Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий музыкально-литературной композиции Вампиловские чтения в лицее - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Сценарий музыкально-литературной композиции Вампиловские чтения в лицее


Автор(ы): Трубилова Ирина Витальевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мастерская слова посвящена памяти драматурга Александра Вампилова, 70-летию со дня его рождения. Приведенный сценарий построен в форме литературно-музыкальной композиции. Для популяризации творчества драматурга А.Вампилова были организованы:
1. Конкурс стихотворений, посвящённых А. Вампилову, чтение отрывков из его произведений, драматизация “Венок Вампилову”.
2. Конкурс сочинений, эссе, стихотворений, написанных учащимися, “У портрета Вампилова”.
3. Викторина о жизни и творчестве А. Вампилова (вопросы, работа с текстом).
Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В. Вампилова, пробудить желание к чтению его произведений.
Задачи:
  • приобщить учащихся к творчеству писателя и драматурга через художественное слово, выразительное, проникновенное чтение стихотворений, драматизацию и комментирование рассказов и воспоминаний современников;
  • побудить учащихся к самостоятельному творчеству, повысить уровень языковых и коммуникативных компетенций.
Оборудование: оформление сцены, большая эмблема с портретом драматурга “70 лет Александру Вампилову”, компьютерная презентация с рисунками, фотографиями, заставками, музыкальное сопровождение.
В мероприятии использованы музыкальные произведения:
1. Песни на стихи Н Рубцова, Б. Окуджавы, романс “Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить” (стихи А. Дельвига), гитарная музыка, “Славное море, священный Байкал”, мелодия из кинофильма “История любви” в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, музыка из кинофильма “Грек Зорба”.

Ход мероприятия

Звучит музыка, на экране фотография Вампилова.
Чтец 1:
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой милости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной и на земле
У кого-то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело, -
Словом, так, каким я был.
Пётр Реутский
Ведущий 1:

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.
Каким был Вампилов мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.
Ученица читает собственное стихотворение.
Нас разделяют годы – четверть века.
Сближает голос драматурга-человека.
Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!
Оставил душу нам, пел о душе красиво.
И вот смотрю на твой портрет обычный:
Простой мальчишка, скромный, всем привычный,
С лицом скуластым и копной волос,
Рот приоткрыт в улыбке…
Я же слышу голос:
“Мне жаль одиноких, умей рядом быть”.
- Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.
Друзья с тобой. Верь.
И смотрю на портрет.
Как грустно, что гений не дарит свой свет.
Борозна Маша, 8-й класс.
Ведущий 2:

Таким представляют Вампилова-человека лицеисты.
Два восьмиклассника под тихую музыку читают отрывки из своих сочинений на тему: “У портрета А. Вампилова”.
Ученица читает собственное стихотворение
.
Глаза писателя – духовности родник,
В них можно утонуть, как в омуте Байкала.
Они содержат горький, судьбоносный миг,
Достигнув в кульминации накала.
Байкал, слиянье глубины и чистоты,
Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,
Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,
Волной поставил в чужой драме точку?
Кравченко Настя, 9класс.
Звучит мелодия песни “Славное море, священный Байкал”.
Ведущий 1:

“Я люблю людей, с которыми всё может случиться”, - написал Саня Вампилов в своём блокноте, то есть потаённо, для себя. Он видел людей такими, какие они есть, и хотел, чтобы они стали лучше. Он любил людей и сам достоин того же.
Чтец 1:
Постоим на аларской земле,
Слово “Вампилов”
скажем спокойно,
С благодарностью-
Школе и дому,
Селу Кутулик
И учителю литературы.
Дверь закрыта
в жизнь драматурга,
И открыты
книги, театры
Будем снова читать его пьесы
И читать свою жизнь
Глазами Вампилова
Баяр Жигмытов
Чтец 2:
Прошло сто лет, как Пушкина не стало,
И вот родился снова Александр.
Ему цыганка жизнь короткой нагадала,
А с именем он принял Божий дар -
Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,
Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,
Ценить людей и помнить слово мамы,
Не разорвать с селом живую нить.
Лень Оксана, 8 класс
На экране фотография, где Саша с мамой в детстве.
Ведущий 2:

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.
Разыгрывается монолог из очерка “Прогулки по Кутулику”.
На экране деревенский пейзаж, дом, старая лиственница.
На сцене изготовлена изгородь, горшки герани на завалинке.
Чтец в роли юного А. Вампилова:
-
В Кутулике у меня прошли детство и школьные годы. Вышло так, что давно уж я здесь не живу, а приезжаю сюда, получается, редко и ненадолго. Вот и сейчас: не был три года, а приехал на неделю.
После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город. Затем друзей и знакомых я находил здесь всё меньше и меньше, почти все мои сверстники давно разъехались по городам, иные, что постарше или помоложе, меня уже забыли, иные сами изменились до неузнаваемости, и вот уже по неволе я чувствую и сознаю здесь своё одиночество. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?
Я подхожу к дому, представляю себе летний вечер, каким он был здесь лет 20 назад: открытые настежь окна, в доме движение и голоса, горшки гераней, выставленные на завалинку, большую огуречную гряду, маки, подсолнухи в дальнем конце огорода, изгородь из осиновых тычек, в воздухе видимое глазами струящееся от нагретой изгороди тепло и жужжание пчёл.
Звучит песня “Где ж, вы, где ж вы, очи карие”.
Герой садится на скамейку.

- Захотелось увидеть кого-нибудь из знакомых, но я решил никуда не ходить, а подождать, когда кто-нибудь появится.
Сидит на скамье, в раздумьях.
На экране оформлена заставка “Венок Вампилову” к 70-летию Александра Вампилова.
На сцену поочерёдно выходят чтецы, исполняющие воспоминания друзей писателя, товарищей по университету, друзей - литераторов и т.п. На экране высвечиваются их имена, фотографии, портреты тех, кому принадлежат слова.
Чтец 1:
Николай Рубцов Саше Вампилову
По-настоящему дорогому человеку на земле
без слов о твоём творчестве, которое будет
судить классическая критика
Чтец 2:
Потом к Вампилову направлю
Я поэтический набег.
Его люблю, его я славлю
И отправляюсь на ночлег.
Звучит песня на стихи Н.Рубцова.
Саше
Ужас в душе небывалый,
Светлого не было дня,
Саша Вампилов усталый
Молча смотрел на меня.
Брошу я эти кошмары,
Выстрою дом на холме,
Саша! Прости мне пожары
Те, что пылали во тьме.
Чтец 1: Валентин Распутин (фото на экране)
Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нём всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своём внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.
Чтец 2: Анастасия Копылова, мама Вампилова:
На экране фотография, иллюстрации текста.
В школьные годы много читал.…Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился…. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние сёла.
Чтец 1:
На экране появляется фотографии сестры Вампилова и Вампилов с гитарой, звучит романс на стихи А. Дельвига.
- У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Играл в школьном оркестре, в университете - в ансамбле народных инструментов. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был несильный, но очень приятный голос, удивительный по простоте, гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию.
Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.
Ведущий 1:
Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:
Чтец в роли юного Вампилова (встаёт со скамьи).
Моей весны цветы давно увяли.
Я перестал уже о них жалеть,
Огнём своим они меня сжигали,
И я решил: им больше не гореть.
И я их забывал. Мои старанья
Вернули в душу тишь и благодать -
Приятно пережить любви страданье.
И всё же страдания приятней забыть.
Герой уходит.
Ведущий 2:

Студенческая жизнь поглотила Вампилова с головой. Всё в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей. Всё было молодо, горячо, живо. Это были годы молодых и литературы о молодых. 30 октября 1959 года ещё студентом Иркутского университета, но уже автором полутора десятков опубликованных рассказов, Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты “Советская молодёжь”.
Молодой Вампилов на экране. Звучит голос за кадром.

- “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека”.
Драматизация рассказа “Свидание”.
Оформление сцены.
Ведущий 1:

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Кстати, главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличья...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.25 | Просмотров: 1862

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340