Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Методические рекомендации для подготовки учащихся 8-го класса к проведению химического эксперимента
Автор(ы): Ильина Инна Георгиевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый год миллионы юношей и девушек впервые открывают двери самого загадочного школьного кабинета, за которыми что-то непривычно пахнет, иногда что-то взрывается… Данный материал поможет школьникам освоить основные приемы экспериментирования в химической лаборатории, на доступном уровне познакомиться с научными методами познания. 1. Учимся наблюдать Научное наблюдение называют целенаправленным, то есть его проводят с определенной целью. Чаще всего цель наблюдения – это ответ на какой-либо вопрос, связанный с решением научной (учебной) задачи, или с практическим проблемами, например с теми, которые возникают в реальной жизни. Сформулировать цель наблюдения – это значит сформулировать вопрос, на который нужно ответить, и гипотезу (ответ), которую нужно проверить. Важно, чтобы исследователь был лично заинтересован в достижении цели; экспериментатор обязательно должен подготовиться к наблюдению и составить программу наблюдений. Вот несколько признаков научного наблюдения: - Цель
- Необходимость
- Личный интерес
- Подготовка к наблюдению
- Программа наблюдений
Ваши наблюдения будут более успешными, если вы понимаете их необходимость. Давайте попробуем конкретизировать рассмотренную выше схему на примере. Для начинающих химиков очень важно разграничивать понятия “смотреть” и “видеть”. Смотреть – устремлять, направлять взгляд на что-либо. Видеть – воспринимать зрением, сознавать, понимать, чувствовать. Примите несколько советов: - Наблюдение должно быть направлено на сбор максимальной информации. На этапе наблюдения еще нельзя отчленить существенную информацию от несущественной. Гипотеза в этом случае может и отсутствовать.
- Информация, по возможности, должна носить не только качественный, но и количественный характер.
- В выводах следует объяснять смысл наблюдаемого.
Практическое занятие: “Изучение строения пламени”. Цель - Ознакомиться со строением пламени. Я должен понять, где в пламени “холодная” часть, а - где самая горячая. Необходимость – Для осуществления многих процессов предметы, вещества нагревают в пламени горючих материалов. При горении расходуется топливо. Если процесс горения выйдет из-под контроля, может произойти пожар. Пожар – горение, которое человек стремится прекратить. Значит, знание строения пламени поможет разумно расходовать топливо и бороться с пожарами. Личный интерес – Я использую горение при приготовлении и разогревании еды. Нужно знать, как правильно использовать огонь для нагревания, как бороться с пожаром. Подготовка к наблюдению – Ознакомиться с инструкцией, рассмотреть рисунки, на которых изображено строение пламени и опыты по его изучению. Понять устройство и назначение оборудования: тигельных щипцов, пробиркодержателя. Выяснить, как держать стеклянную палочку, лучинку. Для проведения работы мне потребуются: свеча, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, лучинка, огнезащитная прокладка. Нужно подумать, как правильно расположить все это на рабочем месте. Программа наблюдений (этапы исследования) Что делаю? | Что наблюдаю? | 1. Зажигаю свечу. | _______________________________________ | 2. Тигельными щипцами держу стеклянную пластинку над пламенем свечи. | Пластинка ____________________________________________________________________ Копоть – это мельчайшие частицы угля. Отсюда следует, что раскаленные светящиеся частицы угля находится в пламени. | 3. Вношу один конец стеклянной трубки в пламя около фитиля и поджигаю лучинкой пары, выходящие из другого отверстия трубки. | Пары _________________________________________________________________________ Это пары парафина, из которого сделана свеча. Значит, около фитиля парафин только испаряется, но еще не горит. | 4. “Протыкаю” лучинкой пламя свечи в самой широкой его части и через секунды вынимаю лучинку из пламени. | Лучинка ________________________________________________________________________ Значит, самая горячая часть пламени________ ________________________________________ | Выводы: - Пламя имеет сложное строение.
- Самая горячая часть пламени - ________________________________________
- Тень от пламени свечи появляется потому, что ___________________________
2. Очистка веществ. Химики под словом “вещество” всегда понимают чистое вещество. В жизни же мы практически никогда не имеем дело с чистыми веществами: воздух, которым мы дышим в лесу далеко от промышленных объектов и который мы называем чистым, на самом деле представляет собой смесь газов; чистая родниковая вода, которую мы с удовольствием пьем, всегда содержит множество растворенных веществ, придающих ей необыкновенный вкус… Во время проведения практических занятий учащиеся будут не только очищать вещества, но и учиться правильно обращаться с лабораторным оборудованием и подробно фиксировать свои наблюдения. Для развития познавательной активности учащихся, в данном случае, используются следующие методы: практические (химический эксперимент), проблемно-поисковые. Задание: К нам в руки попала старая школьная тетрадь. Время стерло отдельные слова. Попробуйте восстановить текст: “Задание: разделить смесь сахарного песка и древесных опилок. Рассмотрел смесь. Она имеет _______________цвет. В ней хорошо видны частицы________________ и _______________. Интересно, является ли цвет смеси её постоянным составом? От чего он зависит? Сладкая ли смесь на вкус?___________________________________________________________________ Добавил в смесь воды. Наблюдал, как частицы _____________растворяются в ней. Видимо, молекулы _________________ равномерно распределяются между молекулами воды. Древесные опилки __________________________________________________. Профильтровал смесь. _________________________________задерживаются фильтром, а раствор_____________________(фильтрат) собирается в стакане. Перелил фильтрат в _________________________ и выпарил _______________. При нагревании ______________ испаряется, в ______________________остаются кристаллики __________________________”. По описанию составьте план проведения эксперимента и, если возможно, поставьте запланированные опыты. Сделайте рисунки и выводы. 3. Как решать экспериментальные задачи. Идентификация вещества – сложная задача. Её можно решить только экспериментальным путем. Задачу, которую можно решить, только поставив опыт, называют экспериментальной задачей. Установление состава вещества или смеси веществ относят к экспериментальным задачам. Решение экспериментальных задач – это проведение химических опытов. Для обучения учащихся умению решать экспериментальные задачи рекомендую использовать такие методы обучения, как химический эксперимент, логический (анализ, выделение главного), проблемно-поисковый и др. Решая экспериментальные задачи, учащимся придется самостоятельно думать, для чего, что и как делать. Учащимся необходимо объяснить, что для успешного решения экспериментальных задач, требуется обосновывать свои практические действия. Предлагаю пять советов учащимся, начинающим решать экспериментальные задачи: 1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование, техника проведения опытов). Почему?______________________________ 2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. Зачем? ________________ 3. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы, чтобы ________________________________________. 4. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всеми веществами. Иначе ___________________________________. 5. Во время урока соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось. Это важно, потому, что_____________________________________________. Приводим пример решения экспериментальной задачи. Дан раствор гидроксида кальция. Получите карбонат кальция, а из него – хлорид кальция. Техника решения задач данного типа: 1. Напишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними – название класса, к которому принадлежит вещество. Гидроксид кальция | Карбонат кальция | Хлорид кальция | Са(ОН)2 | _________________ | _________________ | Основание |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.02 | Просмотров: 1568
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|