Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок экологии в 11-м классе Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок экологии в 11-м классе Проблема ликвидации твердых бытовых отходов и пути ее решения


Автор(ы): Жданова Любовь Витальевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • дать понятие “твердые бытовые отходы”;
  • акцентировать внимание на проблемах,
  • возникающих с увеличением их количества, совместно с обучающимися найти возможные варианты их решения.
Задачи:
Образовательная:
  • Изучить проблему ликвидации твердых бытовых отходов, предложить пути ее решения и научиться обращаться с ТБО.
Развивающая:
  • Развивать навыки исследования, определив общее количество бытовых отходов населенного пункта – села Ронга и их процентное распределение по разным категориям.
Воспитательная:
  • Вместе с обучающимися попытаться найти ответ на вопрос “Что могу сделать я в решении данной проблемы?”
Оборудование: Образцы твердых бытовых отходов, относящихся к разным категориям: бумага, стекло, железные банки, батарейки, пластмасса, древесина; таблица, отражающая анализ бытовых отходов нашего села, самодельные муляжи контейнеров для раздельного сбора мусора, Интернет.
Метод: создание проблемной ситуации, доклады учащихся, практическая работа, использование национально-регионального компонента
Ход урока
Начало урока.
Переход к изучению новой темы.
У нас у всех есть свой дом, и каждый из нас хочет, чтобы его дом был чистым и безопасным.
Скажите, ребята, что вы считаете сейчас свои домом?
(Дети называют свой адрес: с. Ронга.)
А что вы будете считать своим домом, когда поедете учиться в другой город? (Республику Марий Эл.)
А когда вы находитесь в другой стране – ваш дом это – (Россия.)
А что, считают домом космонавты, которые находятся на орбите. (Планета Земля.)
Земля – наш общий дом, который превращается в огромную свалку.
Моя планета – человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Современная экономика поощряет расточительство, новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай...
А старые, но еще годные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Вопрос: “Куда деть мусор” становится все актуальнее.
Ребята, как вы думаете:
  1. Жители, какого города являются мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов? (Нью-Йорк.)
  2. Какую страну называют мусорным ящиком Европы? (Британию.)
  3. Есть ли наука, которая занимается мусором? (Да, есть. Это ГАРБОЛОГИЯ – мусороведение.)
Новая тема.
1. Мусор – что это такое и откуда берется.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, оберточной бумаги и заканчивая изношенной одеждой, разбитой посудой и бытовой техникой. Общий термин для вышеназванных материалов – твердые бытовые отходы (демонстрация раздаточного материала).
На протяжении многих лет количество твердых бытовых отходов возрастает: отчасти из-за роста населения, но в основном из-за изменения образа жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов. Давайте ответим на вопросы:
2. Много ли мусора и какова его судьба?
А) Доклад ученика о проделанной им работе, по анализу и количеству бытовых отходов в его семье.
Цель работы:
– Определить общее количество бытовых отходов и их процентное распределение по разным категориям в пределах одной квартиры.
– Рассчитать количество отходов, приходящие на одного члена семьи.
– Рассчитать количество отходов в одном жилом микрорайоне нашего села.
Результаты работы представляются в виде следующей таблицы:
Бумага Пищевые отходы Стекло Железо Пластмассы Древесина Прочее
Обертки Хлебо-булочные изделия Разбитые бутылки Консервные банки Старые игрушки Дверная ручка
Тетради Остатки картофеля Лампочки Использованные батарейки
Алюминиевые банки
Сломанные розетки Сломанные карандаши
Пачки от сигарет Луковая шелуха
41% 21% 15% 10% 5% 5% 3%
Количество отходов, приходящееся на 1 человека – 0,7 кг.
Примерное количество отходов, приходящееся на 1 жилой микрорайон /200 жителей / – 140 кг.
ВЫВОД: отходов много, основная часть их приходится на бумагу и пищевые отходы.
Вопрос: как избавится от отходов?
Б) Сообщение о судьбе мусора, который вывозится из нашего села, подготовленное учащимися, посетившими местный муниципалитет.
(Из сообщений следует, что мусор вывозится на свалку).
3. Свалка – выход ли это?
Открытые горящие свалки.
А) Вплоть до 1960 года большая часть твердых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках, но при этом:
– они дымили, распространяя зловоние, и служили рассадником мух, крыс;
– продукты сгорания уносились в атмосферу и являлись одной из причин загрязнения воздуха.
К концу 1960-х и началу 1970-х открытые горящие свалки запретили.
Б) Как альтернатива: использовались захоронения (могильники).
Мусор зарывали в землю или вываливали на нее и засыпали тонким слоем земли. При этом удавалось избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных, но возникали более серьезные проблемы: вымывание веществ и загрязнение грунтовых вод.
Вода с растворенными загрязнителями называется фильтратом. Когда он проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с разлагающейся органикой находится железо, ртуть, свинец, цинк и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, причем все это густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами.
Неграмотный выбор мест захоронений и отсутствие мер предосторожности позволяет всему этому зелью попадать в подземные водоносные горизонты. Кроме этого происходит:
– образование метана.
Разложение идет без доступа воздуха – анаэробно, при этом образуется так называемый, биогаз, который на 2 состоит из метана. Он распространяется по земле горизонтально, попадая в подвалы зданий, накапливаясь там, взрываясь при зажигании. Официально зарегистрировано более 20 взрывов.
– Просадка грунта.
При гниении продуктов постепенно происходит просадка грунта, в образовавшемся углублении скапливается вода, и участок постепенно превращается в болото.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.01 | Просмотров: 1489

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340