Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Певцы народной жизни - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок Певцы народной жизни


Автор(ы): Ганеева Зухра Хасановна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТЕМА: Певцы народной жизни. (Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и Г. Тукая “Дача”).
ЦЕЛИ:
  • знакомство с жизнью и творчеством русского и татарского поэтов;
  • формирование навыков анализа лирических произведений;
  • умение выразительно читать поэтический текст;
  • подготовка учащихся к понятию “антитеза”;
  • проведение сопоставления между образами крестьян в стихотворении Некрасова и Тукая;
  • воспитание любви к истории отечества, родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • стенгазета, посвященная жизни и творчеству Н.А.Некрасова;
  • стенгазета, посвященная жизни и творчеству Г.Тукая;
  • диапроектор;
  • диапозитивы “Волга в творчестве Н.А.Некрасова”;
  • портрет Николая I;
  • стихотворение Некрасова “Размышления…”;
  • стихотворение Тукая “Дача”;
  • рисунки учеников к стихотворениям;
  • карта Республики Татарстан;
  • магнитофон с записью русской и татарской мелодии.
ЭПИГРАФ: “ Я лиру посвятил народу своему” (Н.А.Некрасов)
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Сообщение темы и целей урока .
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к творчеству великих русского и татарского поэтов с целью сопоставления стихотворений Н.А. Некрасова “ Размышления у парадного подъезда ” и Г.Тукая “ Дача ”. Выявить, с какой целью поэты обратились к теме крестьянства, провести параллели между образами крестьян. Поэтому работать мы будем рядами, разделившись на две команды.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ.
-Приходилось ли нам встречаться с произведениями, в которых затрагивалась тема жизни крестьян? Кто является авторами этих произведений? Коротко расскажите о образах крестьян и их угнетателях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
1. -Чтобы понять, с какой целью поэт обратился к написанию данной темы, нужно знать его биографию. Послушаем выступление учеников, противоположных команд.
  • 1-я команда. Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года (портрет) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич (портрет), небогатый помещик, выйдя в отставку, а он служил майором, вместе семьёй поселился в родовом имении Грешнево (стенгазета).
Мать поэта, Елена Андреевна, нередко вступалась за крестьян, когда отец угрожал им расправой. Тогда доставалось и ей.
В Грешнево, неподалёку от Волги, прошло детство поэта.
Господскому сыну не разрешалось играть с крестьянскими детьми, но он убегал к ним через свою лазейку.
Однажды он бродил по берегу Волги и вдруг услышал какие-то стоны. Вслед за тем он увидел бурлаков, которые стонали от невыносимо тяжёлой работы. Эта картина взволновала юного поэта до слёз.
В этом впечатлительном мальчике появилась “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом.
В 1832 году будущий поэт вместе с братом Андреем поступают в Ярославскую гимназию, но в 1837 Николай уходит из неё. Едет в Петербург с целью поступить в университет.
В 1840 году с помощью друзей печатает сборник стихов “Мечты и звуки”. Знакомится с русским критиком В.Г. Белинским.
В 1846 году Некрасов вместе с четой Панаевых едет в Казанскую губернию к помещику Григорию Толстому, который жил в деревне Ново – Спасское (ныне Алексеевский район). Раздобыв немного денег взаймы, Некрасов вместе с Панаевым берёт в аренду журнал “Современник”. В это же время он продолжает работать над темой тяжёлой жизни крестьянства. Пишет “Школьник”, “Забытая деревня”, “Несчастные”. Цензура стала строго следить за изданием “Современника”. Правительство решило уничтожить ненавистный журнал.
В начале 50-х Некрасов сильно заболел – рак спинного мозга. Но он не теряет зря времени, а приступает к написанию поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. В свет выходит сборник “Стихотворения Некрасова” (1856 г.).
8 января 1878 года поэт скончался. В центре своего творчества Некрасов поставил крестьянина.
  • 2-я команда. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арский район) в семье муллы. Отец умирает, когда мальчику исполняется шесть месяцев. Мать выходит замуж за муллу из соседней деревни и уезжает, оставив мальчика на попечение старухи Шарифы. Вскоре он попадает в дом дедушки, где и без того было много ртов. Нищета вынуждает деда отдать мальчика проезжему ямщику, чтобы тот передал его в Казани кому - нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в дом Мухамметвали. Через два года родители заболевают, и мальчик попадает в дом крестьянина Сагди. Именно здесь он познаёт будни крестьянской жизни. Здесь зарождается любовь к отчизне, к народу.
В 1895 году Тукай попадает в Уральск в семью сестры отца. Живёт вместе с прислугой. В этот период он зачитывается произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Толстого.
В 1905 году поступает наборщиком в газету “Уралец”.
Судьба родного народа, думы простых людей – вот что волнует его.
В 1907 году возвращается в Казань. Ни на минуту не угасла вера Тукая в свой народ. В этот период он пишет “Гнёт”, “Дача”, “Осенние ветры”, “Чего не хватает сельскому люду?”.
Нищета и голод, преследовавшие его в детстве, подорвали его здоровье. Тукай болен туберкулёзом. Но болезнь не остановила его. До последнего часа он писал стихи, статьи.
2 апреля 1913 года поэт скончался, так и не увидев результата революционной борьбы татарского народа.
1. Итак, подведём итог выступлениям. Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
  • Как Некрасов познакомился с жизнью крестьян? Какие моменты биографии говорят об этом?
  • Какие тяготы жизни пришлось испытать Тукаю, оставшись сиротой?
Вопрос учителя: Итак, почему поэты обратились к теме крестьянства?
2. Слово учителя.
- История создания произведения зачастую связана с каким-нибудь интересным фактом из жизни. Именно так произошло с написанием стихотворения Николая Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Послушаем эту историю от докладчика из 1-й команды.
В 1860 году за границей в газете “Колокол” (показ обложки) впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был Герцен, сопроводил примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В газете стихотворение напечатано под названием “У парадного крыльца”.
Толчком к созданию произведения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что пишет об этом его друг и помощник А.Я. Панаева: “Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.
Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через два часа он прочёл мне стихотворение “У парадного подъезда”.
Просматривается диапозитив № 16 – Некрасов наблюдает сцену у парадного подъезда.
  • А теперь послушаем историю создания стихотворения Тукая “Дача”.
Ни на минуту не угасала вера Тукая в свой народ, в нём он видел свои идеалы, в нём черпал вдохновение. Думы народа, радость и горе заливали мир его поэзии. В 1911 году всё Поволжье охватил страшный голод. Основную причину голода поэт видел в том, что народ был ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением, можно было наблюдать в каждом порту, он з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.28 | Просмотров: 1424

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340