Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Урок внеклассного чтения по литературе в 6-м классе. Тема: Героическое, трагическое и психологическое звучаниеновеллы Б.С. Житкова Механик Салерно
Автор(ы): Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: познавательные чтение и филологическое комментирование художественного произведения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического комментариев худ. текста (новеллы); приобретение навыков лингвистического анализа худ. произведения; формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора; подготовка к ЕГЭ; развивающее развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья; формирование эстетического вкуса и приобретение учащихся к творчеству Б.С. Житкова воспитывающие воспитания внимания к худ. слову; развитие любви к русской литературе. Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета Б.С. Житков. Жизнь и судьба. Уголок внеклассного чтения Произведения для самостоятельного чтения 6 класс. Ход урока Вступительная часть. Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску). Учитель: Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги - глава 14. 1. Почему механик Салерно плачет? (Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....) Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину? Искать глаголы. Работа над лексикой (Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.) а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы? (Важную роль, передают состояние души героя. Душа - страдает, человек - нервничает). б) Что происходит с лицом? (Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он - осунулся) Почему? (Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице) 2. Вывод учителя: Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет (элементы портрета). Учитель: мастерски писатель изображает картины природы. 3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь? (Красные пенистые волны, черный дым из труб, пароход летит вперёд) - Природа спокойна или тревожна? (Тревожна) - Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа? (При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов. С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты черный дым, красные буруны, горели красным отсветом. Метафора горели уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.) Черный [дым] символизирует смерть. Метафора змеёй валил позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный!) -Куда, же летит пароход? (Навстречу смерти) Вывод учителя; Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать. - Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)? (Работал до самозабвения, работал без памяти. Хотел спасти людей), - Отличается от плачущего? (Да. Взял себя в руки, целеустремленный, собранный). 4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17). (Люди работали дружно, в лад. Умело руководил). 5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным? (Спасение пассажиров, экипажа). - Как ведут себя люди в экстремальной ситуации? (По-разному. Покидают пароход. Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам. - Все? - спросил капитан. - Да. Двести три человека! - крикнул снизу Салерно. Команда молча, по - одному, сходила вниз.) - Какова авторская позиция? (Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя) - Кто ведет себя достойно, героически? (Гропани, капитан, механик-- они рисковали своей жизнью.) - Какое чувство они у тебя вызывают? (Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей. Антипатии - низко, отвратительно ведет себя испанец. Думал только о себе. Житков воспевал героизм.)
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.03 | Просмотров: 1436
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|