Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа нравственного воспитания младших школьников Я в мире, мир во мне
Автор(ы): Карпук Валентина Андреевна, учитель нач. классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”. Л.Н. Толстой Пояснительная записка Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности. После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни. Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое под час затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали. Передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые я перед собой ставлю. В этом учебном году приняла в 1 класс 18 первоклассников. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через четыре года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения. Открывать путь ребёнку к собственному “Я”, стимулировать интеллектуальную, духовную деятельность учащихся – не менее важная задача, которую постараюсь решить, реализуя программу “Я в мире, мир во мне”. Программа “Я в мире, мир во мне” имеет, на мой взгляд, следующие положительные моменты: – помогает в планировании работы классного руководителя; – осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей; – учитывает возрастные особенности; – предполагает использование различных форм и методов работы; – помогает построить работу комплексно и целенаправленно; – дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика. Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется. Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”. I блок (1-й класс) “Учусь общаться” 1. Содержание деятельности. В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи. 2. Задачи. Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. 3. Содержание проблемы. Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей. 4. Формы реализации направления “Учусь общаться”: беседы, игры, викторины, игры-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков. 5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц. 6. Тематика занятий. – Употребление различных форм приветствия. – Употребление различных форм прощания. – Как нужно вести себя во время разговора. – Разговор по телефону. – Словесные формы обращения с просьбой. – Слова благодарности. – Употребление различных форм словесной вежливости. – Словарные игры. – Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания). – Темп, громкость речи. – Мимика и жесты. – Тон как средство выразительности собственной речи. – Самое беспокойное слово на свете. – Обманчивое “Потому”. – Поздравление. Приглашение. – Объясняем и доказываем. – Игра-путешествие “Город Вежливости”. 7. Предполагаемый результат. Учащиеся должны знать и уметь: - выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время разговора;
- правильно разговаривать по телефону;
- умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя” 1. Содержание деятельности. В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. 2. Задачи. Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. 3. Содержание проблемы. Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей. 4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”: игра-доказательство; тест; игра-загадка; беседа; художественный салон. 5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц. 6. Тематика занятий. – Мой режим дня. – Как я расту. – Что я знаю о себе. – Моё настроение. – Как я познаю мир. – Мои чувства. – Как изменить настроение. – Мои поступки. – Мои привычки. – Для чего человеку зеркало? – Надо ли человеку быть красивым? – Человек красен статью. -Кто я? Какой я? – Игра-доказательство “Суд над пороками людей”. – “Расскажи мне обо мне”. – Тест “Добрый ли ты человек?” – Игра-загадка “Твои поступки”. 7. Предполагаемый результат: - понимание ценностей человеческой жизни;
- уважение человеческого достоинства;
- осознание чувства собственного достоинства;
- формирование самодисциплины.
III блок (3-й класс) “Учусь понимать других” 1. Содержание деятельности. Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них. Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества. 2. Задачи. Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. 3. Содержание проблемы. Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери. 4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.26 | Просмотров: 1938
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|