Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков


Автор(ы): Фионина Светлана Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование.
Консервативность образования проявляется в самой позиции учителя как носителя функций обучения и контроля. Пользуясь словом как средством профессионального труда для организации обучения и стимулирования деятельности учащихся, педагог предъявляет определенные требования. Учебная мотивация подразумевает, что данные требования учащимися принимаются и выполняются без потери интереса к процессу обучения (в мотивации присутствует осознанное принятие и эмоциональный компонент). Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения. Крайним случаем является негативное отношение к школе в целом. Почему это происходит?
Наш опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей.
Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию.
Как отмечает Т.Г. Григорьева, в общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности “Я могу”, “Я имею право” и др. На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать. В результате повышается эмоциональное напряжение и снижается и без того неустойчивая учебная мотивация. Таким образом, использование педагогами модальности возможного, на наш взгляд, является одним из условий сохранения и укрепления учебной мотивации.
Использование различных модальностей связано со структурой личности с точки зрения трансактного анализа. По Э.Берну [2], в психической структуре каждого человека присутствуют субличности родителя, взрослого, ребенка.
Родитель – потребность критиковать, опекать, оценивать, хранилище и трансляция моральных нормативов. В деятельности ориентируется на общепринятые нормы, нравственные оценки. Модальности: нужно, должен, обязан.
Взрослый
– сочетание требуемого и желаемого, поиск компромисса, анализ и оценка имеющихся ресурсов, принятие взвешенного решения. В деятельности руководствуется принятыми и осознанными правилами взаимодействия. Модальности: можно, возможно, полезно, разумно, выбор и др.
Ребенок
– побуждения, импульсы, желания, капризы. В деятельности обеспечивает эмоциональный фон (нравится – не нравится). Модальности: хочу, интересно, попробуй.
Подросток претендует на взрослость, защищает свою свободу, требует предоставления ему возможности выбора (потребность в актуализации позиции “Взрослого”). Педагог в силу профессиональной деятельности находится в позиции “Родителя”, поэтому стимулирует учебную мотивацию учащихся через долженствование (обращение к “Ребенку” учащегося).
По Т.Г. Григорьевой [1, с. 84], долженствование влечет за собой либо подчинение, которое сопровождается обидой или недовольством, либо желание восстать, которое влечет напряжение или чувство вины. На уроке использование модальности долженствования вызывает формальное отношение к деятельности, перекладывание ответственности за результат на внешний источник долженствования, снижение инициативы. В качестве примера использования данной модальности можно привести следующие часто употребляемые педагогами фразы: “Что мы должны сделать сегодня на уроке?”, дисциплинарные указания типа “Вы должны слушать меня”, “Тебе нужно подготовиться дома как следует” и др. Как правило, в данном случае педагог сам подводит итоги работы учащихся.
Внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы обеспечивают модаль...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.04.29 | Просмотров: 1092

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340