Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Урок литературы в 5-м классе по теме Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!
Автор(ы): Михеева Надежда Николаевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Сказка – ложь, Да в ней намек! Добрым молодцам урок» Цели урока: - показать особенности повествовательной манеры автора, воплощение авторского замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
- приобщить к традициям и обычаям казаков, познакомить с лексикой донских казачьих говоров.
Оборудование урока: – Выставка книг, произведений П. Лебеденко. – «Словарь урока» (слова написаны на плакате): - Дебют – начало.
- Сюжет – основа произведения, события, которые отражены.
- Лексика донских говоров:
- билезики – красивые браслеты,
- (от) ворогов – (от) врагов,
- аль – или,
- лихо – зло, беда.
Распечатать отрывки из сказки (автор об Улите, Груне), портреты героинь. Задание к уроку: I. Всему классу прочитать сказку из сборника П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». Выразительное чтение понравившегося эпизода. II. Группа учащихся готовит инсценировку эпизода «Встреча казака с древней старушкой». ХОД УРОКА I. Слово об авторе сборника «Сказки Тихого Дона» Учитель. О книгах Петра Лебеденко говорят, что в них « бьется вечный пульс судьбы народной». Петр Лебеденко родился в 1916 году, в городе Сарапуле Удмуртской АССР. На Дону, в городе Азове прошли его детские годы. Впоследствии он окончил летное училище Гражданского воздушного флота, и это во многом определила его жизненный и творческий путь. Когда началась Великая Отечественная война, П. Лебеденко стал военным летчиком. О том, как он сражался, свидетельствует 4 боевых ордена и медали. Более восьмисот боевых вылетов совершил военный летчик Петр Лебеденко. Мы все хорошо знаем: летчики – люди особые. Летчики – профессия, овеянная романтикой, хотя и связанной с риском для жизни. Герой книг П. Лебеденко – люди суровой борьбы, духовно сильные и благородные. Интересен такой факт из биографии Петра Лебеденко. Военный летчик, он дебютировал в литературе книгой для детей «Сказки тихого Дона » (1950 год). (Обращение к словарю урока: дебют – начало.) Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со своим самым заветным словом к детям, к доверчивому наследнику, человеку завтрашнего дня. Книга вобрала в себя легенды и предания донского края, отличалась романтической приподнятостью и в то же время покоряющей достоверностью. Знакомство со сборником П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». В него вошли сказки: 1) «Петрусь – мальчонка русский» 2) «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». 3) «Игнатка». 4) «Доброе сердце дороже красоты». 5) «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». К уроку учащимся было предложено прочитать сказку из сборника « Доброе сердце дороже красоты». II. Беседа на восприятие произведения – Понравилась ли сказка? Чем? – О ком в сказке сказано : доброе сердце дороже красоты? – Кратко перескажите сюжет сказки. (Обращение к словарю урока. Сюжет – основа произведения). III. Самостоятельная работа учащихся с текстом сказки на уроке Задание: определить качество личности героини. (Сопоставительная характеристика Груни и Улиты) - I группа – Груни;
- II группа – Улиты.
I группа: Груня. «… увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров – шагу лишнего не даст ступить ему Груня: возьмет дрова и сама донесет, куда надо. Каждого путника накормит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодятся, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня». II. группа: Улита. «Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету – не найдешь. Да было лихо у девушки: сердце у неё злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться». Наблюдения над художественными средствами языка. Сравнения: «брови, словно стрелы» «косы, как вороновы крылья», «сама стройная, как березка». Вывод. Автор противопоставляет внешнюю красоту Груни (некрасивая лицом была девушка да и горбата) внутреннему миру Улиты (сердце у неё злое было, лютое). Так уже в начале повествования автор приводит читателя к мысли о том, что «доброе сердце дороже красоты»...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.24 | Просмотров: 2192
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|