Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогитческого колледжа
Автор(ы): Пупынина Инесса Александровна, преподаватель педагогики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Новые социально - экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образовательных учреждений в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Современное общество ставит перед педагогической наукой задачи по формированию и развитию личности педагога, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в воспитательно-образовательном процессе. В связи с этим безусловным требованием подготовки будущего педагога является вооружение знаниями учебных дисциплин, развитие его профессиональных качеств, формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению и воспитанию учащихся, развитие его творческих способностей. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Это объясняется, во-первых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. Во-вторых, в 1999 году в итальянском городе Болонья министры образования европейских стран подписали специальную декларацию, согласно которой к 2010 году вся Европа должна перейти на единую систему высшей школы и взаимного признания дипломов. В-третьих, меняются методы работы школы, среднего специального учебного заведения, вуза, акцент делается на самостоятельной работы обучающихся. В-четвертых, учебные занятия ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. В-пятых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Педагогический колледж, как учреждение среднего профессионального образования, призван не только решить задачи профессиональной подготовки будущего педагога, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего педагога-исследователя. Грамотно организованная научно-исследовательская работа студентов способствует формированию навыков углубленной самостоятельной работы, научного мышления, творческих способностей, готовит их к непрерывному образованию, ориентирует на эффективное самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность. За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждая новая работа отличается от предыдущей возрастающей степенью трудности и объемом. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студентов. Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии. В разработке проблемы подготовки педагогов-исследователей, накоплен богатый опыт. Значительный вклад в рассмотрение вопросов общепедагогической подготовки педагогов-исследователей внесли В.А. Сластенин, Л.Н. Давыдов, Е.К. Елманова, И.Ю.Ерофеев, В.В. Краевский и др. На развитие педагогических исследовательских умений и навыков у студентов, существенное влияние оказала разработанная нами последовательность этапов проведения исследовательской работы: Этапы выполнения исследовательской работы | Содержание работы | Срок выполнения | 1-й этап – подготовка к исследованию | Определение методологических основ проблемы исследования: | | Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования; | | Определение объектной и предметной области исследования; | | Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования; | | Подготовка к организации и проведению исследования: | | Выявление противоречий определяющих проблему исследования; | | Определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, структуры исследования; | | Выбор методов и методологических основ исследования, а также конкретной базы для проведения исследования; | | Оформление обоснования темы исследования. | | 2-й этап - теоретическое обоснования темы | Подготовка теоретического обоснования темы исследования: | | Изучение теоретических основ избранной темы исследования и их изученность в психолого-педагогической литературе; | | Уточнение и формулировка основных понятий исследуемой проблемы | | Анализ позиции педагогов и психологов по изучаемой проблеме | | Оформление теоретического обосн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.02 | Просмотров: 1415
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|