Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации для подготовки учащихся 8-го класса к проведению химического эксперимента - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Методические рекомендации для подготовки учащихся 8-го класса к проведению химического эксперимента


Автор(ы): Ильина Инна Георгиевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый год миллионы юношей и девушек впервые открывают двери самого загадочного школьного кабинета, за которыми что-то непривычно пахнет, иногда что-то взрывается…
Данный материал поможет школьникам освоить основные приемы экспериментирования в химической лаборатории, на доступном уровне познакомиться с научными методами познания.
1. Учимся наблюдать
Научное наблюдение называют целенаправленным, то есть его проводят с определенной целью. Чаще всего цель наблюдения – это ответ на какой-либо вопрос, связанный с решением научной
(учебной) задачи, или с практическим проблемами, например с теми, которые возникают в реальной жизни.
Сформулировать цель наблюдения – это значит сформулировать вопрос, на который нужно ответить, и гипотезу (ответ), которую нужно проверить. Важно, чтобы исследователь был лично заинтересован в достижении цели; экспериментатор обязательно должен подготовиться к наблюдению и составить программу наблюдений.
Вот несколько признаков научного наблюдения:
  1. Цель
  2. Необходимость
  3. Личный интерес
  4. Подготовка к наблюдению
  5. Программа наблюдений
Ваши наблюдения будут более успешными, если вы понимаете их необходимость. Давайте попробуем конкретизировать рассмотренную выше схему на примере.
Для начинающих химиков очень важно разграничивать понятия “смотреть” и “видеть”.
Смотреть
– устремлять, направлять взгляд на что-либо.
Видеть – воспринимать зрением, сознавать, понимать, чувствовать.
Примите несколько советов:
  1. Наблюдение должно быть направлено на сбор максимальной информации. На этапе наблюдения еще нельзя отчленить существенную информацию от несущественной. Гипотеза в этом случае может и отсутствовать.
  2. Информация, по возможности, должна носить не только качественный, но и количественный характер.
  3. В выводах следует объяснять смысл наблюдаемого.
Практическое занятие: “Изучение строения пламени”.
Цель -
Ознакомиться со строением пламени. Я должен понять, где в пламени “холодная” часть, а - где самая горячая.
Необходимость – Для осуществления многих процессов предметы, вещества нагревают в пламени горючих материалов. При горении расходуется топливо. Если процесс горения выйдет из-под контроля, может произойти пожар. Пожар – горение, которое человек стремится прекратить. Значит, знание строения пламени поможет разумно расходовать топливо и бороться с пожарами.
Личный интерес – Я использую горение при приготовлении и разогревании еды. Нужно знать, как правильно использовать огонь для нагревания, как бороться с пожаром.
Подготовка к наблюдению – Ознакомиться с инструкцией, рассмотреть рисунки, на которых изображено строение пламени и опыты по его изучению. Понять устройство и назначение оборудования: тигельных щипцов, пробиркодержателя. Выяснить, как держать стеклянную палочку, лучинку.
Для проведения работы мне потребуются: свеча, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, лучинка, огнезащитная прокладка. Нужно подумать, как правильно расположить все это на рабочем месте.
Программа наблюдений (этапы исследования)
Что делаю? Что наблюдаю?
1. Зажигаю свечу. _______________________________________
2. Тигельными щипцами держу стеклянную пластинку над пламенем свечи. Пластинка ____________________________________________________________________
Копоть – это мельчайшие частицы угля. Отсюда следует, что раскаленные светящиеся частицы угля находится в пламени.
3. Вношу один конец стеклянной трубки в пламя около фитиля и поджигаю лучинкой пары, выходящие из другого отверстия трубки. Пары _________________________________________________________________________
Это пары парафина, из которого сделана свеча. Значит, около фитиля парафин только испаряется, но еще не горит.
4. “Протыкаю” лучинкой пламя свечи в самой широкой его части и через секунды вынимаю лучинку из пламени. Лучинка ________________________________________________________________________
Значит, самая горячая часть пламени________
________________________________________
Выводы:
  1. Пламя имеет сложное строение.
  2. Самая горячая часть пламени - ________________________________________
  3. Тень от пламени свечи появляется потому, что ___________________________
2. Очистка веществ.
Химики под словом “вещество” всегда понимают чистое вещество. В жизни же мы практически никогда не имеем дело с чистыми веществами: воздух, которым мы дышим в лесу далеко от промышленных объектов и который мы называем чистым, на самом деле представляет собой смесь газов; чистая родниковая вода, которую мы с удовольствием пьем, всегда содержит множество растворенных веществ, придающих ей необыкновенный вкус…
Во время проведения практических занятий учащиеся будут не только очищать вещества, но и учиться правильно обращаться с лабораторным оборудованием и подробно фиксировать свои наблюдения.
Для развития познавательной активности учащихся, в данном случае, используются следующие методы: практические (химический эксперимент), проблемно-поисковые.
Задание: К нам в руки попала старая школьная тетрадь. Время стерло отдельные слова. Попробуйте восстановить текст:
“Задание: разделить смесь сахарного песка и древесных опилок. Рассмотрел смесь. Она имеет _______________цвет. В ней хорошо видны частицы________________ и _______________. Интересно, является ли цвет смеси её постоянным составом? От чего он зависит? Сладкая ли смесь на вкус?___________________________________________________________________
Добавил в смесь воды. Наблюдал, как частицы _____________растворяются в ней. Видимо, молекулы _________________ равномерно распределяются между молекулами воды. Древесные опилки __________________________________________________.
Профильтровал смесь. _________________________________задерживаются фильтром, а раствор_____________________(фильтрат) собирается в стакане. Перелил фильтрат в _________________________ и выпарил _______________. При нагревании ______________ испаряется, в ______________________остаются кристаллики __________________________”.

По описанию составьте план проведения эксперимента и, если возможно, поставьте запланированные опыты. Сделайте рисунки и выводы.
3. Как решать экспериментальные задачи.
Идентификация вещества – сложная задача. Её можно решить только экспериментальным путем. Задачу, которую можно решить, только поставив опыт, называют экспериментальной задачей. Установление состава вещества или смеси веществ относят к экспериментальным задачам.
Решение экспериментальных задач – это проведение химических опытов.
Для обучения учащихся умению решать экспериментальные задачи рекомендую использовать такие методы обучения, как химический эксперимент, логический (анализ, выделение главного), проблемно-поисковый и др.
Решая экспериментальные задачи, учащимся придется самостоятельно думать, для чего, что и как делать.
Учащимся необходимо объяснить, что для успешного решения экспериментальных задач, требуется обосновывать свои практические действия.
Предлагаю пять советов учащимся, начинающим решать экспериментальные задачи:
1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план
(обоснование, техника проведения опытов). Почему?______________________________
2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. Зачем? ________________
3. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы, чтобы ________________________________________.
4. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всеми веществами. Иначе ___________________________________.
5. Во время урока соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось. Это важно, потому, что_____________________________________________.
Приводим пример решения экспериментальной задачи.
Дан раствор гидроксида кальция. Получите карбонат кальция, а из него – хлорид кальция.
Техника решения задач данного типа:

1. Напишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними – название класса, к которому принадлежит вещество.
Гидроксид кальция Карбонат кальция Хлорид кальция
Са(ОН)2 _________________ _________________
Основание

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.02 | Просмотров: 1568

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340