Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Северный Ледовитый океан - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Северный Ледовитый океан


Автор(ы): Глотова Вера Геннадьевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок 1. Северный Ледовитый океан: особенности природы.
Учащиеся должны знать: особенности природы Северного Ледовитого океана – крупного природного комплекса Земли.
Учащиеся должны уметь: на основе имеющихся знаний и умений выявлять по картам атласа особенности природы Северного Ледовитого океана.
Ход урока.
Учитель объявляет тему урока и предлагает прочитать первый абзац из раздела “История исследования океана” из § 20 школьного учебника [1].
“Исследование Ледовитого океана – это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых ряда стран. В далекие времена на утлых деревянных кочах и ладьях пускались русские люди – поморы в путешествия. Зимовали на Груманте (Шпицбергене), плавали к устью Оби. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя и хорошо знали условия плавания в полярных водах”.
После прочтения этого абзаца учитель сообщает учащимся, что он не согласен с авторами учебника и просит найти в тексте часть, с которой не согласен. Учащиеся высказывают разные мнения. Учитель, используя данные этого абзаца, отвечает на их высказывания. Пока один из учащихся не называет несоответствие.
Ученик. На мой взгляд, несоответствие заключается в следующем: поморы “хорошо знали условия плавания в полярных водах” и, тем не менее, “на утлых деревянных кочах и лодьях пускались в путешествия”. Утлые - значит плохие, ненадежные, а они на них отправлялись в плавания. Получается, что или не совсем хорошо знали условия плавания в полярных водах или сознательно рисковали жизнью.
Учитель подкрепляет высказывание ученика определением слова “утлый” используя словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова: “Утлый. Ненадежный, некрепкий”.
После этого учитель подводит итог. В этом отрывке авторы, желая подчеркнуть героизм поморов, выставляют их в нелепом свете. У нас русских есть поговорки “Семь раз отмерь, один раз отрежь”, и “Не зная брода, не суйся в воду”, поэтому, не изучив местные условия, не могли они совершать такие далекие плавания и зимовки. А так же для русских людей было свойственно, приходя на новое место, учиться у местного населения, перенимать их навыки жизни в новых для себя условиях. Поморы - это жители Новгородского княжества, которое вело обширную торговлю со странами Европы. Поэтому навыки кораблестроения у поморов уже были. А, следовательно, использовать выражение “утлые кочи и ладьи” не совсем уместно, т. к., на мой взгляд, принижают умения и навыки северных народов.
После этого учитель предлагает, используя с. 40 в атласе [2], составить визитную карточку Северного Ледовитого океана.
Ученик. Площадь Северного Ледовитого океана 14 756 тыс. кв. км, наибольшая глубина 5 527 м. Таким образом, Северный Ледовитый океан самый маленький по площади и самый мелкий из океанов.
Учитель предлагает использовать план характеристики географического положения океана на с. 311 в учебнике для определения природы Северного Ледовитого океана. Для определения географического положения учащийся может использовать карты атласа с. 2-3 “Физическая карта мира” или с. 36 “Северный Ледовитый океан”.
Учащийся определяет географическое положение океана. После этого учитель записывает на доске ответ на 1 пункт плана и предлагает определить особенности природы океана, исходя из его географического положения.

После того, как ребята определили особенности природы океана, учитель сообщает ученикам: В ХХ веке человек активно стал изменять природу: добывать больше полезных ископаемых, строить водохранилища на реках, вырубать леса, распахивать степи, но самое страшное, что придумал человек в ХХ веке, это первая и вторая мировая войны, которые нанесли огромный ущерб природе Европы и Азии, Северной Африки, Атлантического и Тихого океанов. Сегодня мир располагает огромным арсеналом оружия, которое может взорвать мир и изменить его, поэтому я предлагаю вам сегодня разыграть такую ситуацию.
Учащиеся записывают в своих тетрадях: “В результате катастрофы (учитель предлагает учащимся не вдаваться в причины катастрофы) в северном полушарии произошло поднятие суши на 500 м. Подумайте, как изменится природа Северного Ледовитого океана и его береговая линия. Покажите изменение береговой линии на контурной карте”.
Учащиеся сходу отмечают, что если уровень суши поднимется, то площадь суши увеличится, а площадь океана сократится. Учитель предлагает записать в тетради это высказывание.

Записав это, учитель предлагает дома домыслить и продолжить запись в тетради о том, как изменится природа океана. В качестве помощи использовать материал § 20.
Урок 2. Северный Ледовитый океан: особенности природы (продолжение).
Цель урока: Проследить как изменится природа океана в результате катастрофы.
Ход урока.
Урока начинается с того, что учитель еще раз напоминает ситуацию: “В результате катастрофы, в северном полушарии произошло поднятие суши на 500 м”, и восстанавливает на доске запись сделанную в тетради ребят:

Учитель предлагает послушать результаты домашнего задания.



Учитель спрашивает: все ли согласны с такими последствиями? (На примере 5 классов, в которых я работаю, все согласились, т. к. ответы были примерно одинаковыми).
После этог...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.29 | Просмотров: 1619

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340