Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок литературы в 5-м классе по теме Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок литературы в 5-м классе по теме Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!


Автор(ы): Михеева Надежда Николаевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Сказка – ложь,
Да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
Цели урока:
  • показать особенности повествовательной манеры автора, воплощение авторского замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
  • приобщить к традициям и обычаям казаков, познакомить с лексикой донских казачьих говоров.
Оборудование урока:
– Выставка книг, произведений П. Лебеденко.
– «Словарь урока» (слова написаны на плакате):
  • Дебют – начало.
  • Сюжет – основа произведения, события, которые отражены.
  • Лексика донских говоров:
    • билезики – красивые браслеты,
    • (от) ворогов – (от) врагов,
    • аль – или,
    • лихо – зло, беда.
Распечатать отрывки из сказки (автор об Улите, Груне), портреты героинь.
Задание к уроку:
I. Всему классу прочитать сказку из сборника П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». Выразительное чтение понравившегося эпизода.
II. Группа учащихся готовит инсценировку эпизода «Встреча казака с древней старушкой».
ХОД УРОКА
I. Слово об авторе сборника «Сказки Тихого Дона»
Учитель. О книгах Петра Лебеденко говорят, что в них « бьется вечный пульс судьбы народной». Петр Лебеденко родился в 1916 году, в городе Сарапуле Удмуртской АССР. На Дону, в городе Азове прошли его детские годы. Впоследствии он окончил летное училище Гражданского воздушного флота, и это во многом определила его жизненный и творческий путь.
Когда началась Великая Отечественная война, П. Лебеденко стал военным летчиком. О том, как он сражался, свидетельствует 4 боевых ордена и медали. Более восьмисот боевых вылетов совершил военный летчик Петр Лебеденко.
Мы все хорошо знаем: летчики – люди особые. Летчики – профессия, овеянная романтикой, хотя и связанной с риском для жизни.
Герой книг П. Лебеденко – люди суровой борьбы, духовно сильные и благородные. Интересен такой факт из биографии Петра Лебеденко. Военный летчик, он дебютировал в литературе книгой для детей «Сказки тихого Дона » (1950 год).
(Обращение к словарю урока: дебют – начало.)
Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со своим самым заветным словом к детям, к доверчивому наследнику, человеку завтрашнего дня.
Книга вобрала в себя легенды и предания донского края, отличалась романтической приподнятостью и в то же время покоряющей достоверностью.
Знакомство со сборником П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».
В него вошли сказки:
1) «Петрусь – мальчонка русский»
2) «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице».
3) «Игнатка».
4) «Доброе сердце дороже красоты».
5) «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».
К уроку учащимся было предложено прочитать сказку из сборника « Доброе сердце дороже красоты».
II. Беседа на восприятие произведения
– Понравилась ли сказка? Чем?
– О ком в сказке сказано : доброе сердце дороже красоты?
– Кратко перескажите сюжет сказки. (Обращение к словарю урока. Сюжет – основа произведения).
III. Самостоятельная работа учащихся с текстом сказки на уроке
Задание: определить качество личности героини. (Сопоставительная характеристика Груни и Улиты)
  • I группа – Груни;
  • II группа – Улиты.
I группа: Груня. «… увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров – шагу лишнего не даст ступить ему Груня: возьмет дрова и сама донесет, куда надо. Каждого путника накормит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодятся, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня».
II. группа: Улита. «Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету – не найдешь. Да было лихо у девушки: сердце у неё злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться».
Наблюдения над художественными средствами языка. Сравнения: «брови, словно стрелы» «косы, как вороновы крылья», «сама стройная, как березка».
Вывод. Автор противопоставляет внешнюю красоту Груни (некрасивая лицом была девушка да и горбата) внутреннему миру Улиты (сердце у неё злое было, лютое).
Так уже в начале повествования автор приводит читателя к мысли о том, что «доброе сердце дороже красоты»...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.24 | Просмотров: 2192

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340