Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с учебником в процессе изучения курса химии
Автор(ы): Соболева Элла Анатольевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник — это основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель. Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Целесообразно предлагать задания нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный в учебнике вопрос (задания на воспроизведение знаний). Наиболее трудны задания, при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, например формулировка выводов о закономерном изменении свойств веществ, образованных химическими элементами одной или разных групп периодической системы Д. И. Менделеева, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научить учащихся использовать книгу при выполнении домашних заданий. При изучении темы «Подгруппа азота» я обычно предлагаю учащимся самостоятельно рассмотреть по учебнику производство аммиака и химические реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника сочетается с объяснением учителя, что помогает учащимся проконтролировать себя. Приступая к изучению каждого вопроса, разъясняю учащимся учебные цели, а также определяю и воспитательные: научиться рационально планировать свою деятельность на уроке, работать с учебником, логически осмысливать изучаемый материал. Урок по теме «Производство аммиака» В начале урока задаю учащимся вопрос: почему возникла необходимость в промышленном получении аммиака? В процессе беседы они приходят к правильным выводам. Далее предлагаю учебное задание (независимо от того, где изучается материал — на уроке или дома, важно, чтобы учащиеся получили четко сформулированное, конкретное учебное задание). Учебное задание по теме «Производство аммиака» Раздел I 1. В промышленности аммиак получают при взаимодействии азота и водорода. Составьте уравнение этой реакции, если известно, что она экзотермическая и обратимая. В случае возникших затруднений обратитесь к учебнику (Во всех заданиях указаны ссылки на конкретные страницы учебника, по которому занимаются учащиеся). 2. Какое сырье необходимо для производства аммиака? Подумайте, как и откуда его можно получить. Кратко запишите ответы в тетрадь. 3. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь условия проведения реакции (температура, давление, катализатор). 4. Найдите в учебнике ответы на вопросы 4.1-4.4. 4.1 К чему приведет понижение температуры ниже 400 °С€ 4.2 Почему нельзя повысить температуру выше 500 °С€ Подтвердите ответ данными из таблицы. 4.3. Почему необходимо вести процесс при высоком давлении (30-100 МПа)? Подтвердите ответ данными из таблицы. 4.4. Как влияет повышение давления на смещение химического равновесия? Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно. Раздел II - Рассмотрите схему производства аммиака. Под заголовком «Основные аппараты для производства аммиака» выпишите в тетрадь названия основных аппаратов, обозначенных на схеме.
- Прочитайте описание процесса производства аммиака. Анализируя прочитанное и используя схему, объясните устройство и принцип работы колонны синтеза, холодильника и сепаратора.
Подготовьтесь отвечать на данные вопросы устно. - Сделайте вывод о том, какие принципы производства используются при получении аммиака. Запишите их в тетрадь.
Приблизительно через 15 мин после начала работы над заданием провожу фронтальную беседу по вопросам раздела I. Учащиеся активно участвуют в обсуждении и проверяют записи в тетрадях. Основные положения записываю на доске. После этого учащиеся продолжают работать над разделом II. Выполнение задания этого раздела проверяю в ходе фронтальной беседы с использованием таблиц и плакатов. Дополняю ответы учащихся сведениями об устройстве и принципах работы основных аппаратов. В результате на классной доске и в тетрадях учащихся получается конспект примерно следующего содержания. Производство аммиака N2 + 3H2 ←→ 2NH3 + Q Реакция обратимая, экзотермическая, каталитическая. Сырье N2 - из воздуха (78 % N2; 21 % 02). Метод разделения основан на различии температур кипения газов: t кип.(N2) = -196°С, t кип (02) = -183°C. Н2 — из природного газа (конверсия метана СН4 + Н20 ←→ СО + ЗН2); коксового газа; при электролизе воды.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.02 | Просмотров: 1326
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|