Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Письмо-рассуждение Школа – территория Добра - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Письмо-рассуждение Школа – территория Добра


Автор(ы): Иванова Людмила Валентиновна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дорогая Саша! Уже совсем скоро ты придешь работать учителем в свою родную школу, в нашу школу! Я горжусь твоим выбором, я уверена в тебе, в твоей доброте и терпимости. Теперь я спокойна за свою страну, за будущее детей Нового тысячелетия: на нас – поколении учителей 60 – 80 годов не закончится образование в России – в школу идут молодые! Позволь мне, при помощи этого письма к тебе, «привести в порядок», давно копившиеся мысли о нашем Учительском деле, о Любви, Долге, Вере, Надежде, Чести и Профессиональном достоинстве, и о том, что сейчас называют модным словом «толерантность», а мы привыкли говорить: «терпимость». Пусть эти рассуждения будут первым напутствием в начале твоего большого учительского пути! 5 октября 2007 года мне в торжественной и веселой обстановке вручили «Орден Красной Звезды» с надписью: «Самый толерантный Учитель». Эта шутливая награда ко Дню учителя дала мне возможность немного погордиться и в то же время встревожила. А вдруг – это моя последняя вершина в профессии, а там и жизнь, и карьера пойдут на убыль, и лучше уже не будет? А вдруг уже завтра мои ум, душа и сердце устанут от этой каждодневной ответственности «быть, а не казаться»? И с грустью вспомнилось: «Земную жизнь, пройдя до половины…». Насторожила меня и формулировка понятия: «толерантный». Ведь самое простое его толкование – «терпимый; терпимый к чему или к кому». Может быть, дети считают меня бесхребетным и безразличным существом, которое все «стерпит»? Проведенный тест «Как я понимаю толерантность?» успокоил: чаще всего в объяснении учеников звучали слова «доброта» и «терпеливость». Я поспешила обратиться к словарям и специальной литературе. Современный словарь иностранных слов объясняет: «Толерантность – это терпимость, снисходительность; это способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда». Да, это так: учитель по определению должен быть толерантным, терпимым; он не допустит в себе «яд зла» и не позволит чужому злу увеличиться, чтобы не уменьшилась школьная территория Добра ... Ты знаешь, Саша, что в сложных ситуациях мы, историки всегда обращаемся к источникам, хранилищам мировой и национальной мудрости. В Толковом словаре русского языка читаю: «Терпимый» – такой, что можно терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Современный мир нуждается в терпимости! Воспитание терпимости начинается в семье и продолжается в школе, где по определению должны царить законы толерантности. Толерантная педагогика – это гуманная педагогика, определяющая взаимотерпимость учителя и ученика. В основе такой педагогики заложены вечные законы нравственности, отраженные, в библейском золотом правиле: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность, в моем представлении, также подразумевает и осознание того, что есть люди, не такие как я, «иные», которые проявляют другие эмоциональные способы реакций, имеют свое право на выбор, на собственные решения и ошибки. Евгений Евтушенко сказал, будто адресуя специально учителю:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А ведь толерантность еще и принятие друг друга, принятие в свой «мир», стремление к взаимопониманию, к сотрудничеству, сотворчеству. Шалва Александрович Амонашвили, мой кумир в профессии, автор педагогического направления «Гуманно–личностный подход к детям в образовательном процессе», произнес слова, ставшие значимыми для меня: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя, ей присуще четвертое измерение в педагогическом мышлении – духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть». Опыт убеждает, что важна и толерантность к самому себе, уважение себя в окружающих, избегание нетерпимости, агрессии, гнева. «Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души»- наставляет нас Преподобный Иоанн Лествичник, а великий Лев Толстой утверждает: «То, что начато во гневе – кончается в стыде». Конечно же, толерантность – это и ответственность. «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- говорит Маленький Принц в одноименной сказке А.Сент-Экзюпери. Мораль ответственности начинается там, где один человек заботится о другом. Я в ответе за каждого своего ученика, за его толерантность. Для того чтобы осознавать себя учителем, необходимо быть уверенным и в ответственности учеников за меня, они ведь тоже «приручили» меня… Сейчас, размышляя над письмом к тебе, дорогая моя выпускница, уже – коллега, я радостью осознаю свою причастность к твоему жизненному выбору. Желаю Вам, Александра Вячеславовна, поскорее «обжиться» на нашей школьной территории. Школа – это особая территория, территория Добра, где должны царить законы гуманности и терпимости. «Школа должна развивать в ученике, во – первых, вкус к Добру и, во – вторых, желание его делать, иными словами, должна сделать сознательным его бессознательное влечение к нему»,- обращается из1907 года Николай Жевахов, напутствуя нас, современных педагогов: тебя и меня. Вот уже 28 лет я работаю учителем. Для меня школа – это особый мир, в котором я живу; сегодня я точно знаю: это лучшая часть моей жизни. Школа стала моим вторым домом. Здесь учились мои сыновья, я сама учила многих детей моих друзей, знакомых, продолжаю учить уже детей наших выпускников; надеюсь, что и твои дети, Александра, придут когда – нибудь в мой класс! Говорят, что счастлив тот человек, кто утром радостно спешит на работу, а вечером, тоже радостно, возвращается домой. Я не успеваю задуматься о тяготах бытия не потому, что моя дорога от дома до работы занимает всего 10 минут, а потому, что 10 человек по пути мне скажут: «Здравствуйте, Людмила Валентиновна!». Не верь, Саша тому расхожему мнению, что «учительский труд разбивает сердце, и выматывает нервы»; конечно, школа много забирает, но дает еще больше! Наша память хранит множество мелких деталей, фактиков и зарубочек, и все это содержится в, недоступном сознанию, особенном порядке, но наступает некий момент – вспышка – и яркое воспоминание из прошлого, очень кстати, становится иллюстрацией настоящего. 1979 год: телевизионная программа – встреча с учителем – новатором Шалвой Александровичем Амонашвили. Я увидела и услышала удивительные откровения, которые стали для меня, наверное, неосознанно тогда, скорее интуитивно, началом моей педагогики. Учитель, уже тогда ставший классиком, говорил о простых вещах, таких очевидных, что радостно подумалось: «Я так смогу!». Запомнилось: «Избегайте пустых обид и конфликтов, гордитесь малыми учительскими победами, будьте проще, доверяйте себе и детям, не стыдитесь принять их помощь»… Я – молодой специалист – учитель (уже почти год педагогического стажа!) начала свою деятельность с одной из главных ошибок начинающих педагогов: была с учениками строга, принципиальна и недоступна на своем педагогическом пьедестале, к тому же я их … боялась. Необходимо уточнить, что мои первые ученики – учащиеся текстильного ПТУ, взрослые парни, многие уже отслужили в армии, мои ровесники. Я была уверена, что раздражаю их, как назойливая муха, и мой предмет им не интересен, ведь я у них уже не первый учитель эстетики. «Высокое искусство не для ребят с меланжевого комбината»! Каждый урок был для меня испытанием терпения, человечности, самолюбия. Я мечтала о смене места работы, но решила дотерпеть до конца учебного...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.26 | Просмотров: 1336

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340