Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий по теме От грусти и зла к добру и теплу... (по повести Л.Н. Толстого Детство) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Сценарий по теме От грусти и зла к добру и теплу... (по повести Л.Н. Толстого Детство)


Автор(ы): Матвеева Павлина Артемовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • создать условия для усвоения философских идей, в частности о границах между добром и злом, на примере повести Л.Н.Толстого Детство;
  • научиться высказывать и отстаивать свои мнения;
  • привить любовь к творчеству Л.Н.Толстого, вызвать интерес к его произведениям;
  • воспитывать чувство сострадания, уважения друг другу, сопереживания.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, буклеты о Ясной поляне, книжная выставка произведений Л.Н.Толстого.
Опережающее задание: прочитать отдельные главы
Словарная работа:
Нравственность (по словарю С.И.Ожегова) - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызывающее чьим-нибудь несчастьем, горем.
1. Слово учителя.
Для Л.Н.Толстого жизнь человека - не решение жизненных проблем, каких-то вопросов, а взаимоотношение человека, его нравственность - духовные и душевные качества. Задача писателя от конкретных бытовых ситуаций выявить человеческие ценности.Такую задачу решает Л.Н.Толстой в повести Детство- казалось бы один простой поступок, а этим решается и выясняется между людьми их духовные и душевные качества.
- Посмотрите. Что я нарисовала? ( на доске - гроза , дождь, солнце)
- Что они символизируют? (печаль, грусть, радость)
- Какие чувства человека они изображают? ( дождь, гроза- печаль, солнце-радость, тепло)
Итак, тема нашего урока: От грусти и зла к добру и теплу:Сегодня мы рассмотрим какие человеческие качества у героев повести; почему зло побеждает добро в этой главе;
что нужно сделать, чтобы добро победило зло.
Вот второй урок говорим о творчестве Л.Н.Толстого. Повесть Детство является 1 частью автобиографической трилогии. Послушаем об истории заглавия повести Детство.
2. История заглавия повести Детство.
Детство было написано в 1852 году в №9 журнала Современник под заглавием История моего детства и подписью Л.Н.. Такое заглавие объяснял Н.Н.Гусев былодано редакцией Современника для того, чтобы ввести повесть Толстого в цикл произведений автобиографического жанра,око распространенного тогда в литературе. НО Толстой был недоволен изменением названия. Заглавие История моего детства, как писал он издателю Современника Н.А.Некрасову,- противоречит с мыслью сочинения..Кому какое дело дело до истории моего детства?- спрашивал Толстой, особенно подчеркивая слово моего. Повесть Детство должна была передать Всю прелесть и поэзию той поры жизни, о которой всякий человек вспоминает с особенным чувством. И замысел этот был осуществлен. В дальнейшем повесть печаталась под тем названием, которое дал сам автор- Детство. Повесть была встречена современниками восторженно. А с появлением в 1854 году Отрочества, снова подписанного скромно и лаконично - Л.Н.Т., начинающий автор был поставлен в ряд уже известными всеми признанными писателями.
3. Ответы на вопросы:
а) Почему мы называем повесть Детство автобиографической?
б) О ком говорится в повести?
в) В чем отличалась эта повесть от ранее опубликованных в литературе? (описывается судьба мальчика из дворянской семьи, все события мы наблюдаем глазами этого 10-летнего мальчика)
г) Как зовут главного героя?
д) Почему автор называет детство счастливой, невозвратимой порой?
е) У кого жили Иртеньевы в Москве?
ж) Какое событие собираются отметить Иртеньевы?
з) Почему Николенька волновался, когда вручал свой подарок бабушке?
4. Обратимся к символам: печаль, зло и добро, радость. Жизнь человека состоит из радостей и печали.
- Вспомним, какие злые и добрые поступки совершают мальчики в повести?
- Какие проблемы затрагивает Толстой в главе Ивины? (взаимоотношение между мальчиками, издевательство, тиранство)
- Кто является главным героем в данной главе? (братья Ивины, Иртеньевы, Иленька Грап)
- Найдите в тексте описание внешности Сережи Ивина, Иленьки Грапа. Что можно сказать о них?
- Какой проступок совершили мальчики? (издевались над ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.25 | Просмотров: 2145

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340