Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок обществознание + психология по теме: Деятельность и общение - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок обществознание + психология по теме: Деятельность и общение


Автор(ы): Нарицына Ольга Алексеевна, педагог-психолог; Голикова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 10 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах. На Фестиваль мы представляем интегрированный урок-практикум по теме “Деятельность и общение” 10 класс.
Это определило цели урока:
  1. Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
  2. Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.
Задачи:
  1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.
  2. Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
  4. На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
  1. Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.
  2. Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
  3. Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
  • указанные термины и понятия;
  • приемы социально-психологического взаимодействия;
  • особенности группового и личностного общения.
Уметь:
  • взаимодействовать в социуме;
  • диагностировать и анализировать ситуацию;
  • быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
  • диагностика и самодиагностика;
  • психологический анализ ситуации;
  • рефлексия.
Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением).
Тип: урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
  • беседа;
  • психологические упражнения;
  • экспресс-диагностика;
  • самодиагностика;
  • игровые приемы и упражнения;
  • рефлексия.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1).
Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования.
  • Итак, дайте определение понятию общения.
  • Дайте определение понятию "деятельность".
В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.
Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия.
Каковы основные функции общения?
Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”?
Существует два распространенных взгляда на общение:
А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда.
Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).
Какой из приведенных взглядов вы разделяете?
  1. Только А.
  2. Только Б.
  3. И А, и Б.
  4. Ни А, ни Б.
Аргументируйте свой выбор.
Существует 2 вида общения.
Общение
Вербальное Невербальное
Приемы и средства
Умение слушатьУмение говорить
Коммуникация
Умение вести диалог
Выразительные средства (интонация темы, тембр)
Интерактивное общение (общение в деятельности)
МимикаПантомимика
Визуальное общение
Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2).
Алгоритм работы в группах:
  • внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;
  • начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.


Микрогруппа 1
Вербальное общение
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.01 | Просмотров: 1620

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340