Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок экологии в 11-м классе Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения
Автор(ы): Жданова Любовь Витальевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: дать понятие “твердые бытовые отходы”; акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением их количества, совместно с обучающимися найти возможные варианты их решения. Задачи: Образовательная: - Изучить проблему ликвидации твердых бытовых отходов, предложить пути ее решения и научиться обращаться с ТБО.
Развивающая: - Развивать навыки исследования, определив общее количество бытовых отходов населенного пункта – села Ронга и их процентное распределение по разным категориям.
Воспитательная: - Вместе с обучающимися попытаться найти ответ на вопрос “Что могу сделать я в решении данной проблемы?”
Оборудование: Образцы твердых бытовых отходов, относящихся к разным категориям: бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина; таблица, отражающая анализ бытовых отходов нашего села, самодельные муляжи контейнеров для раздельного сбора мусора, Интернет. Метод: создание проблемной ситуации, доклады учащихся, практическая работа, использование национально-регионального компонента Ход урока Начало урока. Переход к изучению новой темы. У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным. Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом? (Дети называют свой адрес: с. Ронга.) А что вы будете считать своим домом, когда поедете учиться в другой город? (Республику Марий Эл.) А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия.) А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля.) Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку. Моя планета – человеческий дом, Ну, как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава – океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! Современная экономика поощряет расточительство, новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но еще годные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Вопрос: “Куда деть мусор” становится все актуальнее. Ребята, как вы думаете: - Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)
- Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)
- Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение.)
Новая тема. 1. Мусор – что это такое и откуда берется. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, оберточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и бытовой техникой. Общий термин для вышеназванных материалов – твердые бытовые отходы (демонстрация раздаточного материала). На протяжении многих лет количество твердых бытовых отходов возрастает: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов. Давайте ответим на вопросы: 2. Много ли мусора и какова его судьба? А) Доклад ученика о проделанной им работе, по анализу и количеству бытовых отходов в его семье. Цель работы: – Определить общее количество бытовых отходов и их процентное распределение по разным категориям в пределах одной квартиры. – Рассчитать количество отходов, приходящие на одного члена семьи. – Рассчитать количество отходов в одном жилом микрорайоне нашего села. Результаты работы представляются в виде следующей таблицы: Бумага | Пищевые отходы | Стекло | Железо | Пластмассы | Древесина | Прочее | Обертки | Хлебо-булочные изделия | Разбитые бутылки | Консервные банки | Старые игрушки | Дверная ручка | | Тетради | Остатки картофеля | Лампочки | Использованные батарейки Алюминиевые банки | Сломанные розетки | Сломанные карандаши | | Пачки от сигарет | Луковая шелуха | | | | | | 41% | 21% | 15% | 10% | 5% | 5% | 3% | Количество отходов, приходящееся на 1 человека – 0,7 кг. Примерное количество отходов, приходящееся на 1 жилой микрорайон /200 жителей / – 140 кг. ВЫВОД: отходов много, основная часть их приходится на бумагу и пищевые отходы. Вопрос: как избавится от отходов? Б) Сообщение о судьбе мусора, который вывозится из нашего села, подготовленное учащимися, посетившими местный муниципалитет. (Из сообщений следует, что мусор вывозится на свалку). 3. Свалка – выход ли это? Открытые горящие свалки. А) Вплоть до 1960 года большая часть твердых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом: – они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс; – продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха. К концу 1960-х и началу 1970-х открытые горящие свалки запретили. Б) Как альтернатива: использовались захоронения (могильники). Мусор зарывали в землю или вываливали на нее и засыпали тонким слоем земли. При этом удавалось избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных, но возникали более серьезные проблемы: вымывание веществ и загрязнение грунтовых вод. Вода с растворенными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем все это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит: – образование метана. Разложение идет без доступа воздуха – анаэробно, при этом образуется так называемый, биогаз, который на 2 состоит из метана. Он распространяется по земле горизонтально, попадая в подвалы зданий, накапливаясь там, взрываясь при зажигании. Официально зарегистрировано более 20 взрывов. – Просадка грунта. При гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.01 | Просмотров: 1489
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|