Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Все – творчески - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Все – творчески


Автор(ы): Шарапова Юлия Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Введение
Меня учили методике воспитательной работы в институте, а потом доучивали в школе, колледже или, вернее, я сам доучивалась, отчаянно экспериментируя на ребятах, как и все начинающие преподаватели, – другого выхода у меня не было. И я, как и мои преподаватели в институте, была уверена, что вполне достаточно знать методику и иметь некоторый опыт, чтобы справляться с воспитательной работой. Но оказывается, я долгие годы не понимала главного. Теперь-то я знаю эту простую, даже банальную истину: все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и не имеет права называться коллективом, если нет в нем постоянного совместного творчества. Обычные слова «создавать коллектив» для меня означают теперь только одно – учить детей совместному коллективному творчеству, потому что, когда они вместе думают, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются. Только тогда и устанавливаются между ними отношения и товарищеские, и принципиальные в то же время. Тогда только и живут ребята в том душевном напряжении, в котором развиваются их способности. Тогда только и чувствуют они себя хозяевами в коллективе – все чувствуют, а не одни лишь так называемые активисты.
Педагогика буквально кричит сегодня о развитии творческих способностей человека. Но самый эффективный, самый результативный способ развивать эти способности состоит в том, чтобы ребята заражались стремлением к творчеству друг от дружки, чтобы они были поставлены в такие условия, в которых они вынуждены работать творчески.
Слово это – «творчество» – заездили с изумительной быстротой. Еще когда я училась в институте, о творчестве почти и не говорили, все больше – о дисциплине. Теперь это слово не сходит со страниц педагогических книг, и только ленивые, кажется, не пишут о развитии творческих способностей на уроке математики, физики, географии, не говоря уже о черчении.
Мне, нам нужно, чтобы ребенок вырастал неравнодушным человеком? Но только человек творческий действительно неравнодушен к жизни.
Мне, нам нужно, чтобы студент, вырастая, стремился изменить мир, был способен к масштабному преобразованию его? Мы должны воспитать его творческим человеком. А для того чтобы научить ребят делать все это и еще тысячу других вещей творчески, – для этого нужен не один год, и нужно самому здорово помучиться.
Обычно говорят с важным видом: «Но, прежде всего сам педагог должен быть творческим человеком!» Конечно, должен. Хотя я не очень люблю, когда о преподавателях говорят: должен быть такой, должен быть сякой, должен быть этакий. И лучшая преподавательница, какую я только видела в своей жизни и которая многому меня научила, всегда повторяла:
– Я сама человек нетворческий. Но я умею сделать так, чтобы все вокруг творчески работали...
И посещая ее уроки, я всегда была поражена ее умением из обычного урока сделать игру. Все студенты были задействованы в уроке, все тянули руки и просились к доске, все переживали за свои «группировки». Для всех студентов уроки у этого преподавателя были чем-то сверхъестественным.
Это будет моим постоянным правилом на все время работы: всегда в группе должно происходить что-то важное для студентов, они всегда должны быть в некотором душевном напряжении, это напряжение постепенно должно стать их естественным, обычным человеческим состоянием – творческое напряжение. И если это напряжение начнет спадать, то первыми будут тревожиться сами студенты. Когда это случится, тогда и я почувствую, что чего-то добилась, это будет первый маленький результат многолетней моей будущей работы.
Мы говорим: развитие творческой мысли, проблемное обучение, и всем кажется, что успех зависит от того, какие вопросы придумает учитель. Это правильно, вопрос – великое дело. Но, в конечном счете, нас должен волновать ответ студента, а не только вопрос преподавателя. Ответ же этот во многом зависит от того, как чувствует себя студент на уроке, зажат он или раскован. Я более или менее научился пользоваться принципом «Всё – творчески» в воспитательной работе. Теперь я должна перенести этот принцип и на урок, а это означает, что я должна сделать так, чтобы студенты совершенно не боялись меня.
И что же – прощай гробовая тишина на уроке? Прощай... Не скажу, что я расстаюсь с ней без сожаления. Она сильно облегчает жизнь преподавателя. Но делать нечего, пришла пора расстаться, так нужно для студентов.
Творческий подход, изобретательность студентов в работе даст ребятам нравственный, а не безнравственный опыт. Потому что коллективное творчество с безнравственностью несовместимо. Творчество затухает, задыхается, оно невозможно там, где безнравственная атмосфера. Когда ребята продумывают очередную работу, возбуждены, вносят одно предложение за другим, я могу быть спокойна: мы делаем чистое дело, оно пойдет ребятам на пользу.
II. Творчество студентов на уроках математики
Изучение математики с самого начала предусматривает достаточно четкую структуру, в которой, как казалось бы, нет места каким бы то ни было элементам творчества. Естественно, предусматриваются игровые моменты на ранних стадиях изучения математики, конкурсы и так далее. Но почему-то только говорят – красота математики, математика – интересная наука. На самом же деле возможности для творчества детей есть, и очень большие. При этом у учащихся повышается интерес к математике как к науке, предмету. Появляется желание самостоятельной проработки дополнительного материала. И, в конце концов, им просто начинает нравиться эта достаточно сложная наука. Какие же возможности есть у преподавателя, и что он может предложить студентам? Я выделила ряд основных моментов, на некоторых из них остановлюсь более подробно чуть ниже.
Итак, элементы математики, определенные мной как возможность для творчества:
  • Изготовление геометрических фигур, тематических плакатов (например, по теме «Преобразование графиков»).
  • Поиск интересных математических загадок и логических задачек.
  • Составление задач по готовым решениям.
  • Кроссворды, сканворды и многое другое.
  • Игровые технологии.
  • Опережающее обучение.
  • Информационные технологии.
Это далеко не полный список возможностей для интересной работы педагога, но это то, что я использую на своих уроках наиболее часто. Теперь же я остановлюсь на них более подробно. Как же это делается?
Идеальных готовых рецептов нет. Все зависит от индивидуальных особенностей каждой группы, студентов и, конечно, преподавателя. Но какие-то общие наработки вполне возможны.
Приведем ряд примеров.
1. Изготовление геометрических фигур.
Студенты с удовольствием изготовляют геометрические фигуры, тела и иллюстрации к задачам по геометрии. Разукрашенные многогранники – интерес к ним у студентов не меньший, чем и к построениям. Это же сделано своими руками! И какое чувство испытывает студент, когда именно его кубик, пирамиду или плакат я использую в качестве наглядного пособия при объяснении нового материала или оборудования кабинета! А когда студент по собственным макетам рассчитывает объемы, площади, находит высоты, грани здесь восхищению собственной работы нет конца. Так как чем аккуратнее сделана фигура, чем совершеннее вырезаны и склеены ребра, тем точнее результат расчетов.
Можно усложнить работу, сделав геометрические тела из железа, дерева и предложить студентам рассчитать массу, объем или плотность материала.
2. Поиск интересных математических загадок и логических задачек.
Все начинается с первого урока, на который я готовлю наиболее интересные для данной группы задачи, загадки и прочее. Здесь возможностей много, соответствующая литература существует. Студенты начинают вспоминать свои загадки. Здесь главное – не потерять начальную заинтересованность, и следующие уроки по загадкам готовят уже сами студенты. На уроке они задают их друг другу, самые интересные помещаем в ежемесячную газету «Живая математика». В газете есть несколько рубрик, например,
  • Великие математики,
  • Логические задачки,
  • Веселые ребусы,
  • Венгерские кроссворды,
  • Математические головоломки и т. д.
В общем, идет развитие у студентов интереса к предмету и логического мышления. Главное не забывать поощрять студентов, которые отыскали наиболее интересные математические загадки. Все это способствует совершенствованию познавательной деятельности студентов, развитию их логического мышления и привитию интереса к математике.
3. Потерянные решения, отдельные числа и цифры.
Уроки математики требую большой подготовки и вдумчивой работы и чтобы дать студентам небольшую передышку между решениями я предлагаю им всевозможные веселые задачки, которые также требуют несложных математических расчетов. К примеру, в готовых решениях отсутствуют некоторые числа или цифры. Чаще всего в результате каких-либо интересных и смешных ситуаций. Студентам интересно их находить и восстанавливать примеры. Тоже творчество. Это мы проделываем, как сейчас говорят, вместо рекламной паузы. Иногда прошу, какого из студентов приготовить развлекательную математическую задачку заранее.
4. Кроссворды и прочее.
Это стандарт. Но и здесь можно более занимательно подать материал. Обычные проверочные работы на знание правил, свой...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1337

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340