Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Сформулируйте тему рассказа. | Примерные ответы учащихся. Я думаю, что основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования. |
2.С чего начинается конфликт? | С опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание ученика выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Cавушкина. |
3.Что рассказывает нам автор о Анне Васильевне? | Ей 24 года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Ее знают, ценят, уважают.Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна. |
4.Читаем отрывок. “Урок изучения существительного” Его прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного - "зимний дуб". | Рассуждая о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему именно "зимний дуб"? |
5.Обращаемся к лексическому значению "толерантность", записанному на доске. Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни. | |
6.Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце". | Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме. |
7.Читаем диалог между учителем и учеником. | Савушкин сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь |
8.Урок, который очень тонко преподает своим героям и нам, читателям, автор рассказа. | "Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!". |
III. Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части. | |
1.Находим предложение, с которого начинается вторая часть и анализируем ее. | "Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…"В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы. Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны. |
2.Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота окружающей природы, которая заворачивает, заставляет забыться. | Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы. |
3.Главный сюрприз, который готовит автор - зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры, олицетворения). |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|