Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Охраняемые животные Иркутской области
Автор(ы): Серебренникова Елена Коминтерновна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: познакомить учащихся с книгами: “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутского района”, “Редкие животные Иркутской области”. Научить детей определять животных по силуэтам. Развить познавательный интерес в деле охраны животных, привить к учащимся симпатии к братьям нашим меньшим. Содействовать воспитанию у школьников доброты, чуткости, уважения к миру животных. Оформление класса: на доске вывешиваются иллюстрации и нарисованные картинки с изображением редких животных, цитаты писателей. Для работы используется стенд с изображением схемы Иркутской области, силуэты животных, листы бумаги для рисунков, ножницы, магнитофон, видеокассета, аудиокассета. Ход занятия: План занятия: - Разговор с детьми о животных, отнесённых к редким и исчезающим.
- Пауза – физкультминутка.
- Отгадывание кроссворда.
- Пауза - физкультминутка.
- Просмотр видеофильма “У края чарующей бездны”.
- Пауза – игра.
- Вырезание силуэтов животных и расположение их на карте-схеме Иркутской области.
- Рисование изображения животного из будущего.
Дети рассаживаются за двумя столами, образуя две группы. Звучит аудиокассета с голосами птиц. - Ребята, что вы слышите? (Голоса птиц) - А птицы кто они? Как назвать одним словом? (Животные) - Как вы думаете, о ком мы будем сегодня вести речь? (О животных) - Как вы думаете, а много их? Есть ли такие животные, которых стало мало? - Мы сегодня поговорим о животных, без которых человеческая жизнь немыслима. Все согласны? Будем вести речь не о простых животных, а о животных нашей области, об охраняемых животных. (Открывается доска с надписью темы, цифрами, рисунками о животных). - Тема нашего занятия “Охраняемые животные Иркутской Области”. Ребята, кто-нибудь знает, какие животные нашей области нуждаются в охране и защите? Ответы ребят: - Да! - Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране? Послушаем наших ребят, которые подготовили для нас сообщения о редких животных. Значительная часть редких животных Иркутской области включена в Красную книгу России. (Прослушиваются подготовленные сообщения ребят, которые дополняют свои рассказы рисунками животных). 1 ученик: Из млекопитающих к этой категории относятся: прибайкальский черношапочный сурок и снежный барс (ирбис). Численность прибайкальского черношапочного сурка очень низка и до сих пор неизвестна. Из – за распашки лесостепи быстро сокращается численность светлого хоря. Случаи постоянного обитания снежного барса на территории области до сих пор неизвестны, хотя появились сведения, что барс может размножаться на территории области. 2 ученик: Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан – долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким. 3 ученик: Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан – белохвост, кречет, балабан и сапсан – снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу). - В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов. Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина. 4 ученик: Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др. 5 ученик: Низкая численность характерна и для земноводных (монгольская и серая жаба). Из пресмыкающихся (прыткая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз). 6 ученик: Последние годы на территории области отмечено снижение численности косули, причиной является рост численности волка, браконьерство. Поэтому администрация Иркутской области запретила охоту на косулю сроком на 3 года с 2000 – 2003г. - А из рыб, ребята, есть редкие виды? Из рыб малочисленны таймень и осётр. - А есть такие насекомые, которые относятся к редким? Назовите! Из насекомых – шмель. - Молодцы, ребята! Много животных можно перечислять, которые нуждаются в нашей защите. Животный мир Иркутской области богат и разнообразен. Он представляет 68 видов млекопитающих, 335 видов птиц, 6 рептилий, и 5 видов земноводных. Из них к числу особо охраняемых, включённых в основной перечень Красной книги России, а также нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде относится 35 видов. Всего в регионе требуют особой охраны и повышенного внимания к состоянию численности 137 видов. Общая ситуация с охраной животного мира в области очень сложна. Основными причинами являются антропогенная нагрузка, сплошные рубки, строительство транспортных магистралей, ЛЭП и многие др. Я хочу обратить ваше внимание на две книги, которые называются “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутской области” и “Редкие животные Иркутской области”. Основной целью “Кадастра…” является обеспечение необходимой информацией специалистов, занимающихся вопросами сохранения биоразнообразия, и нас с вами, чтобы, обращаясь к этой книге, мы почувствовали боль за наших братьев меньших. Эта книга содержит информацию по редким и исчезающим видам животных нашего района, учёт которых проводится каждые 10 лет. И вторая книга “Редкие животные Иркутской области”. В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. Мы поработаем с этими книгами на занятии чуть позже. А сейчас можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к животным из вашей жизни? (Ответы детей). - Ну а сейчас проведём небольшую физкультминутку? (Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем). Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим. Руки в сторону, вперёд, На опушке зайка ждёт… Зайка прыгал под кустом, Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх. Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс. Поиграем мы сейчас. - Отдохнули? А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворды на тему “Животные”. Разгадав кроссворды, определите и назовите редких животных (Рисунок 1). 1. Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. 6. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. 7. Внешне с белочкою схожий, Ценный мех имеет тоже, Полосатый, небольшой, Наш сибирский зверь лесной.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.25 | Просмотров: 3346
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|