Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Триумф и трагедия Владимира Маяковского - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок Триумф и трагедия Владимира Маяковского


Автор(ы): Чулкова Наталья Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методическая карта занятия
Тема занятия: «Триумф и трагедия В. Маяковского»
Цели:
  • Образовательная: Обеспечить в ходе урока повторение ранее изученного материала по творчеству В. Маяковского, закрепление и применение знаний в ходе анализа стихотворений.
  • Развивающая: Способствовать развитию у учащихся памяти, формированию умений анализировать стихи, делать выводы, выделять суть стихотворения.
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну. Формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, умение учащихся слушать товарищей, формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.
Основные учебные элементы для усвоения
  • Биография В. Маяковского – 2 уровень.
  • 2. Стихи В. Маяковского – 2 уровень.
  • 3. Словарная работа – 2 уровень. 4. Эпоха – 2 уровень.
Планируемый результат
  • Знать биографию В. Маяковского.
  • 2. Уметь читать стихи В. Маяковского.
  • 3. Уметь анализировать стихи В. Маяковского
Организационные формы обучения: урок обобщения знаний.
Организация деятельности на уроке: групповая, индивидуальная.
Методы обучения
  • Объяснительно-иллюстративный с приемами активации (сравнения, сопоставления и причинно-следственных связей).
  • Проблемный (частично поисковый, исследовательский).
Методы контроля: индивидуальный.
Вид контроля: текущий.
Тип контроля: зачет по теме.
Средства обучения
  • Плакаты.
  • Тексты стихов.
  • Магнитофон.
  • Видеомагнитофон.
Вступление
На мой взгляд, В. Маяковский является одним из величайших поэтов XX века, поэтом трагической человеческой и поэтической судьбы. Может быть, именно он наиболее ярко символизирует силу иллюзий и глубину разочарований эпохи 1910-1920-х гг.
Что мы знаем о Маяковском? Кто он? Что вы о нем можете сказать? (ответы учащихся)
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм. (Просмотр видеофильма «Владимир Маяковский. «Вместо письма»). 70 лет прошло с того трагического утра 14 апреля 1930 года, когда перестало биться сердце поэта, называвшего себя «агитатором, горланом, главарем» революции - сердце В. Маяковского. Но до сих пор наше представление о его смерти остается обывательским: застрелился, не разобравшись в собственных любовных историях. Мне бы хотелось вместе с вами взглянуть на жизнь и творчество Маяковского под другим углом зрения и подумать над вопросом – что же заставило этого сильного человека, понимавшего масштаб своего таланта и значение уже сделанного, поставить «точку пули в своем конце»?
Итак, тема сегодняшнего урока: триумф и трагедия В. В. Маяковского
Учитель: Наша задача: а) осмыслить трагедию Маяковского; б) определить основные темы его творчества; в) попробовать определить особенности его поэзии.
Эпиграф (на доске):
Но я себя смирял, становясь
На горло собственной песне.
Учитель: Давайте начнем все сначала. Вы уже знаете, что первые десятилетия XX века были богаты на литературные течения и направления. Одним из них был футуризм. Футуризмом и увлекся молодой поэт В. Маяковский.
Что такое футуризм? Что он из себя представляет?
Учащиеся: Слово «футуризм» происходит от латинского слова «будущее». Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику – эстетику будущего.
Учитель: Правильно. Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Если хотите, футуристы были одновременно похожи на лермонтовского Печорина и тургеневского Базарова. Один, как вы помните, считал своей задачей разрушение существующего порядка, подготовку площадки для строительства здания новой жизни. Другой мучился одиночеством в обществе, которое глубоко презирал. Футуристы тоже презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали.
Борьбу с современностью они вели по нескольким направлениям сразу.
Вспомните кафе «Бродячая собака», о котором я вам рассказывала. В нем собирались художники, музыканты, философы. Поэты декламировали свои стихи. Все это завораживало, расслабляло, было предназначено узкому кругу избранных. Но не имело никакого отношения к тому, чем жила основная часть России.
И вот на сцену выходил высокий широкоплечий мужчина в ярко-желтой кофте и читал стихотворение «Нате!» (ученик читает стихотворение «Нате!»). Реакция публики: свист, крики: «Долой Маяковского!», «Долой футуризм!».
Что им не нравилось? Грубая, жестокая правда, которую открыто высказал поэт? Сам поэт, смеющийся и «плюющий в лицо» «почтенной публике»? «Непристойные» образывроде «стоглавой вши»? Непривычный и неприличный цвет кофты? Пожалуй, все вместе взятое.
«Нате!» - это стихотворение, в котором поэт берет на себя право не уважать своих читателей и не дорожить их мнением. Чего здесь больше – вызова, хулиганства или желания привлечь к себе внимание, - сказать трудно. Но в нем, как в капле воды, отражены основные темы и мотивы поэзии раннего Маяковского и русского футуризма вообще – вызов существующему строю, общественному благополучию, желание взорвать устоявшиеся представления о поэзии, неудовлетворенность сложившимся порядком и смутная жажда яркой и необычной новизны.
Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью. Поэтому основные темы поэмы «Облако в штанах» Маяковский определяет так «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». «Вашу» - это, прежде всего, буржуазную, довольную собой, глухую к чужой боли, равнодушную к подлинному искусству.
Давайте подведем короткий итог и ответим на вопрос, так в чем же новаторство ранней поэзии Владимира Маяковского? Во-первых, в стремлении говорить «языком улицы», грубым языком о грубой правде жизни. Во-вторых, в желании разрушить сложившуюся в обществе систему ценностей. Футуристы и ранний Маяковский декларируют необходимость пробуждения в человеке неудовлетворенности тем, что есть, и желания пересоздать мир и себя. В-третьих, в попытках изменить место и роль поэзии в жизни общества. Поэзия должна стать идеологией, т. е. учебником, сборником ответов на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо». В-четвертых, поэтический словарь был расширен Маяковским за счет неологизмов: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый и т. д.
Наконец, в изменении законов построения стиха. Футуристы и ранний Маяковский хотели уйти от размытого, привычного, «гладкого» поэтического слова. Поэтому они резко расширили поэтический словарь за счет того, что начали пользоваться «языком улицы», т. е. словами, считавшимися «непоэтическими» - просторечиями, жаргонизмами, сниженной лексикой.
Призывы «сбросить Пушкина с корабля современности», утверждения о том, что они, футуристы, создают нечто небывалое, - все это своеобразная игра, способ привлечения к себе внимания публики. Порвать с традицией нельзя. Ее можно только переосмыслить. Чем, на самом деле, и занимался Маяковский. Который, кстати, знал наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин», множество стихотворений Лермонтова, Некрасова, поэтов-современников. Да, футуристы заявляли о своей приверженности будущему. О том, что именно они приближают его в своем творчестве. Но основной формой приближения и утверждения прекрасного будущего для Маяковского стало неприятие современности. Насколько точен он в своем критическом понимании современности, настолько же неопределенны его представления о том, что должно прийти ей на смену.
Как же случилось, что Маяковский увлекся футуризмом?
Давайте вспомним основные вехи биографии поэта (ученики кратко рассказывают биографию В.Маяковского).
Скорее всего, участие в революционной борьбе было для Маяковского кратковременным увлечением. В Москве Маяковский учится в художественном училище и вскоре всерьез увлекается поэзией. Его учителем становится Давид Бурлюк, первый учитель Маяковского и в живописи, и в поэзии. Вместе с Бурлюком они формируют новое направление в русской поэзии – футуризм. С этого момента Маяковский с головой уходит в поэзию.
Мы уже говорили, что раннее творчество Маяковского – это эпатаж, бунт, борьба. Необычными, вызывающими были даже названия стихотворений: «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Мама и убитый немцами вечер», «Флейта-позвоночник», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и т. д. Но были и другие стихотворения, которые говорили о том, что за внешней грубостью скрывается нежная и ранимая душа поэта. Например, стихотворение «А вы могли бы?». Искренняя, трогательно-доверительная интонация этого стихотворения связана с поиском Маяковским морально-психологической опоры в реальном мире. Это отразилось в стихотворении «Послушайте!» (ученик читает стихотворение «Послушайте!»).
Да, в творчестве раннего Маяковского соседствуют и переплетаются вызов, нарочитая грубость, хулиганство (один из фильмов, в котором снялся до революции Маяковский, так и называется – «Барышня и хулиган»), и удивительная нежность, ранимость, незащищенность. Корней Чуковский вспоминал, что по стихотворениям представлял себе Маяковского человеком тщедушным, слабым, интеллигентным. И очень сильно удивился, познакомившись с Маяковским лично. Перед ним стоял молодой человек огромного роста, вызывающе уверенный в себе, покровительствующий всем и ко всем снисходительный.
Мы знаем, что революцию 1917 года не все писатели восприняли одинаково. Двойственным было отношение к ней Максима Горького, не приняли революцию Александр Куприн и Иван Бунин. А как отнесся к ней Маяковский?
Ученик:
Революцию 1917 года Маяковский воспринял как исполнение своей мечты и подтверждение своей правоты. Из автобиографии: «Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Революционная устремленность отразилась в стихах «Левый марш», «Наш марш», в октябрьской поэме «Хорошо!» и поэме «Владимир Ильич Ленин». Недаром в своем произведении послеоктябрьских лет, в поэме «Про это», он писал:
Что мне делать, если я во всю,
Всей сердечной мерою,
В жизнь сию, сей мир,
Верил, верую.
Учитель: «Сей мир» у Маяковского – это не весь мир, а мир социализма, первая страна победившего социализма – СССР.
Воспевая завоевания революции, Маяковский защищал ее чистоту, боролся с пороками, которые мешали становлению нового общества. Можно выделить целый цикл сатирических стихотворений, в которых поэт казнит ударами своего стиха халтурщиков и трусов, обывателей, бюрократов и прочий человеческий сор. Это стихотворения «Трус», «Сплетник», «Подлиза», «Халтурщик», «Служака», «О дряни» и другие. Вот одно из этих стихотворений (читает стихотворение «Прозаседавшиеся»).
Пока еще Маяковскому кажется, что все эти «прозаседавшиеся», «проворовавшиеся», «примазавшиеся» к революции и социализму – случайное и временное явление. Что-то вроде утреннего тумана, рассеивающегося при первых лучах солнца. Чуть позже он поймет, что именно этот человеческий тип и пришел к власти в стране, начал диктовать поэту свои условия и правила.
Но это будет позже. А пока Маяковский считает себя «голосом» нового мира. Ему доверяют. Его часто выпускают за границу. Выезжая за границу, Маяковский вез туда, как он надеялся, новую идеологию. Встречали его по-разному. Эмигранты – холодно, а часто и открыто враждебно. Деятели искусства – с любопытством. Его слушали, ему аплодировали. Покорял удивительно красивый и выразительный голос, мастерское чтение, личное обаяние. Но соглашаться с его идеями не торопились.
За границей Маяковский открыто восхищался достижениями науки и техники. Но о чем бы ни писал Маяковский в стихах о загранице, он обязательно подчеркивал присущие капиталистическому миру социальные противоречия. О них – стихотворение «Black and White», в котором контраст белого и черного цветов переносится на отношения между неграми и «белыми». Москва (т. е. советская Россия) в этом стихотворении – то место, где нет деления на негров, желтых и белых, нет расовой и социальной несправедливости. ( ученик читает стихотворение «Black and White»).
В каждом произведении цикла стихов о загранице Маяковский противопоставляет советскую идеологию буржуазной. Послуша...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.28 | Просмотров: 1968

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340