Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Викторины по истории Знаешь ли ты историю родного края? - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Викторины по истории Знаешь ли ты историю родного края?


Автор(ы): Зинатулина Финия Ханафеевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ВВЕДЕНИЕ.
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Челябинская область многонациональна — на ее территории проживает более 30 народов. Любой народ — явление уникальное. Каждый внес что-то свое — неповторимое — в цивилизацию. Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие — вот задача изучения истории родного края.
Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.
Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.
Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения исторических мероприятий в школе в занимательной форме во время гуманитарно-эстетической декады. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства. А также даны выборочные тесты к урокам.

“Счастливый случай”

Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-м классе.
Цель:
  • Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
  • Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Оборудование:
- Кабинет оформить: повесить шары, красочно написать “Счастливый случай”, музыка, карточка с датами, бочки с номерами (заморочки из бочки), призы—подковы.
Описание и содержание, конкурсов.
Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру “Счастливый случай”. Сегодня встречаются две команды (можно три, четыре — в зависимости от того, сколько шестых классов в школе) 1 команда — 6-а класса, 2 команда — 6-б класса.
Итак, первый гейм!
Я буду задавать вопросы, надо на них ответить очень быстро, т- к. будем отвечать на время. Наберете столько очков, на сколько вопросов успеете ответить (если не знаете, надо говорить — дальше).
Начинает I команда.
1) Кто составлял основное население Южного. Урала в IX—XV веке? (башкиры).
2) Кто дал первые письменные сведения о башкирах? (Арабский путешественник Йбн Фадлан).
3) Шэжэре? (летопись)
4) Ясак? (дань).
5) Мурза? (феодал)
6) Аул? (село).
7) Тархан? (рогатый феодал)
8) Кочевники? (люди, переходившие с места на место в поисках пастбищ).
9) Булатный камень? (яшма).
10) Ушкуйники? (вооруженные отряды, плававшие на лодках, занимались торговлей и грабежами).
Команда набрала ______ очков.
Вопросы команде 6-б класса!
1) Как называлась р. Урал в древности? (р. Яик).
2) “Уральская Троя”? (Аркаим).
3) Бортничество? (собирание дикого меда).
4) Батыр? (богатырь).
5) Бий? (хан — правитель).
6) Религия башкир? (ислам).
7) Припущенники? (пришлые крестьяне, поселившиеся на башкирских землях).
8) Юрта? (жилище древних башкир).
9) Королтай? (народное собрание). .
10) Курай? (муз. инструмент).
Команда ответила на___ вопроса, набрала ___очков.
2 ГЕЙМ - ТОПОНИМИКА КРАЯ.
Вопрос к болельщикам: что такое топонимика? (Это наука, изучающая географические названия, от греческого “топос”— место, местность, “онома” — имя).
Ведущий: интересно и поучительно проникновение в тайну названий.
Как и откуда возникли они? По какому поводу даны? Что означают? Вопросы всегда живые и увлекательные. Топони^ мика объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются,
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.
1) Объяснить происхождение названия Аргаяш.
— озеро, поселок, районный центр. На ландкарте Йсет-ской провинции 1742 г. — Аргаяш. В записях —XIX в. встречается в форме Яргояш. Обычно воспроизводится от башкирских слов: Яр — “берег”, кояш — “солнце” и переводится “солнечный берег”. Соответствует и древнему тюркскому личному мужскому имени Агайяш или Аргайяш, Ергаяш).
Вопрос 2 команде:
— объяснить происхождение названия Тептярги.
(озеро в Аргаяшском районе, около д. Дербишева. Так башкиры называли всех пришельцев из Поволжья, поделившихся на общинных землях башкир на правах припущенников за определенную плату. С:ги образовали тептярские поселения. Башкирское именование пришельцев перешло к природным объектам и селениям, где они расселились).
ИТОГ ГЕЙМА.
3 ГЕЙМ!
Ведущий: каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших башкирских поэтов. Ваша задача — назвать его имя и сказать название стихотворения.
Никогда язык мой не умрет —
Дивное творение природы.
Пусть на тех презрение падет,
Кто не чтит родную речь народа.
(Баязит Бикбай, “Родной язык”).
Родной язык! Других не ниже он,
Я знаю цену всем его словам:
Он и силен, и звучен, и богат,
Его не чтят лишь те, кто низок сам.
(Рами Гарипоз, “Родной язык”).
ИТОГ ГЕЙМА.
4 ГЕЙМ!
“Заморочки из бочки”.
№ 1. Откуда возникло и что означало слово “башкорт”?
а) знатный хан по имени Башкорт;
б) сочетание двух слов: “баш” — голова, главный, вождь, “корт” — волк — один из первых тотемов, которому поклонялся башкирский народ;
в) “баш” — глава, вождь, главный “корт”—пчела — башкиры издавна занимались бортничеством;
г) “баш” — глава, вождь, предворитель, “кор”—род, крут людей, корень, где “т” — показатель множественного числа).
Можно послушать одно объяснение, остальные версии спросить у болельщиков.
№ 2. Ты — мне, я — тебе (задать вопрос о родном крае).
№ 3. В 13 веке башкиры были включены в состав Золотой Орды. Какое влияние оказало на историю народа это событие?
1) башкиры приняли мусульманскую религию, а через нее арабскую письменность.
2) разрозненные племена объединились, выработали общий язык, культуру, обычаи.
3) Появилось неравенство
№ 4. Разыграй шараду.
Слог первый — возглас торжества,
Взамен второго — звук согласный.
А вместе — горы и река,
Неповторимый край прекрасный.
(Ура+л = Урал)
и другие вопросы.
ИТОГ ГЕЙМА.
5 ГЕЙМ!
Этот гейм посвящен творчеству писателя Павла Петровича Бажова.
Задача: определить название произведения и о ком идет речь. “Подошел он к этому гл я дельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень — на руках не унести, и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать эту находку. Все, как ему надо, цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется... Ну, все как есть… Обрадовался, скорей за
лошадью побежал, привез камень домой. Ну, и принялся за тот камень...”.
(“Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, о Данило-мастере).
— второй команде.
“Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать
— девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает...”.
(Медной горы хозяйка, о заводском рабочем Степане и Хозяйке).
ИТОГ ГЕЙМА
6. ГЕЙМ — заключительный! “Знаешь ли ты даты?”.
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появилась первые люди на Урале? (около 150 тьгс. лет назад)
— Керамика — один из первых искусственных материалов на планете.
К какому времени относится открытие керамики на Южном Урале? (V—IV тыс. до н. э.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься животноводством? (около 7 тыс. лет назад)
— Когда наши предки освоили металлургические производство и кунечное дело? (5 тыс. лет назад)
— Когда произошло присоединение Башкортостана к Русскому государству? (16 век)
2. Когда началось заселение Южного Урала русскими? (16 век)
- Когда завершился процесс перехода башкир к религий ислам? (в 13—14 в. в.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься земледелием? (во 2 тыс. до н. э.)
— К какому периоду относится существование укрепленного поселения Аркаим? (к периоду эпохи бронзы, 18—16 в. в. до н. э.)
— К какому времени относится складывание имущественного и социального неравенства у древних жителей нашего края? (к 4 веку до н. э.)
ИТОГ ГЕЙМА.
— Общий счет! Награждение команд подковами, сделанными из картона, (за первое место подкова больше, чем за второе (наиболее отличившимся — сувениры).
— Подведение итога всей игры.

БРЕЙН-РИНГ

Внеклассное мероприятие для 10—11 классов.
Цель: помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своему краю, к Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа, в определении своей роли в возрождении и развитии края-
Оборудование и оснащение: зал оформить, музыка, пригласить участников худ. самодеятельности.
ХОД ИГРЫ
Барабанщики извещают о начале заседания клуба “Брейн-ринг”.
Ведущий: добрый вечер, друзья! Начинаем очередное заседание клуба “Брейн-ринг”. Участники: (ведущий представляет команды). На РИНГ приглашаются команды 10-х классов. Игра идет до пяти очков. За каждый правильный ответ
— одно очко- Первый вопрос!
ВОПРОСЫ:
1) В каком году основан г. Челябинск, наш областной центр и кем? (в
1736 г., как военное поселение—крепость, с 1782 г, — уездный город. Алексеем Ивановичем Тевкелевым—подполковником, помощником главы оренбургской экспедиции. Он сам выбрал место для строительства крепости).
2) Какое металлургическое предприятие в Челябинской области считается первым? Кто основал его и в каком году? (Каслинский завод, в 1746 г. тульским купцом Яковом Коробковым).
3) В честь какого минерала именуются зодчие?
Древние называли глину зьдъ, а тех, кто с ней работал, зодчими. Так что поначалу зодчими называли тех, кто лепил горшки, а потом жилье из глины. Потому-то до сих пор дома именуют зданиями.
4) В 1773 году в столице России г. Санкт-Петербурге было открыто горное училище. На его базе был создан Петербургский горный институт. К столетию основания горного института его выпускник П. Н. Алексеев писал:
“Сто лет тому назад тогдашний мир
Приятно изумил безграмотный башкир
Он подал от своих товарищей прошение,
Чтоб рудокопам — им, безграмотным, как сам,
Давать указчиков по рудным их делам”,
— О ком говорил автор?
(Исмаил Тасимов — один из крупных, башкирских рудопромышленников. По его инициативе было открыто горное училище, которое содержалось на денежных вкладах Тасимовых).
5) Как называлась река Урал в древности? Когда она была переименована и почему?
(В 1775 г. река Яик переименована в р.Урал, Царское правительство хотело таким, образом стереть народную память о восстании Е- Пугачева).
6) В каком году был принят герб г. Челябинска? (в 1782г.)
7) Когда в Челябинске была организована первая публичная библиотека?
(в 1898 г.)
8) 18 июля 1788 г. золотыми буквами вписано в историю не только отечественной, но и мировой медицины. Что произошло в этот день в г. Челябинске.
(Был впервые совершен подвиг самопожертвования врача во имя излечения больных. Степан Семенович Андреевский самозаразил себя болезнью с научной целью. Неизвестную болезнь назвали “Сибирской язвой”).
9) Многие крупные сражения средневековья начинались с единоборства богатырей. (Куликовская битва, 1380 г.) Такое единоборство двух богатырей состоялось в битве под Азовом, где русское войско возглавлял молодой царь Петр I. Когда состоялся этот поединок? Кому была предоставлена честь представлять русскую сторону?
(В 1696 г., башкирскому джигиту Алдару Исянгильдину).
10) В 1740 г. башкирский старшина тархан Баим Кидраев. показал горному мастеру Маркову месторождение руды на горе “Атэс”. Какая была эта руда? Как впоследствии стала называться эта гора? (магнитный железняк, гора Магнитная).
11) Какова судьба национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, участника, вождя Крестьянской войны 1773—1775 гг.?
(25 лет томился на каторге в Эстонском городе Рогервике и умер 26 сентября 1800 г.).
ИТОГ ПЕРВОГО ТУРА. Победила команда _____ класса на РИНГ приглашаются команды 11 классов.
Вопросы:
1) Берлин — в Германии, Париж, Фершампенуаз — во Франции. Есть они и в Челябинской области- Как они появились на карте области? Где они находятся?
(Названы в честь победы над Наполеоном, Берлин—поселок в Троицком районе, Париж, Фершампенуаз — в Нагайбакском районе.
2) Какой город на Южном Урале называли “Воротами в Сибирь”? (г. Челябинск).
3) Какой завод в г. Челябинске называют “Дедом Челябинских заводов”? (машиностроительный завод им. Колющенко, построен в 1898г. акционерной фирмой “Столь и К0”).
4) В начале 70-х годов развивалось производство изделий из козьего пуха. Какой город стал знаменит производством платков из козьего пуха? (г. Оренбург, песня “Оренбургский пуховый платок”).
5) Кто из южноуральцев первым откликнулся на январские события 1905 г- в столице и почему? (златоустовские рабочие, вспоминая аналогичный расстрел в их городе в 1903 г.).
6) В годы гражданской войны в Челябинске жил и работал автор романа “Похождение бравого солдата Швейка”- Назовите имя автора. Как он оказался в Челябинске?
(Ярослав Гашек, чех, участник первой мировой войны, сдала в плен русской армии, симпатизировал большевикам, работал журналистом, был политработником штаба Пятой армии Восточного фронта, руководителем его иностранной секции).
7) Неоднократно, в 30-е годы челябинцы предлагали переименовать название города. 19 сентября 1936 года первый секретарь обкома ВКП);
В.Рындин написал письмо И. В. Сталину с просьбой переименовать г. Челябинск. Какое имя предлагал автор письма? Каким был ответ Сталина? (в г.Кагановичград, на ответном письме была резолюция “Против, Сталин”).
8)
“Враги, чтоб заставить его говорить,
Огнем и железом пытали,
Но мужества война им не сломить
Штыком из немецкой стали..-
Он Родины имя шептал в тишине,
Его укрепляла в отваге
Сыновняя верность любимой стране,
Солдатская верность присяге.
Кому из челябинцев посвящено это стихотворение? Назо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.29 | Просмотров: 3421

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340