Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе


Автор(ы): Королева Любовь Витальевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мифология как этап развития литературного творчества предоставляет широкие возможности для изучения в школе. К сожалению, программой предусмотрено ознакомление учащихся с мифами в рамках литературного образования 5-го класса.
В школах, в которых возможно выделение дополнительных часов из школьного компонента, допустимо обращение к мифологии и в 6-м классе. Однако даже при таком подходе не объять необъятное. Как ребенку в одиннадцать-двенадцать лет объяснить, что в развитии литературы разных стран участвуют одни и те же законы? Ведь в лучшем случае в школьном курсе литературы дети знакомятся с греческими мифами.
Обилие современных книг по мировой мифологии заманчиво, хочется выбрать для изучения что-то новое, непривычное. Как вместить желаемое в отведенные рамки?
Меня выручает однажды найденная и опробованная форма - практическая работа. Т.Н. Андреева подчеркивает: “… лабораторная работа - именно такая форма урочной самостоятельной работы … вооружает учащихся эффективными способами познавательной деятельности, формирует читательскую компетентность…” [1]
То, что Т.Н. Андреева называет лабораторной работой, на мой взгляд, в шестом классе целесообразнее обозначить термином “практическая работа”, так как школьники в результате таких занятий овладевают навыками практического анализа произведений.
Урок, посвященный мифологии, хорош и сам по себе, поскольку тянет за собой знания по истории древнего мира. Однако поставленная цель - ознакомление учащихся с начальным этапом творчества в разных странах и выявление закономерностей этого процесса – подразумевает решение нескольких практических задач. Прежде всего ребенок в ходе занятия овладевает навыками работы с источниками, совершенствует умение выделять главное, развивает навыки грамотного пересказа. Кроме того, знание истоков собственной литературы и истории – важная часть патриотического воспитания.
Для проведения практической работы я предлагаю шестиклассникам тему “Сравнительный анализ верховных богов в мифологиях разных стран”. Безусловно, занятие проводится в начале учебного года после изучения греческих и славянских мифов. В системе уроков по данной теме он является заключительным, итоговым. Предварительная подготовка к занятию заключается и в подготовке раздаточного материала. Я готовлю три набора карточек, содержащих сведения о верховных божествах скандинавских народов, славянских стран и древней Греции.
Такой отбор исходных данных обусловлен рядом причин. С одной стороны, мифология славянских стран и древней Греции изучается в курсе литературы 5 класса. Телевидение широко представляет анимационные и художественные фильмы древнегреческой тематики, которые далеки от оригинальных мифов. С другой стороны, подобная “популяризация” мифологии одной страны ограничивает и даже порой искажает кругозор детей. Собственный опыт преподавания мифологии в 5-м классе показывает, что школьники не подозревают, насколько интересны и разнообразны божества славянских народов. Кроме того, серьезное влияние европейской культуры на развитие отечественного литературного творчества заставляет заглянуть в мифологию скандинавских и германских народов.
Можно не ограничиваться мифами названных стран и предложить шестиклассникам рассмотреть обязанности богов древнего Египта, Китая или Японии. Однако, что касается двух последних, следует обратить внимание на тщательное обоснование выбора учителя, адресованное учащимся, поскольку произведения этих стран практически не изучаются в школе.
Перед началом урока делим учащихся на группы в зависимости от количества рассматриваемых стран (минимум – 3). В качестве организационного момента объясняем задачи урока, о которых я говорила выше. Предварительно вместе с шестиклассниками делаем таблицу (учитель – на доске, ребята – в тетрадях), графы которой нужно заполнить в ходе занятия. Своеобразной подсказкой ученикам является первая графа с внесенными в нее данными о характере занятий божества. Таким образом, незаполненная таблица выглядит так:
Занятие Древняя Греция Скандинавия Славяне
Громовержец
Война
Любовь, семья
Искусство
Подземный мир
Стихии
Плодородие
Приготовленные карточки раскладываем по группам и даем учащимся время на заполнение своей части таблицы. Данный этап занимает 10-12 минут урока. Затем каждая группа делится полученной информацией с остальными ребятами. Задача – не только назвать имя божества, но и рассказать о нем. Во время рассказа одного ученика другие могут делать записи, отражающие новоприобретенные знания. Постепенно таблица должна приобрести следующий вид:
Занятие Древняя Греция Скандинавия Славяне
Громовержец Зевс Тор Перун
Война Арес Вли Святовид
Любовь, семья Афродита Бальдр Лада, Лель
Искусство Аполлон Браги Лель
Подземный мир Аид Хель Чернобог
Стихии Посейдон (вода) Ньерд Водяной (вода), Стрибог(ветер)
Плодородие Деметра Фрейр Мокошь
Учитель в ходе обмена информацией задает вопросы всем участникам занятия. Я рекомендовала бы это делать после заполнения соответствующих граф таблицы. Вопросы строятся таким образом, чтобы активизировать навыки сравнительного анализа образов, навыки аргументации ответа. Например, можно задать ребятам следующие вопросы:
  • Что общего у богов-громовержцев Зевса, Тора и Перуна? (Ожидаемый ответ – оружие, применяемое для защиты богов и людей, а также их наказания. Однако, возможно, следует заострить внимание ребят на том, что Тор выковал молот сам и использовал его в борьбе с несправедливостью.)
  • Как вы думаете, почему Святовид имел, по представлениям древних славян, четыре головы? (Предложите логически объединить два факта: Святовид-воин, который имеет 4 головы. Первый ожидаемый ответ: божество должно видеть врага со всех сторон света. Сообщите ученикам о роли образа славянского бога войны в малоизученной поэме В. Кюхельбекера “Юрий и Ксения”, акцентируя внимание на всплеске интереса к истории и мифологии в эпоху романтизма. Подробно об этом я уже писала ранее.[2] В поэме В.К. Кюхельбекера Святовид связан с колдуньей-пророчицей, благодаря ему ведьма получает все, что может дать земля. Славянский бог не только покровительствует воинам, но и пророкам, земледельцам. Именно в такой ипостаси и выступает Святовид в поэме “Юрий и Ксения”.)
  • Как вы думаете, почему именно после смерти бога весны Бальдра мир скандинавских и германских богов постепенно перестал существовать? (В данном случае стоит обратить внимание на доброту этого божества, на символику весны как периода возрождения в представлении разных народов.)
  • Охарактеризуйте различия в образах Аполлона, Браги и Леля. (Учителю стоит акцентировать внимани...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2118

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340