Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа нравственного воспитания младших школьников Я в мире, мир во мне - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа нравственного воспитания младших школьников Я в мире, мир во мне


Автор(ы): Карпук Валентина Андреевна, учитель нач. классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.
Л.Н. Толстой

Пояснительная записка

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.
После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое под час затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
Передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые я перед собой ставлю.
В этом учебном году приняла в 1 класс 18 первоклассников. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через четыре года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения.
Открывать путь ребёнку к собственному “Я”, стимулировать интеллектуальную, духовную деятельность учащихся – не менее важная задача, которую постараюсь решить, реализуя программу “Я в мире, мир во мне”.
Программа “Я в мире, мир во мне” имеет, на мой взгляд, следующие положительные моменты:
– помогает в планировании работы классного руководителя;
– осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
– учитывает возрастные особенности;
– предполагает использование различных форм и методов работы;
– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.
Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.

I блок (1-й класс) “Учусь общаться”

1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
3. Содержание проблемы.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Употребление различных форм приветствия.
– Употребление различных форм прощания.
– Как нужно вести себя во время разговора.
– Разговор по телефону.
– Словесные формы обращения с просьбой.
– Слова благодарности.
– Употребление различных форм словесной вежливости.
– Словарные игры.
– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
– Темп, громкость речи.
– Мимика и жесты.
– Тон как средство выразительности собственной речи.
– Самое беспокойное слово на свете.
– Обманчивое “Потому”.
– Поздравление. Приглашение.
– Объясняем и доказываем.
– Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
  • выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время разговора;
  • правильно разговаривать по телефону;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”

1. Содержание деятельности.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
3. Содержание проблемы.
Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство;
тест;
игра-загадка;
беседа;
художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
– Мой режим дня.
– Как я расту.
– Что я знаю о себе.
– Моё настроение.
– Как я познаю мир.
– Мои чувства.
– Как изменить настроение.
– Мои поступки.
– Мои привычки.
– Для чего человеку зеркало?
– Надо ли человеку быть красивым?
– Человек красен статью.
-Кто я? Какой я?
– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
– “Расскажи мне обо мне”.
– Тест “Добрый ли ты человек?”
– Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
  • понимание ценностей человеческой жизни;
  • уважение человеческого достоинства;
  • осознание чувства собственного достоинства;
  • формирование самодисциплины.

III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”

1. Содержание деятельности.
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
3. Содержание проблемы.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.26 | Просмотров: 1938

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340