Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Творческое композиционное занятие по декоративно-прикладному искусству на тему Свет Египта - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Творческое композиционное занятие по декоративно-прикладному искусству на тему Свет Египта


Автор(ы): Ярмоленко Галина Павловна, педагог ДПМ


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Визуальный фон: захватывающий мир истории великих культур.
Идея: интерпретация по мотивам росписей фресок египетских пирамид.
Тип уроков: систематизация полученных знаний и ознакомление со спецификой создания художественного образа, изучая и исследуя предложенную историческую эпоху.
Цель: использование и примененние информации в творческом процессе. Понять природу рождения художественного образа.
Задачи:
  • образовательная – выявить уровень оперирования знаниями;
  • развивающая – способствовать совершенствованию владения композиционными, колористическими, техническими и технологическими приемами и средствами, умению работать с предложенным источником и творчески его интерпретировать;
  • воспитательная – помочь приобщиться к культурным достижениям мира и стимулировать потребность в постоянной познавательной деятельности.
“Вчерашний день создал меня и сегодня я здесь,
чтобы творить день завтрашний”
(Рамзес II)

Рассмотрение художественных произведений разных народов и эпох – это очень сложный (как эмоционально, так и психологически) процесс понимания детьми другого мироощущения.
Часто такое ознакомление сводится к простому поверхностно - натуралистическому описанию. Существующие тенденции школьного образования отдают предпочтение искусству словесному, тем самым ограничивая другие виды постижения.
Открыть детям иной, особый язык художников, в искусстве не словесном по своей сути – это одна из основных системных задач Детской Академии искусств и наших занятий по ДПИ и цветоведению.
Инновационность нашего заведения определят координальные изменения форм и методов воспитания, которые должны обеспечить реализацию творческого потенциала и созданию междисциплинарных связей на основе авторской концепции народного артиста Украины, академика Академии искусств Украины, члена-кореспондента Академии педагогических наук Украины, профессора Чембержи Михаила Ивановича.
Построение произведения с использованием определенных материалов и инструментов, передача пространства и настроения разными техническими и технологическими приемами, методика формообразования и цветопередачи – это те специфические выразительные средства, оперируя которыми дети получают замечательную возможность для реализации своих идей. (Для кого-то, из маленьких студентов, это наиболее органичный и приемлемый язык воплощений).
Изобразительное искусство, как любой другой язык, имеет свою грамматику в виде определенных закономерностей, изучение которых позволит будущим взрослым людям стать носителями образного мышления, тонкого восприятия с возможностями глубинно-интуитивного постижения.
Исследуя египетские рельефы и фрески, мы можем наглядно проанализировать стилистику приемов изображений ранних стадий развития художественных культур, творчески интерпретируя, а возможно и вдохновенно импровизируя.
Включаясь в работу над поставленным заданием, ребенок сообщит о понимании другого времени, о своих приоритетах, а главное – о своих представлениях, чувствах, умении видеть красоту и заявить о праве на вымысел.
Впечатления, пропущенные через душу детей, воплотятся в цельные и яркие художественные образы, потому что в них пульсирует энергия неравнодушного маленького художника. Ведь известно, что механизм запоминания заложен в наших чувствах и эмоциях.
То есть, путь к рождению произведения лежит через ощущение, восприятие, поиск, отбор, сопоставление, обобщение, где проявится необходимая синтетическая работа мышления.
Сам процесс творчества в значительной степени зависит от возникновения определенных ассоциаций.
Таким образом, работа начинается задолго до того, как ребенок прикасается к плоскости бумаги.
Параллельно этому заданию выполняются специальные упражнения, которые позволяют детям максимально реализовать замысел, решить учебно-аналитические задачи и основную проблему- эмоциональной выразительности.
Зрительная система работает на трех уровнях:

Наша задача объединить все эти процессы, тем самым активизировать работу как правого, так и левого полушария головного мозга.
Исполнение ряда упражнений также связаны с изучением и осмыслением композиционных законов, закономерностей и приемов.
Задания могут иметь характер как общий, так и специальный.
Общие понятия работают в любых композиционных построениях. К ним относятся: цельность, симметричность, асимметричность, ритмичность, пластичность и т. д.
Как специальная, предлагается к рассмотрению тема: “Орнамент – украшение в чистом виде”.
Попробуем разобраться и осмыслить понятие ритма, метра, мотива, стилизации, как основных компонентов построения простых ритмических рядов, используя геометрические и растительные мотивы.
Поиск орнаментальной организации плоскости сопровождается естественным отказом от объемной характеристики, способствуя быстрому пониманию специфики изучения основ ДПИ.
Анализируя варианты композиционных построений, хорошо, если учитель обратит внимание, что в любом изображении присутствует ритмическая основа и пластические связи (плавность переходов одних элементов в другие), и что декор – это универсальное средство украшения и гармонизации произведения. Недаром орнамент, песня, миф, легенда – это те формы человеческого творчества, которые неуничтожимы временем и так любимы народами, населяющими Землю.
Тема, замысел автора, направление сюжетной линии, соотношение основных масс, определение композиционного центра, главного и второстепенного, невозможно без колористического звучания. Поэтому составной частью учебного процесса в нашей Академии есть предмет “Основы цветоведения”, теория, которая может органично исследоваться в практической плоскости.
Главное - понять, что цвет может не только характеризовать объекты, но и подчеркнуть и усилить эмоциональную выразительность, являясь средством для воплощения замыслов.
Основные принципиальные приоритеты:
  • традиции и прошлое, как наследие духовной энергии народов;
  • ритм, как настроение;
  • стиль, как индивидуальность;
  • личность студента, как воплощение божественной гениальности, где дух определяет материю, а не наоборот.
  • Самостоятельный опыт художника – это благодатная сила, которая наполняет содержанием общее представление студента о предмете.
  • Идея, как основа композиционных построений.
Вывод: Успешно развивать творческие способности в принципе возможно при условии адекватной организации теоретическо-практической деятельности.
„Входя под древние своды, не собираемся оставаться жить под ними, но всегда помним поучительные начертания, усмотренные на старинных камнях.
Знания старины убережет от излишнего самохвальства.
А вдруг окажется, что когда-то что-то лучше делали или знали нечто нами утерянное"
Египтяне были странным народом ... Они не создавали искусство только ради искусства, ища прекрасное и утонченное, чтобы порадовать глаз, ум и сердце.
Каждое произведение или артефакт имеет четкую определенную функцию: то ли как предмет повседневного использования, то ли как проявление религиозности этого народа ...
Но если учесть, что египтяне положили начало практике теоретического обоснования самого процесса рисования и все-таки смогли определить композиционные закономерности, найдя сущность прекрасного, ясно, что обойти вниманием такую эпоху мы не могли.
Источник вдохновенья —> культура древнего Египта.
Основная цель: Интерпретация росписей фресок египетских пирамид. Развитие творчески - креативного мышления. Определение понятия декоративности.
(Декоративность – от лат. „dесогаге" - „украшать").
Актуальность проекта:

Ответ поищем в искусстве древних народов.
Образцы египетских фресок – прекрасный пример декоративно-художественного мышления с характерной для этого периода плоскостной трактовой формы, цвета и пространства.
В то же время следует заметить, что возможность путешествовать во времени позволит сделать еще один шаг к пониманию специфики стиля эпохи.
Не случайно египтяне толковали слово „художник”, как – „тот, что творит жизнь”.
Основной метод творческого наблюдения —> ассоциация (от латинского „association”, что переводится, как „соединение”)
Ассоциация – это попытка соединить информационную среду с собственным эмоциональным состоянием.
Вид искусства: декоративно – прикладное творчество
Усвоение художественной терминологии:
Интерпретация
– основанное на собственном толковании (творческое исполнение).
Воплощение замыслапридумывание конкретных форм (визуализировать замысел).
Форматразмер листа.
Эскиз – предварительный набросок, замысел будущей композиции.
Сюжет (фр. „sujet” – „подложенное”) – образное воссоздание замысла.
Пропорциональность ( лат.”proportion”- „соотношение”) – один из основных принципов композиции (соотношение частей целого).
Целостность (переводится, как „который имеет внутреннее единство”) – качество восприятия.
Масштабность – соотношение размеров.
Тождественностьравенство, одинаковость нескольких форм.
Ритм – чередование, повторение в определенной последовательности элементов композиции.
Компоновать – собирать целое из отдельных частей.
Сюжетно-композиционный центр – часть композиции, которая четко выражает главное, включает в себя сюжетную завязку с основными действующими лицами и аксессуарами.
Стиль (лат. stilus”„ палочка для письма”) – единство содержания художественной формы, образной системы, что сложилась в конкретные исторические периоды.
Символ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.22 | Просмотров: 1380

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340