Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование образовательного потенциала группового способа обучения на уроках химии
Автор(ы): Юрецкая Татьяна Григорьевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей. Принципы ГСО: Класс разбивается на несколько небольших групп (по З–7 чел), в основе деления лежат 2 признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений учащихся. Каждая группа получает свое задание (путеводитель). Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными. Внутри группы между участниками распределяются роли: консультант, генератор идей, слушатель и т.п. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками, результат представляется всему классу. Алгоритм ГСО на уроке: Подготовка к выполнению задания (раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата) Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы) Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия). Части урока соотносятся между собой 1:6:2 Правила конструирования заданий для групп: количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе; в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы; количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяется в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной активности учащихся. Подготовка к применению ГСО на уроках: диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности (см. приложение 1); обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного и продуктивного уровня; обучение приемам работы с текстом; обучение распределению обязанностей в парах и группах и сотрудничеству в работе. ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ Обоснование к применению. По мотивам и содержанию общения учащихся: общение – основной вид деятельности для данного возраста; подчинение своих интересов нормам коллективной жизни; “Я–концепция”; усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных. По развитию интеллектуальной сферы: недостаточное развитие логического мышления; преобладание невербального интеллекта над вербальным; слабое владение приемами рациональной переработки информации. По отношению к предметному содержанию: необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы; освоение химического языка; необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности. Методические приемы: проблемные ситуации; познавательные задачи; моделирование и алгоритмирование; свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты; использование занимательного материала; лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д. Формы проверки достижения результатов: контроль учителя; контроль товарищей по группе; взаимоконтроль; самоконтроль; как следствие – адекватная самооценка. Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности. Проект урока Тема урока: Классы неорганических соединений (урок – упражнение). Характеристика темы. Данный урок является 8-м уроком в теме “Соединение химических элементов” в курсе химии 8-го класса по программе О.С. Габриеляна. Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению. Триединая дидактическая цель (ТДЦ): Образовательный аспект: создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей. Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии. Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами. Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся: Репродуктивный уровень: знать определение оксидов, кислот, оснований, солей; уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму; различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов. Конструктивный уровень: понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам. Творческий уровень: уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА Урок-упражнение “Классы неорганических соединений” Путеводитель №1 (время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов. - Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
- Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
- Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:
– определение класса; – примеры соединений. Запишите примеры с карточек в тетрадь. - Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.
- Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.
- Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.
Путеводитель № 2 (см. блок информации № 1) Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии. Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп. 1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется? 2-я группа. Где применяется едкий натр? 3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”. 4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой? 5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем. 6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли). Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее? Путеводитель № 3. Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла. Путеводитель № 4. Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности. 1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований. 2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот. Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество. Путеводитель № 5. Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения. 3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок. 2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим. 1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный. Блок информации № 1. История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой. Автор – Юрецкая Т.Г. Тихо в школе. Все ушли. Классы в сон погружены. Но не спится реактивам: Кислоте и прочим дивам. Спорят: кто из них главнее И для химии важнее, У кого сложней состав. Кто же будет в споре прав? Заявляет Едкий натр: – Я вам вовсе и не брат, В жизни я вас всех нужнее, Значит, здесь я всех главнее. Без меня б не умывались, Без одежды бы остались. Прекратите спор со мной, Едкий я, но всюду свой. – А я – Серная кислота И собою я горда: Хлебом химии не зря Называют все меня. Если только захочу, В пепел всех я обращу. Ясно всем, как дважды два, Что главнее всех здесь – Я! Вещества разволновались, Спорщиков унять пытались. Подскочил фенолфталеиновый, От волнения стал малиновый. Метилоранж меж ними встал И двухцветным тотчас стал: В желтый бок один сменился, Другой – в красный превратился. – Стойте! – крикнула Вода – Я нейтральная всегда. Я вас мигом помирю И в растворы превращу. Зашипела Кислота: – Мы с тобою не друзья! Брызги в стороны летят, Все испортить норовят. Щелочь с кислотой сцепились, В соль и воду превратились, Состав и свойства потеряли, Будто вовсе не бывали. ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ Обоснования к применению. По мотивам и содержанию общения учащихся: основной вид деятельности – учебно-познавательный труд; потребность творческого самовыражения и самореализации; направленность обучения на достижение личных целей, связанных с продолжением образования; повышенная тревожность; потребность в общении со взрослыми. По уровню развития интеллектуальной сферы:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.04 | Просмотров: 1170
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|