Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Интегрированный урок обществознание + психология по теме: Деятельность и общение
Автор(ы): Нарицына Ольга Алексеевна, педагог-психолог; Голикова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 10 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность. Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания. Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право… Курс “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии. Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни. Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах. На Фестиваль мы представляем интегрированный урок-практикум по теме “Деятельность и общение” 10 класс. Это определило цели урока: - Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
- Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.
Задачи: - Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
- На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести: - Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.
- Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
- Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать: - указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь: взаимодействовать в социуме; диагностировать и анализировать ситуацию; быть успешным в любом виде деятельности. Общеучебные умения и навыки: - диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением). Тип: урок коррекции знаний и умений. Методы и приемы: беседа; психологические упражнения; экспресс-диагностика; самодиагностика; игровые приемы и упражнения; рефлексия. Ход урока Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1). Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования. - Итак, дайте определение понятию общения.
- Дайте определение понятию "деятельность".
В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия. Каковы основные функции общения? Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”? Существует два распространенных взгляда на общение: А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда. Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске). Какой из приведенных взглядов вы разделяете? - Только А.
- Только Б.
- И А, и Б.
- Ни А, ни Б.
Аргументируйте свой выбор. Существует 2 вида общения. Общение Вербальное | Невербальное | Приемы и средства | Умение слушатьУмение говорить Коммуникация Умение вести диалог Выразительные средства (интонация темы, тембр) Интерактивное общение (общение в деятельности) | МимикаПантомимика Визуальное общение | Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2). Алгоритм работы в группах: - внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;
- начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.
Микрогруппа 1 | Вербальное общение |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.05.01 | Просмотров: 1620
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|