Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий урока Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в свете легенд о Тоггенбурге - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Сценарий урока Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в свете легенд о Тоггенбурге


Автор(ы): Максимчук Оксана Николаевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: проследить, как литература эпохи Средневековья отражается в романе.
Задачи:
  • раскрытие идейно-художественного своеобразия романа;
  • развитие умений сопоставительного анализа разных по жанру и идейному содержанию произведений;
  • развитие навыков работы с текстом;
  • выявление уровня усвоения материала данного произведения учениками;
  • привитие обучающимся нравственных, этических и эстетических качеств через рыцарские образы в русской и зарубежной литературе.
Запись на доске:
Тоггенбург - рыцарь из рода графов Тоггенбургов, владевшего богатыми землями в Альпах и вымершего к середине XVвека.
Трубадуры - (франц. troubadour; от trobador, от trobar - находить, слагать стихи), провансальские поэты-певцы 11-13 веков. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни.
Миннезингер - средневековый немецкий поэт.
Гранжанр - [фр. grange - сарай] - сленг мол. Манера молодых людей копировать прошлое.
Примечание:
При подготовке к уроку можно дать индивидуальное задание желающему ученику посетить сайты www.slovari.ru, www.wiki.com, ru.wikipedia.orq. и подготовить доклад-сообщение о Тоггенбурге, трубадурах, миннезингерах. Можно также рассмотреть данные вопросы на уроках, предшествующих данной теме.
Эпиграф
И я сжёг всё, чему поклонялся,
Поклонился всему, что сжигал.
(Из романа И.С.Тургенева Дворянское гнездо)
ХОД УРОКА.
Слово учителя.
Сюжеты о счастливой любви имеют несомненное сходство, сюжеты о несчастной - трактуют о несчастье по-разному. Счастливая любовь ведёт влюблённых к соединению, а несчастная может быть омрачена ревностью, может она быть без взаимности, любовью, встретившей преграды. Несчастную любовь Базарова к Одинцовой можно причислить к многочисленным сюжетам о любви без взаимности. Любовь Павла Петровича к княгине Р. была взаимной, но всё равно несчастной. А вот Аркадий, первоначально тоже любивший Одинцову, вскоре утешился и нашёл своё счастье с Катей. Его отец, потерявший горячо любимую жену, нашёл в себе силы начать жизнь заново и счастлив с Фенечкой.
- Может быть, Тургенев делит людей на однолюбов и тех, кто способен любить не единыжды? Или чувство Базарова к Одинцовой, как и Павла Петровича Кирсанова к княгине, было совсем иным, чем даже самая сильная любовь, на которую способны люди типа Аркадия и его отца?
II. Два типа любви
.
Любовные взаимоотношения героев романа представляют два типа:
  • тихая семейная привязанность,
  • любовь в смысле идеальном.
- В качестве бесспорного примера идеальной любви приводятся рыцарские чувства, воспетые Тоггенбургом и всеми миннезингерами и трубодурами.
Тоггенбург упоминается в романе Тургенева, причём самим Базаровым. Найдите, пожалуйста, это место в романе (анализ эпизода гл.17, почему не посадили в жёлтый дом:).
- Почему тему любви рыцаря и прекрасной дамы Тургенев прячет в деталях, метафорах, сравнениях?
Средневековье просвечивает как фон в описании домашнего уклада Одинцовой. Герцогиней, владетельной особой (гл.15) называет её Базаров и добавляет: Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове (гл.16). Сюда же дополняется ряд деталей в описании усадьбы. Давайте вместе найдём их в тексте романа.
Это и живопись al fresco, два рослых лакея в ливрее, дворецкий, наконец, старая барыня, княжеское отродье, с её заветными креслами и гербами на чашках, к мнению которой никто не прислушивается, но которая живёт в доме Одинцовой как часть принадлежности рыцарской эпохи.
Всё это получает у Базарова меткое наименование гранжанр. Дальше в романе появляются и другие напоминания о средневековых замках: красивая борзая собака, также и другая деталь: Одинцова встретила когда-то шведа с рыцарским выражением лица (гл.16).
Даже во внутреннем облике Павла Петровича обнаруживаются черты рыцарства: грансеньйорство (гл.28), Herr Baron von Kirsanoff, плен, как называет сам Павел Кирсанов свою болезнь в связи с ранением на дуэли. Кстати сказать, все эти слова у Тургенева выделены курсивом. В отношении к крестьянам феодал, Кирсанов-старший всегда проявлял по отношению к ним рыцарские черты. Он всякому рад помочь: и всегда вступается за крестьян, - говорит про него Аркадий.
Дальше - сцена дуэли. Она воспринимается её участниками как несколько странное воспроизведение рыцарских обычаев. Базаров, например, говорит, что Павлу Петровичу пришла фантазия испытать свой рыцарский дух (гл.24), что всё это на французский роман сбивается, с иронией называет он Кирсановых феодалами (гл.25), а дуэль - рыцарским турниром.
Откуда Базарову, который, видимо, имеет весьма туманное представление о поэзии Пушкина, известна поэзия трубадуров и миннезингеров или, по крайней мере, баллада Шиллера о рыцаре и поэте Тоггенбурге? (Заметим, кстати, что Базаров обнаруживает и начитанность в области готического романа, в античной литературе и мифологии.) Остаётся предположить, что реплика о Пушкине - более рисовка, чем действительное невежество. Но почему же всё-таки Тоггенбург?
Во-первых, спор о немцах (немцы в этом наши учителя. - Ну, там Шиллер, что ли, Гётте:) нуждается в комментариях: Базаров, оказывается, читал из немецкой литературы не только книги по специальности.
Во-вторых, такова уж судьба героя Тургенева, что и в этом случае оправдывается известное по роману Дворянское гнездо выражение: И я сжёг всё, чему поклонялся. Поклонился всему, что сжигал. История рыцаря, которого Базаров искренне высмеивал, странным образом повторилась в судьбе самого героя Тургенева.
Давайте послушаем балладу Шиллера в переводе В.А.Жуковского.
III. Ученики читают наизусть балладу, распределив её по частям.
Рыцарь Тоггенбург
Сладко мне твоей сестрою,
Милый рыцарь, быть;
Но любовию иною
Не могу любить:
При разлуке, при свиданье
Сердце в тишине -
И любви твоей страданье
Непонятно мне.
Он глядит с немой печалью -
Участь решена:
Руку сжал ей; крепкой сталью
Грудь обнажена;
Звонкий рог созвал дружину;
Все уж на конях;
И помчались в Палестину,
Крест на раменах.
Уж в толпе врагов сверкают
Грозно шлемы их;
Уж отвагой изумляют
Чуждых и своих.
Тоггенбург лишь выйдет к бою:
Сарацин бежит:
Но душа в нём всё тоскою Прежнею болит.
Год...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.04 | Просмотров: 1853

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340