Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий большой психологической игры Хрустальные люди - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Сценарий большой психологической игры Хрустальные люди


Автор(ы): Демина Эльвира Михайловна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
  1. Игра-проживание
  2. Цель игры – создание условий для осмысления ценности человеческой жизни.
    Задачи игры:
    • - возможность самостоятельного принятия решений;
    • - проживание последствий своего выбора.
  3. Задачи развития:
    • - развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов;
    • - расширение представлений о последствиях применения насилия во взаимоотношениях между людьми;
    • - применение навыков самоанализа и рефлексии.
  4. Предполагаемый психологический результат – осознание насилия и ненасилия как стратегий поведения и взаимоотношения между людьми.
  5. Сюжетная канва: мы предлагаем ребятам разбиться на две группы, каждая будет заниматься с отдельным ведущим, в отдельном помещении. Далее группы разводятся в разные помещения и получают разные инструкции. До определенного момента ребята будут существовать автономно: учиться и приобретать знания и способности Артиста и Хрустального человека. Потом группы встретятся. Как пройдет эта встреча, как поведут себя дети, зависит от стратегий, которые выберут участники игры.
    Тип сюжета – реальный.
  6. Время на игру и на обсуждение – в среднем 1 час. 40 мин. (в зависимости от количества участников)
  7. Участники:
    • - возраст 13-15 лет (7-9 класс);
    • - размер группы от 10 до 30 человек;
    • - взрослых-ведущих – двое;
    • - возможно участие педагогов, но не в смешанных группах, поскольку, как показывает опыт, они невольно навязывают детям свой выбор.
  8. Продолжение темы игры возможно на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках (истории, биологии, литературы, психологии).
  9. Формы обсуждения игры – озвучивание чувств, разбор ситуации (встречи), обратная связь.
  10. Схема игры:
№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Необходимые материалы
1 10 мин. Введение в игру Мотивация на игруОпределение референтной группы 3 помещения (актовый зал, учебный кабинет, гостиная)
2 40 мин. Обучение Развитие эмоциональной сферыРазвитие самосознания и самоощущения Для Хрусталии: кусочки горного хрусталя (пирамидки или многогранники), свечи, спички, фольга, планшеты – по количеству участников группы; музыка “Звуки фэн-шуй”, “Менуэт”, “Для релаксации”.Для группы Артистов: бумага А4 плотная, шляпная резинка, ножницы, восковые мелки; ткань обрезы или портьеры, тюль; шляпы и шляпки различных фасонов; грим; музыка – вальсы Штрауса.
3 7-10 мин. Подготовка к встрече Развитие коммуникативных навыков, готовности к сотрудничеству и других социально-психологических свойств личностиРазвитие личностной критичности -
4 10-15 мин. Встреча Формирование способности построения своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьмиРазвитие способностей самопрезентации Учебный кабинет, колокольчики по количеству Хрустальных людей
5 20-25 мин. Обсуждение и завершение игры Развитие рефлексии и саморефлексииРазвитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов Кусочки горного хрусталя по количеству Артистов
Подробный сценарий игры.
Класс встречается в учебном кабинете (1 этап). Ведущие предлагают ребятам на выбор две встречи – два занятия, на которых они приобретут особые знания и способности, но в каждом сможет участвовать только половина класса. Класс самостоятельно делится на две группы, в каждой оказываются ребята, которым комфортно и интересно друг с другом. Далее ведущие разводят участников в разные кабинеты: одну группу в актовый зал или другое помещение, предполагающее наличие сцены, - это группа Артистов. Другую – в гостиную или другое помещение, оформленное в стиле Хрустального замка. О том, чем они будут заниматься, как называется их группа, ребята узнают от своего ведущего в начале занятия.
Работа группы Артистов (2 этап) строится на основе занятия по сценическому мастерству с общей информацией о профессии артиста. Проводит занятие преподаватель театральной студии (или педагог-организатор). Вначале в качестве разминки можно предложить упражнение на беспредметное действие: все сидят/стоят полукругом; первый передает какой-то воображаемый предмет, вещь, следующий берет, предполагая для себя, что это такое, передает его следующему и так до конца. Затем ведущий спрашивает ребят, какой предмет они себе представляли. Отвечают, начиная с последнего. Первый говорит, какой предмет или вещь он “отдавал”.
После разминки ведущий предлагает ребятам сыграть в кукольный магазин. Он сам будет выступать в качестве продавца, поэтому он точно должен знать свой товар. Куклы должны быть готовы к открытию магазина, которое состоится… (далее называется вымышленная дата, но конкретное время – через 40 минут от начала работы на этом этапе). Ребята самостоятельно выбирают, какой куклой они будут: заводной, механической, роботом, простой игрушкой. Определяют свой костюм, макияж, назначение (игрушка для ребенка определенного возраста, сувенир, тематическая, ритуальная). Продумывают, какие движения и будет ли выполнять кукла, будет ли она говорящей, какой у нее характер, мимика. В процессе подготовки ребята обучаются нехитрым приемам выражения различных эмоций и чувств, вживания в роли различного характера (трагическую, комическую, драматическую), поведения на сцене и пр. Когда подготовка завершена, вместе с ведущим-продавцом решается вопрос, где и как будут располагаться куклы на сцене, т.е. идет оформление “витрины магазина”. Когда все куклы расположились на свои места, ведущий дает команду “Замерли!”. Ведущий быстро меняет свой образ (костюм, аксессуары) на образ продавца, включает тихую медленную музыку (вальсы Штрауса). Дети наблюдают эту смену, понимают, что представление начинается, они – куклы, продавец пришел в магазин:
Ах, (продавец всплескивает руками, тревожно) еще ничего не готово, ничего не готово… А скоро придут дети с мамами, папами, будут смотреть моих кукол, выбирать, покупать, будут забирать их домой, (с гордостью) будут играть с ними, любоваться на них. (озабоченно) А вдруг что-то не так? Что-то поломалось, не работает?! Надо проверить, все проверить…
Продавец ходит по залу и проверяет, насколько устойчиво стоят куклы, работают ли и т.п. Это, действительно, спектакль, поэтому от настроя ведущего, зависит, как сыграют дети эту сцену.
Все работает, все отлично. (в зал, торжественно, раскинув руки) Магазин открыт! (поклон) Занавес, (детям) спектакль окончен, всем спасибо! Вы можете пока не снимать макияж, не освобождаться от атрибутов роли. Впереди у вас последнее задание.
Заключительным заданием (3 этап) является следующее:
Итак, теперь вы знаете, в чем заключается профессия артиста, чем она отличается от других, чего она требует от человека, решившего посвятить свою жизнь служению Мельпомене. Сейчас перед вами будет поставлена задача, которую вы можете решить коллективно, индивидуально или разбившись на группы, но самостоятельно. Потом я отведу вас в помещение, где вас ждут участники другой группы. Вы не знаете, кто они и чему обучались. Ваша задача: поднять сидящих.
Ребята самостоятельно готовятся, роль ведущего – наблюдатель, на все вопросы ребят он повторяет задание, в крайнем случае, можно уточнить: “вам ничего не запрещено”.
Работа группы Хрустальных людей (2 этап) проводится в помещении без мебели, кроме стульев и/или кресел. Ведущий в облачении из белого и голубого (любого прозрачного или блестящего) материала приглашает участников занять любое место в комнате. Звучит запись “Звуки фэн-шуй” (колокольчики, журчание воды, звуки природы, звон Музыки ветра).
Ведущий (медленно, нараспев): Выберите наиболее комфортное для себя место в этом зале. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в звуки, окружающие вас: переливы хрустально чистой горной реки, перезвоны хрустальных колокольчиков, хрустально звонкое и чистое пение дивных птиц… Вы находитесь в царстве Хрусталии. Люди, живущие здесь, тоже хрустальные, поскольку являются Хранителями хрустальных сердец. Сегодня вы – жители нашего царства. Протяните вперед руку. Вы получите волшебный камень, благодаря которому приобретете знания и способности хрустальных людей (Ведущий по очереди обходит детей и вкладывает в руки кусочки горного хрусталя) Сожмите его между ладонями, почувствуйте, как он наполняется вашим теплом и как, многогранно увеличив его, возвращает вам свою чистоту, нежность, тепло и… хрупкость. Вы – хрустальные люди: благородство камня внутри вас, его чистота и свет очищает ваши мысли и желания. Только светлые помыслы, доброта, любовь и стремление щедро делиться этим наполняют вас… (Звуки становятся тише, через несколько секунд тишины звучит тихая спокойная музыка) Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу… Расскажите, что вы сейчас чувствуете и ощущаете… Итак, вы чувствуете себя спокойно, вас ничто не тревожит, но вы помните о том, что вы – хрустальные люди, и как все, что сделано из хрусталя, вы – хрупки. Как хрустальный бокал, упав или стукнувшись, может разбиться, так и вы при неосторожном обращении можете погибнуть. Берегите хрустальное сердце в хрустальном теле. А сейчас мы будем учиться быть Хрустальными людьми.
Правило первое: течение жизни в Хрусталии плавное и небыстрое, поэтому движения Хрустальных людей такие же
(далее разучивается несколько движений, поз и па, из менуэта, которые выполняются участниками напротив друг друга без соприкосновения).
Правило второе: мы любим тихий перезвон нашего хрусталя, поэтому и речь Хрустальных людей тиха и красива
(далее участники придумывают как можно больше эпитетов с прилагательными чистый, нежный, звонкий, искристый, прозрачный и др. и посвящают их участникам группы).
Правило третье: хрусталь – отзывчивый камень, он чувствует холод людской души и ее тепло и сердечность, но Хрустальные люди из всех чувств предпочтение отдают любви. Сколько песен, стихов сложено на эту тему, сколько счастья и слез может принести любовь! Самое ценное в ней – она сама, ее присутствие в жизни и душе человека. Вспомните сейчас человека, которому вам хотелось бы сказать, как вы любите его. Зажгите свечу и напишите ему об этом (признания пишутся на фольге уголком хрусталика; символично – от самого сердца, хрустального… Затем письма сворачиваются, важно сделать это так, чтобы письмена не разгладились. Закончивший тушит свою свечу, когда погасла последняя свеча, несколько секунд темнота и тишина; затем звучат “хрустальные” звуки, включается неяркий свет).
Закончилось ваше обучение. Вы стали настоящими Хранителями хрустальных сердец. Скоро вы вернетесь в мир других людей. Вы уже поняли, что он не такой как Хрусталия. Но вы познали мудрость и любовь, сохраните свою хрустальную чистоту, берегите хрупкое хрустальное сердце и тело.
Далее (3 этап) группа, особо передвигаясь, проходит в помещение, с которого все начиналось, рассаживается на выбранные места, ведущий дает последнюю инструкцию:
Сейчас сюда войдут участники другой группы. Вы не знаете, кто они и чему обучались. Самое безопасное состояние для вас – Хрустальных людей – сидеть. Вы можете передвигаться, только если будете чувствовать себя в безопасности. Если почувствуете себя “разбитым”, звоните в колокольчик (участникам группы раздаются колокольчики).<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.21 | Просмотров: 1706

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340