Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Творческое композиционное занятие по декоративно-прикладному искусству на тему Свет Египта
Автор(ы): Ярмоленко Галина Павловна, педагог ДПМ
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Визуальный фон: захватывающий мир истории великих культур. Идея: интерпретация по мотивам росписей фресок египетских пирамид. Тип уроков: систематизация полученных знаний и ознакомление со спецификой создания художественного образа, изучая и исследуя предложенную историческую эпоху. Цель: использование и примененние информации в творческом процессе. Понять природу рождения художественного образа. Задачи: образовательная – выявить уровень оперирования знаниями; развивающая – способствовать совершенствованию владения композиционными, колористическими, техническими и технологическими приемами и средствами, умению работать с предложенным источником и творчески его интерпретировать; воспитательная – помочь приобщиться к культурным достижениям мира и стимулировать потребность в постоянной познавательной деятельности. “Вчерашний день создал меня и сегодня я здесь, чтобы творить день завтрашний” (Рамзес II) Рассмотрение художественных произведений разных народов и эпох – это очень сложный (как эмоционально, так и психологически) процесс понимания детьми другого мироощущения. Часто такое ознакомление сводится к простому поверхностно - натуралистическому описанию. Существующие тенденции школьного образования отдают предпочтение искусству словесному, тем самым ограничивая другие виды постижения. Открыть детям иной, особый язык художников, в искусстве не словесном по своей сути – это одна из основных системных задач Детской Академии искусств и наших занятий по ДПИ и цветоведению. Инновационность нашего заведения определят координальные изменения форм и методов воспитания, которые должны обеспечить реализацию творческого потенциала и созданию междисциплинарных связей на основе авторской концепции народного артиста Украины, академика Академии искусств Украины, члена-кореспондента Академии педагогических наук Украины, профессора Чембержи Михаила Ивановича. Построение произведения с использованием определенных материалов и инструментов, передача пространства и настроения разными техническими и технологическими приемами, методика формообразования и цветопередачи – это те специфические выразительные средства, оперируя которыми дети получают замечательную возможность для реализации своих идей. (Для кого-то, из маленьких студентов, это наиболее органичный и приемлемый язык воплощений). Изобразительное искусство, как любой другой язык, имеет свою грамматику в виде определенных закономерностей, изучение которых позволит будущим взрослым людям стать носителями образного мышления, тонкого восприятия с возможностями глубинно-интуитивного постижения. Исследуя египетские рельефы и фрески, мы можем наглядно проанализировать стилистику приемов изображений ранних стадий развития художественных культур, творчески интерпретируя, а возможно и вдохновенно импровизируя. Включаясь в работу над поставленным заданием, ребенок сообщит о понимании другого времени, о своих приоритетах, а главное – о своих представлениях, чувствах, умении видеть красоту и заявить о праве на вымысел. Впечатления, пропущенные через душу детей, воплотятся в цельные и яркие художественные образы, потому что в них пульсирует энергия неравнодушного маленького художника. Ведь известно, что механизм запоминания заложен в наших чувствах и эмоциях. То есть, путь к рождению произведения лежит через ощущение, восприятие, поиск, отбор, сопоставление, обобщение, где проявится необходимая синтетическая работа мышления. Сам процесс творчества в значительной степени зависит от возникновения определенных ассоциаций. Таким образом, работа начинается задолго до того, как ребенок прикасается к плоскости бумаги. Параллельно этому заданию выполняются специальные упражнения, которые позволяют детям максимально реализовать замысел, решить учебно-аналитические задачи и основную проблему- эмоциональной выразительности. Зрительная система работает на трех уровнях: Наша задача объединить все эти процессы, тем самым активизировать работу как правого, так и левого полушария головного мозга. Исполнение ряда упражнений также связаны с изучением и осмыслением композиционных законов, закономерностей и приемов. Задания могут иметь характер как общий, так и специальный. Общие понятия работают в любых композиционных построениях. К ним относятся: цельность, симметричность, асимметричность, ритмичность, пластичность и т. д. Как специальная, предлагается к рассмотрению тема: “Орнамент – украшение в чистом виде”. Попробуем разобраться и осмыслить понятие ритма, метра, мотива, стилизации, как основных компонентов построения простых ритмических рядов, используя геометрические и растительные мотивы. Поиск орнаментальной организации плоскости сопровождается естественным отказом от объемной характеристики, способствуя быстрому пониманию специфики изучения основ ДПИ. Анализируя варианты композиционных построений, хорошо, если учитель обратит внимание, что в любом изображении присутствует ритмическая основа и пластические связи (плавность переходов одних элементов в другие), и что декор – это универсальное средство украшения и гармонизации произведения. Недаром орнамент, песня, миф, легенда – это те формы человеческого творчества, которые неуничтожимы временем и так любимы народами, населяющими Землю. Тема, замысел автора, направление сюжетной линии, соотношение основных масс, определение композиционного центра, главного и второстепенного, невозможно без колористического звучания. Поэтому составной частью учебного процесса в нашей Академии есть предмет “Основы цветоведения”, теория, которая может органично исследоваться в практической плоскости. Главное - понять, что цвет может не только характеризовать объекты, но и подчеркнуть и усилить эмоциональную выразительность, являясь средством для воплощения замыслов. Основные принципиальные приоритеты: - традиции и прошлое, как наследие духовной энергии народов;
- ритм, как настроение;
- стиль, как индивидуальность;
- личность студента, как воплощение божественной гениальности, где дух определяет материю, а не наоборот.
- Самостоятельный опыт художника – это благодатная сила, которая наполняет содержанием общее представление студента о предмете.
- Идея, как основа композиционных построений.
Вывод: Успешно развивать творческие способности в принципе возможно при условии адекватной организации теоретическо-практической деятельности. „Входя под древние своды, не собираемся оставаться жить под ними, но всегда помним поучительные начертания, усмотренные на старинных камнях. Знания старины убережет от излишнего самохвальства. А вдруг окажется, что когда-то что-то лучше делали или знали нечто нами утерянное" Египтяне были странным народом ... Они не создавали искусство только ради искусства, ища прекрасное и утонченное, чтобы порадовать глаз, ум и сердце. Каждое произведение или артефакт имеет четкую определенную функцию: то ли как предмет повседневного использования, то ли как проявление религиозности этого народа ... Но если учесть, что египтяне положили начало практике теоретического обоснования самого процесса рисования и все-таки смогли определить композиционные закономерности, найдя сущность прекрасного, ясно, что обойти вниманием такую эпоху мы не могли. Источник вдохновенья —> культура древнего Египта. Основная цель: Интерпретация росписей фресок египетских пирамид. Развитие творчески - креативного мышления. Определение понятия декоративности. (Декоративность – от лат. „dесогаге" - „украшать"). Актуальность проекта: Ответ поищем в искусстве древних народов. Образцы египетских фресок – прекрасный пример декоративно-художественного мышления с характерной для этого периода плоскостной трактовой формы, цвета и пространства. В то же время следует заметить, что возможность путешествовать во времени позволит сделать еще один шаг к пониманию специфики стиля эпохи. Не случайно египтяне толковали слово „художник”, как – „тот, что творит жизнь”. Основной метод творческого наблюдения —> ассоциация (от латинского „association”, что переводится, как „соединение”) Ассоциация – это попытка соединить информационную среду с собственным эмоциональным состоянием. Вид искусства: декоративно – прикладное творчество Усвоение художественной терминологии: Интерпретация – основанное на собственном толковании (творческое исполнение). Воплощение замысла – придумывание конкретных форм (визуализировать замысел). Формат – размер листа. Эскиз – предварительный набросок, замысел будущей композиции. Сюжет (фр. „sujet” – „подложенное”) – образное воссоздание замысла. Пропорциональность ( лат.”proportion”- „соотношение”) – один из основных принципов композиции (соотношение частей целого). Целостность (переводится, как „который имеет внутреннее единство”) – качество восприятия. Масштабность – соотношение размеров. Тождественность – равенство, одинаковость нескольких форм. Ритм – чередование, повторение в определенной последовательности элементов композиции. Компоновать – собирать целое из отдельных частей. Сюжетно-композиционный центр – часть композиции, которая четко выражает главное, включает в себя сюжетную завязку с основными действующими лицами и аксессуарами. Стиль (лат. stilus” –„ палочка для письма”) – единство содержания художественной формы, образной системы, что сложилась в конкретные исторические периоды. Символ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.22 | Просмотров: 1380
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|