Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая


Автор(ы): Москвичёва Елена Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок рассчитан на учащихся старших классов (9-11 кл.)
Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока – подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам.
Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).
Для актуализации темы проводится микроисследование мнений в коллективе, исследуются исторические документы, для активизации мышления учащихся используются проблемные вопросы и обращение к личной эмпатии учащихся.
Итогом размышлений учащихся на уроке станет творческая работа, предполагающая осмысление нравственной проблемы, поднятой писателем в произведении, и обращение к культурным традициям других народов.
Цели:
  • Общая – подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведет к насилию и жертвам.
  • Частная – совершенствовать навыки анализа художественного произведения (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный герой, время и пространство художественного произведения)
План:
  1. Актуализация темы. Микроисследование.
  2. Проверка индивидуального домашнего задания. Историческая справка.
  3. Чтение эпизодов о депортации населения Кавказа. Анализ эпизода
  4. Положительный и отрицательный герой.
  5. Время и пространство художественного произведения.
  6. Определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа
  7. Творческая работа.
Ход урока
1. Актуализация темы. Микроисследование.

Национальная рознь, национальная вражда... Нетерпимость к человеку с другим языком, цветом кожи, другой культурой. То в одной стране, то в другой вспыхивают межнациональные конфликты. Что стоит за этим? Что питает это чувство? Попробуем провести небольшое микроисследование по этой теме:
На чем держится национальная вражда?
A) личная неприязнь
Б) превосходство одних народов над другими
B) идея, объединяющая людей
Г) собственный вариант
(Подведение итогов анкетирования и социализация результатов)
Вывод: действительно, редко межнациональная вражда держится на личной неприязни, тем более, нельзя утверждать, что какой-то один народ превосходит другой, нет плохих народов, есть плохие люди; скорее всего, национальные конфликты вспыхивают из-за идей, культивируемых теми, кто рвется к власти любой ценой.
Сегодня в центре нашего внимания эта тема, рассматриваемая сквозь призму детских судеб повести А. Приставкина" Ночевала тучка золотая".
2. Проверка индивидуального домашнего задания.
1). Историческая справка о переселении народов Кавказа в 30-40 г.

В конце 30-х годов – начале 40-х в нашей стране произошли трагические события: насильственно переселялись с Кавказа целые народы по личному указанию Сталина. Воспроизвести эти события помогут некоторые документы, сохранившиеся в архивах государства.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
Товарищу Сталину
"Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов.
По 28 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей. Погружены 180 эшелонов, из которых 159 уже отправлены к месту нового поселения...
Л.Берия. 1.03.1944 г".
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
Товарищу Сталину
"...В проведении операции принимали участие 19 тысяч оперативных работников НКВД_ГКГБ и Смерш и до 100 тысяч офицеров и бойцов НКВД, стянутых с различных областей. В результате проведенных 3-х операций выселено в восточные районы СССР 650 тысяч чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев.
7.03.44 г. Нарком Внутренних дел Союза ССР Лаврентий Берия".
Лаврентий Берия был награжден за эту операцию орденом Суворова 1-й степени, орденом, которым по статусу должны награждаться командующие фронтов и армий за победу в боях в масштабе фронтовой или армейской операции.
Из записки заведующего сектором отдела административных органов ЦК КПСС В. Текунова и сотрудника Главной прокуратуры Т. Дорофеева от 31.10 1956 г.:
"По заявлению товарища Мальсагова и других жителей Галанчжогского района, необходимых средств для перевозки через горы детей, больных и престарелых людей подготовлено не было, а имеющиеся у населения лошади и буйволов в день переселения были изъяты. В связи с этим жители должны были совершить двух-трехсуточный переход по заснеженным горным тропам. Собранным на хуторе Хайбхой жителям Сельсовет, представители НКВД предъявили, что все больные и престарелые должны остаться на месте для лечения и перевозки в плоскостные района. По свидетельству очевидцев, значительное число граждан, в основном женщины с детьми, больные и старики были отделены от общей колонны.
После увода переселяемых солдаты завели оставленных жителей в большой колхозный сарай и подожгли его, а находившихся там людей стали расстреливать из автоматов и пулеметов".
За скупыми строчками документов кроются судьбы миллионов людей, тысячи из которых так и не доехали до своей новой родины, умирая в пути от тифа и голода.
После 20 съезда КПСС кавказская акция будет названа своим именем: беззаконие, произвол.
Репрессированным народам будет разрешено вернуться на земли отцов, вновь будет восстановлена их автономия. Это будет только в 1957 году.
2) Чтение эпизодов о депортации населения.
Зачитайте эпизоды, в которых автор изображает высылаемых с Кавказа людей. (гл. 6).
– Почему встреча главного героя со " странным вагоном" изображена задолго до трагических событий в жизни детей на Кавказе?
("Об одном, что видел тут, на станции, он промолчал. О странных вагонах на дальнем тупике за водокачкой... И забылась, стерлась странная такая встреча на станции Кубань с эшелоном, из которого к нам тянули руки наши сверстники: "Хи! Хи!" Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы были связаны одной судьбой").
Так задолго до трагических событий в жизни детей Кавказа автор намечает будущий конфликт повести.
3. Анализ эпизода ( гл. 29).

Обратимся к эпизоду "Колька и Алхузур". Почему один из Кузьменышей, потеряв свою вторую половинку, принял Алхузура, который, ничем не был похож на брата? Что это, может, просто привычка, что рядом есть кто-то?
У детей все определяется гораздо проще: главное не национальность, а нравственные качества человека.
Проследите по тексту, приведите примеры, как крепнет дружба детей. (Алхузур выкармливает Кольку во время болезни. Колька раскрывает тайну " заначки". Спасение солдата.. Клятва на крови.)
Почему Кольку в отличие от Алхузура не трогает разорение кладбища? Воспитывавшийся в детдоме, он был оторван от семьи, лишен корней, поэтому страх Алхузура ему не понятен.
4. Положительный и отрицательный герой (гл. 29-30).

– Рассматривая главы повести, мы встретимся и с эпизодическими героями. Дети-сироты, русский мальчишка Колька и чеченец Алхузур, спасаясь от бесплодной ненависти взрослых, скрываются в полуразрушенном доме и от солдат, и от чеченцев. Найдите и зачитайте эти эпизоды.
– Ваше мнение, почему Алхузур так панически боится солдата, прячется от него, скрывая лицо?
Для чего советские солдаты выламывают огромные каменные плиты, могильные камни, и вывозят их, сбрасывая в ущелье?
Почему чеченец хотел убить Кольку?
Можно ли солдата и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.03 | Просмотров: 1317

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340