Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Сценарий музыкально-литературной композиции Вампиловские чтения в лицее
Автор(ы): Трубилова Ирина Витальевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова были организованы: 1. Конкурс стихотворений, посвящённых А. Вампилову, чтение отрывков из его произведений, драматизация “Венок Вампилову”. 2. Конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися, “У портрета Вампилова”. 3. Викторина о жизни и творчестве А. Вампилова (вопросы, работа с текстом). Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В. Вампилова, пробудить желание к чтению его произведений. Задачи: приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников; побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций. Оборудование: оформление сцены, большая эмблема с портретом драматурга “70 лет Александру Вампилову”, компьютерная презентация с рисунками, фотографиями, заставками, музыкальное сопровождение. В мероприятии использованы музыкальные произведения: 1. Песни на стихи Н Рубцова, Б. Окуджавы, романс “Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить” (стихи А. Дельвига), гитарная музыка, “Славное море, священный Байкал”, мелодия из кинофильма “История любви” в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, музыка из кинофильма “Грек Зорба”. Ход мероприятия Звучит музыка, на экране фотография Вампилова. Чтец 1: Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Что ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Не хочу, чтоб грустным помнила. Я уйду под ветра гик. Только песни, грусти полные, Мне дороже всех других. По земле ходил я в радости. Я любил её, как бог, И никто мне в этой милости Отказать уже не мог… Всё моё со мной останется, И со мной и на земле У кого-то сердце ранится На моём родном селе. Будут вёсны, будут зимы ли, Запевайте песнь мою. Только я, мои любимые, С вами больше не спою. Что ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, - Словом, так, каким я был. Пётр Реутский Ведущий 1: К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью. Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет. Ученица читает собственное стихотворение. Нас разделяют годы – четверть века. Сближает голос драматурга-человека. Ушёл ты молодым – судьба несправедлива! Оставил душу нам, пел о душе красиво. И вот смотрю на твой портрет обычный: Простой мальчишка, скромный, всем привычный, С лицом скуластым и копной волос, Рот приоткрыт в улыбке… Я же слышу голос: “Мне жаль одиноких, умей рядом быть”. - Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть. Друзья с тобой. Верь. И смотрю на портрет. Как грустно, что гений не дарит свой свет. Борозна Маша, 8-й класс. Ведущий 2: Таким представляют Вампилова-человека лицеисты. Два восьмиклассника под тихую музыку читают отрывки из своих сочинений на тему: “У портрета А. Вампилова”. Ученица читает собственное стихотворение. Глаза писателя – духовности родник, В них можно утонуть, как в омуте Байкала. Они содержат горький, судьбоносный миг, Достигнув в кульминации накала. Байкал, слиянье глубины и чистоты, Зачем ты стал стеченьем обстоятельств, Могуществом стихий? Коварно, в одиночку, Волной поставил в чужой драме точку? Кравченко Настя, 9класс. Звучит мелодия песни “Славное море, священный Байкал”. Ведущий 1: “Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же. Чтец 1: Постоим на аларской земле, Слово “Вампилов” скажем спокойно, С благодарностью- Школе и дому, Селу Кутулик И учителю литературы. Дверь закрыта в жизнь драматурга, И открыты книги, театры Будем снова читать его пьесы И читать свою жизнь Глазами Вампилова Баяр Жигмытов Чтец 2: Прошло сто лет, как Пушкина не стало, И вот родился снова Александр. Ему цыганка жизнь короткой нагадала, А с именем он принял Божий дар - Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо, Провидцем быть, любить, не лгать, дружить, Ценить людей и помнить слово мамы, Не разорвать с селом живую нить. Лень Оксана, 8 класс На экране фотография, где Саша с мамой в детстве. Ведущий 2: Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки. Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”. На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница. На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке. Чтец в роли юного А. Вампилова: - В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю. После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях? Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл. Звучит песня “Где ж, вы, где ж вы, очи карие”. Герой садится на скамейку. - Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится. Сидит на скамье, в раздумьях. На экране оформлена заставка “Венок Вампилову” к 70-летию Александра Вампилова. На сцену поочерёдно выходят чтецы, исполняющие воспоминания друзей писателя, товарищей по университету, друзей - литераторов и т.п. На экране высвечиваются их имена, фотографии, портреты тех, кому принадлежат слова. Чтец 1: Николай Рубцов Саше Вампилову По-настоящему дорогому человеку на земле без слов о твоём творчестве, которое будет судить классическая критика Чтец 2: Потом к Вампилову направлю Я поэтический набег. Его люблю, его я славлю И отправляюсь на ночлег. Звучит песня на стихи Н.Рубцова. Саше Ужас в душе небывалый, Светлого не было дня, Саша Вампилов усталый Молча смотрел на меня. Брошу я эти кошмары, Выстрою дом на холме, Саша! Прости мне пожары Те, что пылали во тьме. Чтец 1: Валентин Распутин (фото на экране) Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек. Чтец 2: Анастасия Копылова, мама Вампилова: На экране фотография, иллюстрации текста. В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла. Чтец 1: На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи А. Дельвига. - У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова. Ведущий 1: Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву: Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи). Моей весны цветы давно увяли. Я перестал уже о них жалеть, Огнём своим они меня сжигали, И я решил: им больше не гореть. И я их забывал. Мои старанья Вернули в душу тишь и благодать - Приятно пережить любви страданье. И всё же страдания приятней забыть. Герой уходит. Ведущий 2: Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”. Молодой Вампилов на экране. Звучит голос за кадром. - “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”. Драматизация рассказа “Свидание”. Оформление сцены. Ведущий 1: Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличья...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.25 | Просмотров: 1862
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|