Главная / Методические материалы / Преподавание технологии
Урок по теме Натуральные волокна животного происхождения (6-й класс)
Автор(ы): Номоконова Лидия Михайловна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Ознакомить учащихся с получением и свойствами волокон животного происхождения; провести сравнительный анализ натуральных волокон растительного и животного происхождения. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.
- Способствовать формированию представлений о мире профессий.
- Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения.
- Воспитывать аккуратное, бережное отношение к вещам; уважение к чужому труду.
Тип урока: теоретический. Межпредметные связи: история, география, литература, биология. Материально-техническое оснащение: - Плакаты: «Текстильные волокна», «Пряха», «Первичная обработка шерсти», «Первичная обработка шёлка», «Золотое руно», «Прядильный станок», «Ткацкий станок», «Веретёна».
- Кроссворд для повторения раздела «Материаловедение» 5 класс
- Прялка, веретено, шерсть для прядения
- Коллекции: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», «Ткани, изготовленные из натуральной шерсти», «Последовательность обработки шерсти»
- Лабораторная работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых волокон»
- Раздаточный материал и инструменты для проведения лабораторной работы
- Карточки с написанием слов для словаря и названием профессий
- Изображения животных: коза, кролик, овцы различных пород, верблюд, собака.
- DVD-проектор, экран
Объект труда: образцы тканей Предварительная работа: чтение «Мифы Древней Греции. Золотое руно», повторить по тетради за 5 класс раздел «Материаловедение». Домашнее задание на следующий урок: учебник п. 1-2, рабочая тетрадь задания 22-29, подобрать образцы тканей из натуральных волокон животного происхождения. Ход занятия. 1. Организационная часть урока. Приветствие, проверка наличия учащихся в классе, готовности к уроку. 2. Сообщение темы и цели урока. С первых дней жизни человек сталкивается с множеством тканей, которые имеют различные свойства. Когда вы были совсем маленькие, мамы заворачивали вас в мягкие, тёплые пелёнки. Если становилось холодно, просила надеть тёплую кофту. Сейчас вы уже взрослые, и можете самостоятельно приобретать необходимые вещи. К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. В этом году вы будете изготавливать более сложное изделие, чем в 5 классе, поэтому знания полученные на уроках материаловедения помогут вам при выборе ткани для изготовления юбки. Тема нашего урока – Натуральные волокна животного происхождения. 3. Закрепление ранее пройденного материала, подготовка к восприятию нового материала. - Вспомним то, что вы уже знаете. Предлагаю вам решить кроссворд. Кроссворд. По вертикали: - Волокна делятся на… и химические.
- На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки. - Ткань, изготовленная в 12 веке Батистом де Шабре во Франции.
- Процесс получения нити из волокон…
- Растение, волокна которого служат сырьём для получения грубой ткани.
- Как называется ткань снятая с ткацкого станка.
По горизонтали: - Ткацкое переплетение.
- Назовите «русский шёлк».
- Я вдоль ткани хожу.
- Мой братец ходит поперёк ткани.
- Сторона ткани с ярким, чётким рисунком.
- Изделие, изготовленное на ткацком станке.
- Хлопчатобумажная, ворсовая ткань
- Из чего состоит ткань?
- Хлопчатобумажная ткань, которую применяют для пошива постельного белья и пелёнок.
Графическое изображение кроссворда расположено на доске. Учащийся, давший правильный ответ, записывает его в кроссворд, и получает жетон. Подведение итогов разгадывания кроссворда. 4. Объяснение нового материала. Работа по схеме «Прядильные волокна». - Рассмотрим схему, изображённую на доске. Прочитайте её название. - Вспомним, что такое прядильные волокна? (Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами). - На какие две большие группы они делятся? - Чем отличаются эти две группы? - Какие волокна вы изучали в 5 классе? - У вас на рабочих местах находится таблица «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка». Первые две колонки таблицы вы заполнили в 5 классе. Рассмотрите их. Две последние колонки вы заполните сегодня на уроке. Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти и шёлка Внешний вид и свойства волокон | хлопок | лён | шерсть | Шёлк | Цвет | Белый | Светло – серый | Белый, чёрный, рыжий | Белый | Блеск | Матовый | Резкий | Нерезкий | Не очень резкий | Длина | 6-52мм | 250-1000мм | 10-250мм | 700-800м | Толщина (тонина) | Тонкое | Среднее | Толстые | Очень тонкое | Извитость | Слабо извитые | Прямые | Сильно извитые | Прямое | Мягкость | Мягкие | Средняя | Средняя | Мягкие | Гладкость | Пушистые | Гладкие | Пушистые | Гладкие | прочность | средняя | высокая | средняя | высокая | - Как вы думаете, для чего нужно знать свойства волокон? (Свойства волокон влияют на свойства тканей, из которых они изготовлены). Сегодня мы изучим натуральные волокна животного происхождения. К этой группе относится натуральная шерсть и натуральный шёлк. (Запись схемы в тетрадь). (По мере объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шёлка»). Шерсть. Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, кроликов, лам длиной 10-250 мм. Основную массу шерсти дают овцы – это около 90% от всего объёма шерсти. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжье. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец. (Показ изображений овец разных пород, рассматривание коллекции тканей). В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон. Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна. Полугрубая шерсть включает в своём составе пуховые и более толстые переходные волокна. Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна. Шерсть, срезанная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло. Особо ценится шерсть, получаемая от овец породы меринос, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, лёгкие, дорогостоящие ткани. Таких овец разводят в Англии и Новой Зеландии. Причём, основой экономики Новой Зеландии является экспорт, т.е. вывоз из страны, молочных продуктов и овечьей шерсти. Такая шерсть ценится как золото, а породистое животное стоит как дорогой автомобиль. Шерсть по - другому называется руно, её снимают специальными ножницами стригали, а время стрижки одной овцы не должно превышать 3 минут. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку. Пряжу получают на прядильных фабриках спрессованную в упаковках по 250кг. Волокна подвергают разрыхлению и трепанию на разрыхлительных и трепальных машинах. Эти машины обслуживают операторы. В машинах волокна очищают от сорных примесей. Из трепальной машины волокна выходят в виде холста, который скатывается в рулон. Затем холст поступает на чесальную машину, где его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами. Прочёсанный холст преобразуется в ленту. Лента поступает на ленточные машины, где её вытягивают и слегка подкручивают – получается ровница. Затем ровница поступает на прядильное производство, где и изготавливают пряжу. (Работа по схемам на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя). Производство шерстяных тканей Первичная обработка волокон шерсти - Сортировка волокон
- Трепание (разрыхление и выборка мусора) в разрыхлительной и трепальной машинах
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.19 | Просмотров: 5378
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|