Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе. Тема: Героическое, трагическое и психологическое звучаниеновеллы Б.С. Житкова Механик Салерно - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе. Тема: Героическое, трагическое и психологическое звучаниеновеллы Б.С. Житкова Механик Салерно


Автор(ы): Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
познавательные
  • чтение и филологическое комментирование художественного произведения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического комментариев худ. текста (новеллы);
  • приобретение навыков лингвистического анализа худ. произведения;
  • формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
  • подготовка к ЕГЭ;
развивающее
  • развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
  • формирование эстетического вкуса и приобретение учащихся к творчеству Б.С. Житкова
воспитывающие
  • воспитания внимания к худ. слову;
  • развитие любви к русской литературе.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета Б.С. Житков. Жизнь и судьба. Уголок внеклассного чтения Произведения для самостоятельного чтения 6 класс.
Ход урока
Вступительная часть.

Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску).
Учитель:
Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги - глава 14.
1. Почему механик Салерно плачет?
(Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....)
Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину?
Искать глаголы. Работа над лексикой
(Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.)
а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы?
(Важную роль, передают состояние души героя. Душа - страдает, человек
- нервничает).
б) Что происходит с лицом?
(Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он - осунулся)
Почему?
(Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице)

2.
Вывод учителя:

Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет
(элементы портрета).
Учитель: мастерски писатель изображает картины природы.
3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь?
(Красные пенистые волны, черный дым из труб, пароход летит вперёд)
- Природа спокойна или тревожна?
(Тревожна)
- Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа?
(При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов.
С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты черный дым, красные буруны, горели красным отсветом.
Метафора горели уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.)
Черный [дым] символизирует смерть.
Метафора
змеёй валил позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный!)
-Куда, же летит пароход?
(Навстречу смерти)
Вывод учителя;
Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать.

- Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)?
(Работал до самозабвения, работал без памяти. Хотел спасти людей),
- Отличается от плачущего?
(Да. Взял себя в руки, целеустремленный, собранный).
4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17).
(Люди работали дружно, в лад. Умело руководил).
5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным?
(Спасение пассажиров, экипажа).
- Как ведут себя люди в экстремальной ситуации?
(По-разному. Покидают пароход. Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам.
- Все? - спросил капитан.
- Да. Двести три человека! - крикнул снизу Салерно. Команда молча, по - одному, сходила вниз.)
- Какова авторская позиция?
(Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя)
- Кто ведет себя достойно, героически?
(Гропани, капитан, механик-- они рисковали своей жизнью.)
- Какое чувство они у тебя вызывают?
(Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей.
Антипатии - низко, отвратительно ведет себя испанец. Думал только о себе. Житков воспевал героизм.)

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.03 | Просмотров: 1436

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340