Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок История письменности по истории и информатике для 5-го класса - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок История письменности по истории и информатике для 5-го класса


Автор(ы): Асташенко Елена Владимировна, учитель истории; Паромова Светлана Яковлевна, замдиректора по ИТ


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Обучающие:
  • углубить у учащихся представление о хранении информации и древних носителях информации (на примере истории человечества от древности до стран Востока и Древней Греции).
Надпредметный компонент:
  • развитие эрудиции и общей культуры учащихся;
  • повышение интереса учащихся к изучению информатики и истории;
  • межпредметная связь информатики и психологии.
Развивающие:
  • развитие познавательного интереса.
Воспитывающие:
  • формирование умений работать в сотрудничестве.
  • формирование умений и навыков защиты проектов, публичных выступлений.
Тип урока: интегрированный комбинированный урок информатики и истории в 5 классе с элементами проектной деятельности, практической работы, игры (с применением интерактивных технологий).
Формы работы:
  • индивидуальная
  • групповая
Основные понятия:
  • хранение информации;
  • носители информации;
  • рисуночное, знаковое, алфавитное письмо;
  • иероглифы, клинопись, пиктограмма;
Материально-техническое оснащение урока:
  • мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);
  • опорный конспект интегрированного урока;
  • разработка урока в форме презентации;
  • презентация-игра;
  • таблицы для заполнения (раздаточный материал).
Место в учебном плане:
  • история: Урок №66 “Обобщающий урок”
  • информатика: Урок №66 “Коллективная работа над проектом История письменности”.
Структура урока: (продолжительность урока: 90 мин.)
  • вводная часть - 3 мин.
  • повторение – 5 мин.
  • выступление групп – 49 мин (7 мин. на каждую группу)
  • рефлексия – игра - 16 мин.
  • самостоятельная работа (заполнение таблицы) 8 мин.
  • подведение итогов урока – 6 мин.
  • выставление отметок, домашнее задание – 3 мин.
Подготовительная работа:
Учащиеся класса заранее по желанию распределились и объединились в группы (примерно по шесть человек). Группы получили названия: “Древние люди”, “Древние Египтяне”, “Ассирийцы”, “Финикийцы”, “Древние Греки”, “Древние Индийцы”, “Древние Китайцы”.
- От учителя каждая группа получила ряд вопросов по истории письменности данной исторической общности людей, а так же задание представить свое исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.
Приложение 1
- Под руководством учителя заранее были созданы слайды, иллюстрирующие доклад каждой группы. Учителю так же необходимо заранее создать слайды с заданиями, которые будут представлены ученикам только во время урока.
Приложение3
Ход урока
Вводная часть
Организационный момент, включающий акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.
Учитель просит детей обратить внимание на тему урока “История письменности”. (На примере истории человечества от древности до стран Востока и Греции), которая позволила провести интегрированной урок по истории и информатике.
Повторение
Учитель
вопрос: Что такое информация? (Информация – это знания об окружающем нас мире).
вопрос: Как человек хранит информацию? (Запоминает или записывает).
вопрос: Чем отличается память человека от памяти человечества? (Память человечества хранит все знания, накопленные людьми за время своего существования).
Давайте отправимся в путешествие по истории человечества, которое подготовили вы сами. Сейчас выступят “представители” людей разных стран Древнего Мира. Они смогут рассказать много необычного о том, каким образом сохраняли информацию раньше.
Нарисуйте линию времени в тетрадях. Проверим ваш рисунок на слайде презентации, внимание на экран.
Приложение3 (Слайд №1)
Отправной путь нашего путешествия – первобытный строй. Среди нас есть представители древних людей. Послушаем, что они скажут о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древних людей.
Выступление групп
1. “Древние люди”
Рассказ представителя группы “Древние люди”.
Приложение 2
Рассказ иллюстрируют слайды презентации.
Приложение3 (Слайд №2)
Учитель
вопрос: На чем сохраняет знания об окружающем мире первобытный человек? (На стенах пещеры).
задание: Группе “Древние люди” предлагается на доске нарисовать сообщение потомкам. (При наличии интерактивной доски задание выполняется на подготовленном в специализированной программе слайде. Разработанные слайды-задания приложениями данной статьи не являются, в тексте передается только их смысл).
Учитель
вопрос: А теперь вспомните, какие страны мы называем странами Востока? (Египет, Междуречье, Финикия, Китай, Индия)
2. “Древние египтяне”
У доски группа “Древние Египтяне”, уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древнего Египта.
Приложение 2
Приложение3
(Слайд №3-5)
задание: Группе “Древние Египтяне” предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить из иероглифов имя “Клеопатра”.
Приложение3 (Слайд №6)
Учитель
вопрос: Как вы думаете для чего и как жители этих стран сохраняли и передавали информацию? (Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, научные знания, передавая другим).
вопрос: На чем сохраняли информацию об окружающем мире древние египтяне? (На папирусе, на каменных плитах).
3. “Ассирийцы”
К доске приглашается группа “Древние ассирийцы”, уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Междуречья.
Приложение 2
Приложение 3
(Слайд №7)
задание: Группе “Древние ассирийцы” предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить при помощи знакового письма - клинописи слова: “нога”, “звезда”, “плуг”.
Учитель
вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, или знаковое, как у древних египтян и ассирийцев? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию).
вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире ассирийцы? (Материалом для письма служили глиняные плитки).
Давайте продолжим путешествие.
4. “Финикийцы”
К доске приглашается группа “Финикийцы”, уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Финикии.
Приложение 2
Приложение 3
(Слайд №8)
Учитель
вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире финикийцы? (Материалом для письма служил египетский папирус, по-гречески библос).
задание: Группе “Финикийцы” предлагается продемонстрировать или (на интерактивной доске) собрать триады: “форма буквы – от какого слова произошла - значение буквы”.
5. “Древние греки”
К доске приглашается группа “Древние Греки”, уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древней Греции.
Приложение 2
Приложение 3
(Слайд №9)
Учитель
вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире древние греки? (Древние греки использовали разнообразные носители: пальмовые листья, липовый луб, льняные ткани).
вопрос: Назовите любимые носители информации древнегреческих школьников. (Деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. На таких табличках было легко стереть старый текст и написать новый).
вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, знаковое, как у древних египтян и ассирийцев или алфавитное, как у финикийцев и древних греков? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию, алфавитное письмо строится на алфавите, из букв которого можно образовывать слова и предложения).
задание: Группе “Древние Греки” предлагается показать или (на интерактивной доске) собрать...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.26 | Просмотров: 3039

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340