое руно», повторить по тетради за 5 класс раздел «Материаловедение».
Домашнее задание на следующий урок: учебник п. 1-2, рабочая тетрадь задания 22-29, подобрать образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения.

Ход занятия.

1. Организационная часть урока.
Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькие, мамы заворачивали вас в мягкие, тёплые пелёнки. Если становилось холодно, просила надеть тёплую кофту. Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобретать необходимые вещи. К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. В этом году вы будете изготавливать более сложное изделие, чем в 5 классе, поэтому знания полученные на уроках материаловедения помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки.
Тема нашего урока – Натуральные волокна животного происхождения.
3. Закрепление ранее пройденного материала, подготовка к восприятию нового материала.
- Вспомним то, что вы уже знаете. Предлагаю вам решить кроссворд.
Кроссворд.
По вертикали:
  1. Волокна делятся на… и химические.
  2. На стеблях белеют чашки,
    В них и нитки, и рубашки.
  3. Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции.
  4. Процесс получения нити из волокон…
  5. Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани.
  6. Как называется ткань снятая с ткацкого станка.
По горизонтали:
  1. Ткацкое переплетение.
  2. Назовите «русский шёлк».
  3. Я вдоль ткани хожу.
  4. Мой братец ходит поперёк ткани.
  5. Сторона ткани с ярким, чётким рисунком.
  6. Изделие, изготовленное на ткацком станке.
  7. Хлопчатобумажная, ворсовая ткань
  8. Из чего состоит ткань?
  9. Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок.
Графическое изображение кроссворда расположено на доске. Учащийся, давший правильный ответ, записывает его в кроссворд, и получает жетон.
Подведение итогов разгадывания кроссворда.
4. Объяснение нового материала.
Работа по схеме «Прядильные волокна».
- Рассмотрим схему, изображённую на доске. Прочитайте её название.
- Вспомним, что такое прядильные волокна?
(Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами).
- На какие две большие группы они делятся?
- Чем отличаются эти две группы?
- Какие волокна вы изучали в 5 классе?
- У вас на рабочих местах находится таблица «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка». Первые две колонки таблицы вы заполнили в 5 классе. Рассмотрите их. Две последние колонки вы заполните сегодня на уроке.
Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти и шёлка
Внешний вид и свойства волокон хлопок лён шерсть Шёлк
Цвет Белый Светло – серый Белый, чёрный, рыжий Белый
Блеск Матовый Резкий Нерезкий Не очень резкий
Длина 6-52мм 250-1000мм 10-250мм 700-800м
Толщина (тонина) Тонкое Среднее Толстые Очень тонкое
Извитость Слабо извитые Прямые Сильно извитые Прямое
Мягкость Мягкие Средняя Средняя Мягкие
Гладкость Пушистые Гладкие Пушистые Гладкие
прочность средняя высокая средняя высокая
- Как вы думаете, для чего нужно знать свойства волокон?
(Свойства волокон влияют на свойства тканей, из которых они изготовлены).
Сегодня мы изучим натуральные волокна животного происхождения. К этой группе относится натуральная шерсть и натуральный шёлк.
(Запись схемы в тетрадь).
(По мере объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка»).
Шерсть.
Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, кроликов, лам длиной 10-250 мм.
Основную массу шерсти дают овцы – это около 90% от всего объёма шерсти. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжье. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец.
(Показ изображений овец разных пород, рассматривание коллекции тканей).
В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую.
Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон.
Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна.
Полугрубая шерсть включает в своём составе пуховые и более толстые переходные волокна.
Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна.
Шерсть, срезанная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло.
Особо ценится шерсть, получаемая от овец породы меринос, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, лёгкие, дорогостоящие ткани. Таких овец разводят в Англии и Новой Зеландии. Причём, основой экономики Новой Зеландии является экспорт, т.е. вывоз из страны, молочных продуктов и овечьей шерсти. Такая шерсть ценится как золото, а породистое животное стоит как дорогой автомобиль.
Шерсть по - другому называется руно, её снимают специальными ножницами стригали, а время стрижки одной овцы не должно превышать 3 минут.
Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку.
Пряжу получают на прядильных фабриках спрессованную в упаковках по 250кг. Волокна подвергают разрыхлению и трепанию на разрыхлительных и трепальных машинах. Эти машины обслуживают операторы. В машинах волокна очищают от сорных примесей. Из трепальной машины волокна выходят в виде холста, который скатывается в рулон.
Затем холст поступает на чесальную машину, где его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами. Прочёсанный холст преобразуется в ленту.
Лента поступает на ленточные машины, где её вытягивают и слегка подкручивают – получается ровница.
Затем ровница поступает на прядильное производство, где и изготавливают пряжу.
(Работа по схемам на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).
Производство шерстяных тканей
Первичная обработка волокон шерсти
  1. Сортировка волокон
  2. Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной и трепальной машинах

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.19 | Просмотров: 5378

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340