Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина Материнское сердце Право рассказывать правду
Автор(ы): Чегодаева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Хочешь быть мастером, Макай свое перо в правду. Ничем другим не удивишь. В. Шукшин Цели урока: - познакомить учащихся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина;
- показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев,
- помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина,
- пробудить живой отклик на проблемы своего времени.
- воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни главного героя рассказа В.М. Шукшина “Материнское сердце”.
Оборудование: - портреты писателя,
- художественные произведения,
- подборка критической литературы,
- запись в исполнении В. Высоцкого,
- театральный реквизит.
Форма урока – устный журнал. Ход урока 1. Слово учителя Учитель показывает портрет В.М. Шукшина и обращается к учащимся с вопросом: – Знакомо вам это лицо? – Где вы его могли видеть? Предполагаемый ответ учащихся: – Это киноартист. Учитель: – В каких фильмах вы его могли видеть? Ответ учащихся: Учитель: – Это и кинорежиссер и писатель. Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, а умер в 1974. Скоропостижно, неожиданно. Диагноз был неточен. Шукшин принадлежал к тем людям, которые умирают не от сердечной недостаточности, а от сердечного избытка. Сердечная недостаточность – этот диагноз больше подходит для лжеискуства. Настоящее искусство – всегда сердечный переизбыток. Бережливость по отношению к себе несвойственна истинным художникам. Первый признак истинности – нежаление себя ради других. Таким нежалением себя и была вся жизнь Шукшина Сегодня мы посвящаем В. Шукшину устный журнал: “Право рассказывать правду” 2. Страница первая. Многогранность таланта Василия Макаровича. Выступает с сообщением 1-й ученик. Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Вот что писатель говорил о себе: “Я родом из деревни, крестьянин потомственный, традиционный. Очень рано пошел работать. Была война, и мы не доучивали в школах. Я окончил 7 классов и пошел работать в 14 лет. И только потом у меня в жизни появился институт. Я начал писать в институте. Но это были еще слабые рассказы. По окончании института я выбрался на профессиональную дорогу и стал печататься” Выступает 2-й ученик. В 1964 году в судьбе Шукшина произошли перемены. Связаны они были с тем, что в этом же году состоялся его творческий дебют – в кинематографе – на экраны вышел его первый фильм “Живет такой парень”. В основу сценария Шукшин положил два своих рассказа “Кассный водитель” и “Гринька Малюгин”, удачно объединив их главных героев в образе Пашки Колокольчикова. Действие фильма происходит в основном на Чуйском тракте, в прилегающих к нему деревнях и поселках, в том числе в Сростках, где прошло детство автора. Фильм “Живет такой парень” получил приз в 1964 году на Ленинградском фестивале и на Международном кинофестивале в Венеции. Во многих своих произведениях Шукшин приходит к мысли, что измена самому себе влечет за собой разрушение личности, ее нравственную гибель. К этой теме он обратился в фильме “Калина красная”. Определяя главную мысль этого фильма, Шукшин писал: “Перед нами – человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый. Когда в его жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дорого, пусть, даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства самого себя, предательства матери. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась и эта неудавшаяся жизнь? Далее учащийся напоминает об эпизоде в фильме, когда герой пришел к матери, не назвав себя, и услышал горький упрек родного человека, а затем поклялся не причинять близким горя. 3. Учитель: Страница литературная. Итак, Шукшин сначала стал сценаристом, актером, затем кинорежиссером, и, наконец, писателем. И здесь его талант раскрылся необыкновенно быстро,с самых первых его произведений. Уже первая его книга, сборник рассказов “Сельские жители”, дала основание читателям и критике говорить об особом “шукшинском” герое. И споры эти шли вокруг Шукшина на протяжении его творчества. Естественность, простота, доброжелательность к человеку, а, главное, правдивость – вот что такое Шукшин в прозе. Дома вы, ребята, должны были прочитать рассказы из сборника “Охота жить”, вышедшего в 1977 году. Обратите внимание на название “Охота жить”. Как понимаете смысл названия? Отвечают учащиеся: – Я понимаю так: жить хочет каждый человек. Жить по-настоящему, в полную силу, испытывая все радости жизни. – Жить охота тем, кто страдает от физических и духовных мук, от материальных трудностей. – Мне кажется, что острую потребность в жизни, свободной жизни ощущают люди, потерявшие свободу, находящиеся в местах лишения. Учитель: Все это так. Есть еще одна сторона – борьба за жизнь, за право жить на свободе близкого человека, которому грозит суд, тюрьма. Таким примером является рассказ “Материнское сердце”, который вошел в сборник “Охота жить”. Напомните его содержание. 4. Выступает 3-й ученик. Он пересказывает содержание части рассказа, из которой мы узнаем, что Витька Борзенков поехал в город, продал сало, так как деньги были нужны для предстоящей свадьбы, выпил, затем, угостив подошедшую девушку, принял приглашение пойти к ней в гости. Там он еще больше выпил и очнулся поздно вечером под забором без денег в неизвестном месте. Витка нашел в потайном кармане последнюю десятку и с горя купил еще бутылку, обозлившись на всех городских жителей за обман. После замечания, что он бросает бутылки туда, где могут быть люди, Витька снял ремень, оставшийся после службы во флоте, и стал им размахивать. Нанес раны трем человекам, в том числе милиционеру. Его арестовали и отправили в КПЗ. На другой день мать узнала о случившемся и поспешила в райцентр, пришла в милицию. Учитель: Посмотрите сцену разговора матери Витьки с представителями правоохранительных органов. Дайте оценку его поведения, милиционера. 5. Страница театральная. Сцена в милиции ( исполняют два ученика). И тут вошла мать Витьки. Переступив порог, упала на колени, и завыла, и закричала: – Да ангелы Вы милые, да разумные ваши головушки. Простите окаянного! Пьяный он был. Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел… – Ты подожди, мать, ты встань – здесь не церква. Иди, глянь? (милиционер показывает на ремень). – Вот гляди: ремень твоего сына… Он во флоте,что ли служил? – Во флоте, во флоте – на кораблях то на этих… – Теперь смотри: видишь? – начальник перевернул бляху, взвесил на руке: – Этим же убить человека – дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром – конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь: простишь. Ведь они же при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же прощать за такие дела действительно. – Да сыночки вы мои милые! Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает – подрались. Сжальтесь вы над ним. Один он у меня: и поилец мой и кормилец. А еще вот жениться надумал – как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужели ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, их хорошей семьи – жалко. – Он зачем в город приезжал? – Сала продать. На базар – сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметим, где их больше возьмешь? – При нем никаких денег не было. – Батюшки – святы! – испугалась мать. – А где же они? – Это у него надо спросить. – Да украли, небось! Украли!... Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез – украли их у него!... Жулики украли… – Жулики-то украли, а причем здесь наш сотрудник – за что он его-то! – Да попал видно под горячую руку. – Ну, а если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется… Не будет на это прощения, получит свое по закону. – Да ангелы вы мои, люди добрые, – опять взмолилась мать, – пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила… – Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор. Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права, я же не буду вместо него садиться. – А может, как-нибудь задобрить того милиционера: У меня холст есть, я нынче холста наткала – пропасть. Все им готовила… – Да не будет он у тебя ничто брать, не будет! – уже кричал начальник. – Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же не кум с кумой поцапались! – Куда же мне теперь идите-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уже не ту? – Пусть к прокурору сходит, – посоветовал один из присутствующих. Мать с молитвами вышла из милиции. 6. Страница дискуссионная. Беседа с классом. Учитель: – Итак, оценит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.27 | Просмотров: 1532
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|