Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профессиональная ориентация школьников на уроках технологии - Преподавание технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание технологии

Профессиональная ориентация школьников на уроках технологии


Автор(ы): Седова Людмила Ивановна, учитель технологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профессионального самоопределения учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств учащихся. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдаленных, как социально значимых, так и личных целей.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу? окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные причины этой области знаний:
  1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство. Если у вас получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
  3. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. “Тест” англ. слово означает “короткое испытание”, “проба”. “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей” – писал И.П. Павлов – Между ними резкая разница. Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям и помогают тесты. Но что делать, если ученик считает, что недобрал нужное количество баллов?
Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина покорить космос, а инвалид, обреченный из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя, множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
По проблемам профессиональной карьеры и ее оптимизации ключевым понятием является самосознание.
Реализуя представления о себе в процессе общения и включения себя в ту или иную деятельность, учащиеся имеют возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей.
В настоящее время можно выделить ряд специфических проблем в профессиональном самоопределении, стоящих перед гражданами нашего государства. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуацией в стране, обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании.
Отсутствие стабильных социальных норм в отношении профессии предъявляет требования к творческой инициативе и самостоятельности индивида. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его “внутренне – Я”, его мотивацию. Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ “Я – профессионала”.
Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.
Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, должны стремиться разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и профессиональном, потому как одни знают о себе больше, другие меньше. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным – на основании ценностей. Выявление ценностных ориентаций позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами типа: “Я бы хотел, чтобы моя работа…”
  • была по заслугам оценена другими;
  • была для меня интересной;
  • приносила бы больше доходы;
  • была полезной и нужной людям;
  • доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и свои действия.
Также очень важным методом для профессиональных ориентаций оплата является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится 6на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии, и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительны. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал, какое он видит будущее этой профессии.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, оканчивающих школу, и только вступающих в самостоятельную жизнь. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, лежит огромная ответственность.
Нередко у молодых людей бытует мнение, что приобщение к профессии выступает всего лишь как “передача-прием” профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии (по Т.В. Кудрявцеву).
Стадии профессионального становления.
  • Я хочу – потребность самой личности в выборе профессии или специальности.
  • Я буду – целенаправленное обучение и воспитание выбранной профессии.
  • Я смогу – вхождение в профессиональную среду, переход учащихся к новому типу деятельности, к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства.
  • Я умею – предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.
Очень часто школьники игнорируют нужные...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.23 | Просмотров: 1440

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340