Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Урок Мы научимся жить. Заседание философского стола по повести В.Тендрякова Ночь после выпуска
Автор(ы): Шалагина Галина Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Мудрые мысли:Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы. Древнеиндийская пословица: Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. В.А. Сухомлинский Эпиграф. “До сих пор человечество не открыло еще такой науки, которая помогла бы понять жене – мужа, соседу – соседа, коллективу – личность, наконец, стране – другую страну, нации – нацию. “Чужая душа потемки”. Эту горькую истину из глубины веков принесло к нам время. И все-таки литература освещает потемки человеческой души, открывает сокровенное мне – Ваше – Вам – мое.” В. Тендряков Вступительное слово учителя. Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле, предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности. Поэтому для философского стола предлагаю тему: “Мы научимся жить”. А эпиграфом нашего урока возьмем слова Владимира Тендрякова (зачитать запись на доске). Пусть этот урок станет поводом для глубоких размышлении, о жизни, нашем обществе, своем месте в нем, о будущем. Пусть верными помощниками нам сегодня будут повесть-диспут В. Тендрякова “Ночь после выпуска”, философский словарь, мудрые мысли. Так представили наши художники главных героев повести (показ иллюстраций). Вы теперь старшеклассники, вам по 15-16 лет, вы уже получили паспорт. Учителя и родители вас считают почти взрослыми, больше стали от вас требовать. Вопросы для беседы: - Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?
- Чем вы можете доказать свою взрослость?
- Какие изменения вы замечаете в своем поведении, а также в отношении к окружающим вас людям?
- Запомнилась ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?
- Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям – значит, нравственно расти, взрослеть. Послушайте, что хочет вам сказать писатель Ю. Яковлев в статье “Как стать взрослым?”, опубликованной в “Пионерской правде”: “В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я в первый раз в жизни подумал: “Ей, наверное, тяжело”. Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме! Я стал внимательным к другим людям”. Вывод: человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. Когда же мы станем взрослыми? Какие считать года? Себя атакуя вопросами, Мы спрашиваем – когда? Мы к будущему готовимся, И сердце стучит: пора! И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера! Мы видим себя входящими В грядущие времена, Как клятву произносящими: “Я твой гражданин, страна!” “Ночь после выпуска” впервые напечатана в журнале “Новый мир”, №9 за 1974 год. “Ночь после выпуска” - повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности. В центре нравственного поиска, который ведет автор, вновь оказывается личность, ее формирование и становление, исследование сложных связей человека и общества. Непосредственным толчком к созданию “Ночи…” явился рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся при окончании ВУЗа на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительней было перенести действие повести из ВУЗа в школу. “Ночь…” для меня началась с выступление Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней. Ведь перед ней открылась тысяча дорог, какую выбрать, по какому пути пойти? И вот ребята прощаются с детством, перед ними новая взрослая жизнь. Шесть ребят из 10 А решили провести эту ночь вместе. И здесь на берегу реки они решили узнать все друг о друге “до донышка”. Вопросы для беседы: - Было ли с Генкиной стороны смелостью предложить обсудить себя первым? Для чего это ему нужно было?
(Генка нисколько не сомневался в себе – в школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают. Генка привык, что все кругом его самого побаивались и уважали. Как повел себя Генка с самого начала разговора? “На скамье – тесно в ряд все пятеро.… И Генка перед ними. Если б он сел вместе со всеми, находился в общей куче, быть может, все случилось бы совсем иначе. Он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему оправдываться…”) - В чем обвинили Генку ребята? Почему здесь он не смог постоять за себя? Почему Игорь, лучший друг Генки, тоже говорит о нем плохо?
(Эх, если б Игорь понял, не поверил угрозе, мир остался бы прежним, где дружба свята, правда торжествует, а ложь наказывается). Каждый думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого.… Это грустно… Генка до сих пор жил небедно – никому не уступал, не знал поражений, себя даже и защищать не приходилось, защищал других. “Жалкий ты Генка”, - безжалостно сказала Натка в сторону. Неужели у Генки не было достоинств? Ведь ребята практически не говорили о них. Почему? Вера: “Я вспомнила…” (она пережгла в кабинете физики трансформатор, а Генка вину взял на себя). Сократ: (меня из школы исключили, Генка ходил к директору и поручился за меня, предупредив, что если подведу, морду набьет). Игорь: “Генка нашим заступником был – моим, твоим, всех! А сам… Он сам обидел кого-нибудь?... Просто так, чтоб силу показать… Не было. Никого ни разу не ударил!” Древнеиндийская пословица: “Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы”. - Почему именно к обелиску пришли ребята?
(Здесь, возле него, красиво даже ночью. Это самое высокое место, которое оканчивается обрывом). Обелиск стоит на грани двух миров – обжитого и необжитого, щедрого света и непокоренной тьмы. Мир изменчив, не изменчив в нем лишь обелиск. - Обратили ли вы внимание на то, где происходит описанное событие?
- Какое слово, произнесенное ребятами не раз в этот вечер, заставило их задуматьс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.04.28 | Просмотров: 1329
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|