Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий литературной викторины: В мире игрушек - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Сценарий литературной викторины: В мире игрушек


Автор(ы): Кастюхина Екатерина Вячеславовна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Развитие мышления, воображения, памяти. Воспитание взаимоуважения между учениками.
Наглядные пособия: альбом “Зарубежная и русская игрушка XVIII – XX веков”; тряпичные куклы; куклы Барби; тряпки, ленты, солома и т.д. (материал для свертывания кукол).
Материал для игры со зрителями: ленты, лоскуты ткани, солома, сено, щепочки, палочки, веревочки.
Внеклассное занятие готовят учащиеся средней школы для учащихся начальной школы.
Среди учащихся средней школы выбираются несколько ведущих, каждый из которых отвечает за свой “участок”. Ведущие одеты в костюмы, соответственно тому “участку” текста, который рассказывают.

Ход занятия

I. Рассказ о современной игрушке и истории игрушки.

Рассказы ведущих сопровождаются показом иллюстраций, фотографий или слайдов.
Первая ведущая:
Сегодня я хотел(а) бы рассказать вам об игрушках. И первое на чем мне хотелось бы остановиться это художественно-педагогический музей игрушки. Основан он был 1918 году в Москве музейным отделом Народного Комиссариата Просвещения.
В 1931 году музей был переведен в г. Загорск. В музее хранится уникальная коллекция игр и игрушек разных времен и народов, всего около 30 тысяч экспонатов. (См. Рисунок 1 (Музей игрушки)
Почти половину музейного собрания составляет коллекция зарубежной и русской игрушки XVIII – XX вв. игрушки поступили из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), дворянских особняков, магазинов, национализированных после Октябрьской социалистической революции, а также ряда музеев страны.
Среди экспонатов – редкие музыкальные игрушки, куклы с головками из фарфора, разнообразные предметы “кукольного окружения”: домики, мебель, посуда. Среди них игрушки из серебра, слоновой кости, цветного и молочного стекла – образцы ювелирного искусства и различных ремесел своего времени. Многие из этих игрушек были изготовлены по специальным заказам европейскими и русскими мастерами для детей дворянского сословия дореволюционной России.
Особого внимания в коллекции зарубежной и русской игрушки заслуживает собрание музыкальной механической игрушки, которая была популярна в XIX столетии. Этот интереснейший вид игрушки имеет многовековую историю. Известно, что около тысячи лет назад мастера арабских стран создавали искусственных птиц, поющих и машущих крыльями. Делались они и в Древней Греции. В литературе имеются сведения о том, что Леонардо да Винчи конструировал такие игрушки. Широкое распространение механические игрушки получили в конце XV века после изобретения часового механизма. Используя его в игрушках, мастера творили “чудеса”: куклы рисовали, исполняли музыкальные пьесы, играли в шахматы и т.д. .(См. рисунок 2 (Игрушки с движением и музыкой 1. Птичка в клетке. Франция. XIX в. Металл, мастика, перья. 2. Кукла “Барабанщик”. Франция. 2-я половина XIX в. фарфор, ткань, папье-маше)
Среди них можно выделить механическую музыкальную игрушку “Птичка в клетке”, очаровывающую изяществом исполнения и изобретательностью мастера. Несколько поворотов ключа и птичка оживает – открывает клюв, поворачивает головку, машет хвостиком. В такт ее движениям слышатся переливчатые трели соловья. Движения птички так сложны и настолько меняются в процессе исполнения мелодии, что ни у кого не вызывает удивления то, что с помощью такой игрушки в XIX столетии обучали пению живых птиц.
Не менее интересна другая механическая музыкальная панорама “Концерт обезьян”, воспроизводящая комнату, в которой расположились три обезьянки, в богатых туалетах. Механизм приходит в движение, и мы попадаем на “концерт”: руки пианиста касаются клавиатуры фортепьяно, скрипач водит смычком по струнам, третья обезьянка играет на виолончели. Обезьянки не только играют, но и поворачивают, наклоняют головы в такт мелодичной, красиво звучащей музыке. (См. Рисунок 3 (“Концерт обезьян” - музыкальная заводная картина. Франция. XIX в. Дерево, металл, мастика, ткань. )
Второй ведущий:

В коллекции русской и зарубежной игрушки XVIII – XX вв. хранятся игрушки военной тематики, выполненные из разнообразных материалов: дерева, стали, олова, меди. Один из лучших экспонатов в коллекции военной игрушки – резной деревянный конь – качалка работы неизвестного русского мастера XVIII в. Убранство коня выполнено с необыкновенной тщательностью – удобное с глубоким выгибом кожаное седло, плотно прилегающее к спине коня, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна расшит вензелем Екатерины II. (В собрание музея игрушка поступила из Аничкова дворца и принадлежала, возможно, наследнику престола Павлу I.) .(См. Рисунок 4 (Конь-качалка. Россия. XVIII в. Дерево, металл, кожа, ткань.)
Среди военной игрушки наибольшее распространение в XIX столетии получили оловянные солдатики, представленные в собрании музея разнообразными наборами немецкой, французской и русской работы XIX – начала столетии XX вв. Они изображают воинов разных эпох: античной Греции и Древнего Рима, рыцарские отряды эпохи феодализма, швейцарскую пехоту XVI века, прусскую кавалерию середины XVIII века, русских и французских гренадеров и т.д. Оловянные фигурки необычайно разнообразны и содержательны в своих образах и сюжетах, с документальной точностью имитируют детали обмундирования, вооружения и другие военные атрибуты. (См. Рисунок 4 (Набор солдатиков “Рыцарские воины”. Германия. 2-я половина XIX в. Олово.)
Первая ведущая:

Для девочек игрушками были куклы и предметы для игр с ними. Во все времена кукла преобладала среди разнообразных видов игрушек, поэтому не случайно в коллекции русской и зарубежной игрушки XVIII – XX вв. ей принадлежит особое место. В кукле в наглядной форме проявляется социальное содержание игрушки, педагогические тенденции, мораль и этика, особенности моды.
Большую историческую ценность представляют куклы с головками из фарфора работы французских, немецких, русских мастеров XIX – начала XX вв.
Привлекательна кукла, изготовленная во Франции в 30 – 40-х годах XIX столетия. В основу ее костюма положен модный французский силуэт: узкое в талии и расшитое книзу платье. На плечи накинут шелковый шарф, типичный для начала XIX в., на голове – батистовая шляпка в форме корзиночки. Завершает туалет непременный аксессуар – элегантный кружевной зонтик. .(См. рисунок 5 (1. Кукла. Франция. XIX в. Фарфор, ткань. 2. Одежда кукольная.. Франция. Конец XIX - начало XX вв. Ткань, соломка, перламутр. 3.Кукла. Германия (?). XIX в. Фарфор, ткань)
Кукольная одежда наглядно отражает основные направления развития моды XIX века.
Куклы имели домики с наборами мебели, посуды. Музей располагает коллекцией кукольной посуды, изготовленной на отечественных фарфоровых заводах XIX столетия – Императорском, Попова, Гарднера и на заводах Германии и Франции. .(См. Рисунок 6. Комната кукольная. Германия. XIX в. Дерево, ткань.)
Своеобразная коллекция ювелирной игрушки, представленная работами русских и западноевропейских мастеров XVIII – начала XX вв. Игрушка разнообразна как по тематике, так и по технике исполнения – от миниатюрных чайных и кофейных сервизов из серебра, молочного стекла, слоновой кости до более сложных ювелирных изделий, которые в быту могли выполнять две роли – игрушки и украшения интерьера.
Виртуозностью исполнения отличается набор миниатюрных дуэльных принадлежностей, искусно выполненный французским мастером XVIII в. Удивляет изящество пропорций пистолетов, декорированных растительным узором, выполненным в технике гравировки по металлу. Несмотря на игрушечность, пистолеты заряжаются при помощи щипцов и пороха и высекают искры, имитируя настоящую стрельбу. (См. Рисунок 7. Набор дуэльных принадлежностей. Франция. XVIII в. Металл, кость, черепаха.)
Второй ведущий:
Коллекция зарубежной и русской игрушки XVII – XX вв. включает множество разнообразных игр.
Обращает на себя внимание сундук с набором спортивных и настольных игр. Сундук, изготовленный во Франции в конце XIX в., поступил в музейное собрание из Александровского дворца – музея. Он интересен рациональным конструктивным решением, декоративным оформлением, самим подбором игр. В нем компактно уложены 78 игр: шашки, домино, лото, серсо (подбрасывание и ловля колец с помощью рапиры), прыгалки и т.д. Многие из этих игр известны и популярны в наши дни. .(См. Рисунок 8 Сундук со спортивными и настольными играми. Франция. XIX в. Дерево, металл, ткань, бумага, кость.)
Кроме того, в музее хранятся китайские игрушки из бумаги, мастики, рисовой соломки, глины, бамбука, нефрита, цветного стекла, металла. Тонко исполнены фигурки разнообразных зверей, птиц и рыб, нарядны бумажные дракончики и разноцветные фонарики.
Третья ведущая:
Игрушка, как и все другое, развивается, изменяются материалы, из которых они изготавливаются. Да и сама игрушка стала другой. В настоящее время основной материал – пластмасса, а одной из самых распространенных игрушек стала кукла Барби.
Впервые Барби появилась в 1959 году в Нью-Йорке на ярмарке игрушек. Сначала на нее не очень-то обращали внимание. Тогда ей придумали рекламу, и … Барби родилась!
Одевали ее по последней парижской моде. Но менялись времена – менялась и кукла. Сейчас Барби – отражение американского стандарта жизни. Она стала движущейся, говорящей. В ней находили отражение черты американских подростков: в 70-ые годы Барби юная, загорелая, имидж – в стиле “диско”; в 80-ые Барби увлекалась аэробикой, выступала в роли рок-звезды. В 90-ые годы кукла стала больше (ростом с годовалую девочку) и начала демонстрировать великолепные прически! Современная Барби – уверенная, яркая, победительница, да и только…
У этой куклы теперь более 40 профессий: врач, учительница, балерина, спортсменка, стюардесса, дипломатии т.д.: 25 национальностей: итальянка, испанка, шведка… Ежегодно для Барби дизайнеры создают 100 новых комплектов одежды. Особый спрос – на свадебные платья!
У Барби более 20 домашних животных: собаки, лошади, кошки, попугай, шимпанзе, львенок, жираф, зебра…
У нее есть семья, много родственников, роскошный дом, своя парикмахерская, машина, гардероб…
Итак, мы в “плену” у очаровательной американки?
Во-первых, она всегда улыбается! А лицо какое: голубые глаза, маленький курносый носик, изящный ротик. Тоненькая, стройная…
А одежда! Вот Барби на семейном обеде, в спальне, в походе, в школе, на пляже, на празднике…
Самая фантастическая деталь в облике Барби – необыкновенно роскошные волосы!
Да, Барби превосходна! Мечта! А какие новые куклы будут!!! С волосами до пят, ростом с ребенка, а уж когда ей в глаза хрусталик вставят тогда они засияют по-настоящему! И говорить будет на разные темы: Барби в школе, в магазине, на вечеринке…
По ходу рассказа демонстрируются различные типы кукол Барби и всего, что с ней связано (животные, домики, наряды и т.п.)
Четвертая ведущая:

Но, несмотря на респектабельность американского образа жизни, который демонстрирует Барби, все-таки в Европе кукла менее популярна, чем в других странах. Некоторые российские дизайнеры считают, что западный эталон на Россию никакого особого влияние не окажет.
В конечном счете, кому бы русские не начинали подражать, в конце концов, они приходили к своим, русским корням. У русской куклы непобедимое, неоспоримое преимущество – особая, духовная красота!
Русская народная игрушка напоминает нам, что, кроме компьютеров и сверхскоростей, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы; формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага…
Кукла, пожалуй, самый жизнестойкий атрибут, неотъемлемая принадлежность детства. И естественно отражение этой темы в фольклоре: колыбельные, прибаутки, такие полюбившиеся сказки “Золушка”, “Дюймовочка”.
А действительно, какая она, русская кукла?
Одна из важных особенностей русских кукол – их разнообразие. Игрушки-“потешки” - крестьянской детворы XIX века… Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпок и соломы, “дитяшки”, “пеленашки”, “скелетки” из лучины? Кукол свертывали из лопуха и цветов, домики им мастерили из прутьев и соломы, кукольную посуду делали из глины, овощей… То есть кукла была не только развлечением, забавой, но имела огромное познавательное значение: дети открывали мир природы, учились преобразовывать материалы в рукотворное изделие. Кукла – эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве владелицы. Девочек учили прясть, шить, вышивать, одевать куклу, пряли нитки даже из… крапивы!
Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.
Куклу давали на руки невесте как символ плодородия, чтобы обеспечить новой семье потомство. До сих пор кукла свадебный атрибут. Многие из вас, наверное, видели куклу-невесту на бампере свадебных машин.
– А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? – Здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этически...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.25 | Просмотров: 1495

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340