Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование образовательного потенциала группового способа обучения на уроках химии - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование образовательного потенциала группового способа обучения на уроках химии


Автор(ы): Юрецкая Татьяна Григорьевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.
Принципы ГСО:
Класс разбивается на несколько небольших групп (по З–7 чел), в основе деления лежат 2 признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений учащихся.
Каждая группа получает свое задание (путеводитель). Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными.
Внутри группы между участниками распределяются роли: консультант, генератор идей, слушатель и т.п.
Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками, результат представляется всему классу.
Алгоритм ГСО на уроке:
Подготовка к выполнению задания (раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата)
Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы)
Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия).
Части урока соотносятся между собой 1:6:2
Правила конструирования заданий для групп:
количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе;
в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий;
в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяется в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной активности учащихся.
Подготовка к применению ГСО на уроках:
диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности (см. приложение 1);
обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного и продуктивного уровня;
обучение приемам работы с текстом;
обучение распределению обязанностей в парах и группах и сотрудничеству в работе.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ
Обоснование к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:

общение – основной вид деятельности для данного возраста;
подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;
“Я–концепция”;
усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных.
По развитию интеллектуальной сферы:
недостаточное развитие логического мышления;
преобладание невербального интеллекта над вербальным;
слабое владение приемами рациональной переработки информации.
По отношению к предметному содержанию:
необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;
освоение химического языка;
необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.
Методические приемы:
проблемные ситуации;
познавательные задачи;
моделирование и алгоритмирование;
свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты;
использование занимательного материала;
лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д.
Формы проверки достижения результатов:
контроль учителя;
контроль товарищей по группе;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
как следствие – адекватная самооценка.
Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности.
Проект урока
Тема урока: Классы неорганических соединений (урок – упражнение).
Характеристика темы.
Данный урок является 8-м уроком в теме “Соединение химических элементов” в курсе химии 8-го класса по программе О.С. Габриеляна.
Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект:
создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей.
Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.
Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами.
Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся:
Репродуктивный уровень:

знать определение оксидов, кислот, оснований, солей;
уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;
различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.
Конструктивный уровень:
понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.
Творческий уровень:
уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”

Путеводитель №1
(время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.
  1. Распределение заданий консультантом: 1-й ученик – оксиды, 2-й ученик – кислоты, 3-й ученик – основания, 4-й ученик – соли.
  2. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.
  3. Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:
– определение класса;
– примеры соединений.
Запишите примеры с карточек в тетрадь.
  1. Оцените работу каждого: за определение - 2 балла; за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.
  2. Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.
  3. Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.
Путеводитель № 2 (см. блок информации № 1)
Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.
Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп. 1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется?
2-я группа. Где применяется едкий натр?
3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”.
4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?
5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем.
6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли). Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?
Путеводитель № 3.
Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.
Путеводитель № 4.
Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности. 1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот. Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.
Путеводитель № 5.
Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.
3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.
2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.
1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.
Блок информации № 1.
История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.
Автор – Юрецкая Т.Г.
Тихо в школе. Все ушли.
Классы в сон погружены.
Но не спится реактивам:
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее
И для химии важнее,
У кого сложней состав.
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее,
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались,
Без одежды бы остались.
Прекратите спор со мной,
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу,
В пепел всех я обращу.
Ясно всем, как дважды два,
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались,
Спорщиков унять пытались.
Подскочил фенолфталеиновый,
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал
И двухцветным тотчас стал:
В желтый бок один сменился,
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода
– Я нейтральная всегда.
Я вас мигом помирю
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота:
– Мы с тобою не друзья!
Брызги в стороны летят,
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились,
В соль и воду превратились,
Состав и свойства потеряли,
Будто вовсе не бывали.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ
Обоснования к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:
основной вид деятельности – учебно-познавательный труд;
потребность творческого самовыражения и самореализации;
направленность обучения на достижение личных целей, связанных с продолжением образования;
повышенная тревожность;
потребность в общении со взрослыми.
По уровню развития интеллектуальной сферы:


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.04 | Просмотров: 1170

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340