Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель городского Совета старшеклассников - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Модель городского Совета старшеклассников


Автор(ы): Фаррахова Альбина Олеговна, заведующая отделом по работе со старшеклассниками и детскими организациями


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня очень важно научить юное поколение самостоятельно думать, решать, действовать и чувствовать ответственность за себя и других, за честь своего коллектива. Задача социального становления подростков стала особенно важна для современного общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, приносить объективную пользу обществу, утверждать идеи мира, добра и справедливости, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его можно и нужно организовать в процессе обучения и воспитания.
Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры ХХI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, отличались умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства. Сегодня, пытаясь реализовать демократическую основу воспитания молодежи, мы считаем, что по своей сути и содержанию общественное движение, ученическое самоуправление, социально-полезная, общественная деятельность – сферы, благоприятные для осуществления этих целей.
В связи с этим значительно возрастает роль органов самоуправления учащихся, общественной самодеятельности, организаций и объединений, направленных на создание условий для социализации подростков. Среди этих общественных институтов особое место занимает ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление – это предоставление возможности учащимся самим планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны.
Городской совет старшеклассников г. Нижнекамска объединяет советы старшеклассников 37 общеобразовательных школ города Нижнекамска, 6 профессиональных лицеев и одного реабилитационного центра “Надежда”. Действует Совет в городе Нижнекамске уже 10 лет, с 1995 года.
Городской Совет старшеклассников стремится поддерживать высокий уровень развития реальных самодеятельных начал: старшеклассники сами определяют, как им жить и чем заниматься; сами организуют свою жизнь от постановки задач до подведения итогов.
Первоначально Совет задумывался как представительный орган, представляющий интересы школьных советов старшеклассников на городском уровне и координирующий их работу. Но постепенно возникла потребность расширить сферу деятельности Совета, потому что в каждой школе города Нижнекамска существует своя детская общественная организация. С одной стороны в условиях недостаточного внимания государства к общественному движению детей в школах стал падать уровень работы детских общественных объединений. С другой стороны программы детских общественных организаций, которые реализуются в школах города (“Содружество”, “Союз наследников Татарстана”) не охватывали старшие классы. Для решения поставленных проблем было принято решение возложить на городской Совет старшеклассников полномочия по координации деятельности не только советов ученического самоуправления, но и детских организаций. Через Совет старшеклассников централизованно распространяется вся информация касающаяся городских и республиканских мероприятий. Это позволяет активизировать деятельность школьных советов и подключить старшеклассников к активной вожатской и кураторской работе с детскими организациями в школах.
В последнее время роль городского Совета повышается, расширяется сфера его деятельности, а сама структура и принципы деятельности остаются неизменными. Модель прошла испытание временем, доказав свою целесообразность.
Цель:
  • активизация и развитие детского общественного движения в городе;
  • создание условий для саморазвития и самоопределения детей и организаций, включая их в социально-значимые отношения.
Задачи:
  • формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;
  • повышение эффективности деятельности школьных Советов старшеклассников и детских общественных организаций;
  • стимулирование интереса руководителей детских организаций к решению значимых проблем общества.
Описание модели
“Городской совет старшеклассников”
В рамках своей деятельности городской Совет старшеклассников взаимодействует с большим количеством учреждений и организаций города Нижнекамска. Субъектов взаимодействия можно условно разделить на две группы. Первая группа – это учреждения и образования, с которыми Совет старшеклассников города взаимодействует в рамках решения поставленных задач и реализации проектов. Вторая группа – это непосредственные участники деятельности Городского Совета старшеклассников.
Городское управление образования и управление по делам молодежи являются учредителями городского Совета старшеклассников.
Городское управление образованием выступает в роли куратора деятельности Совета. Совместно с Начальником ГУО МО РТ на встречах Совет решает насущные вопросы, возникающие у подростков, касающиеся их школьной жизни. По результатам этих встреч выпускается информационный бюллетень, по которому все учащиеся школ города могут ознакомиться с решениями принятыми в встрече с руководителем ГУО.
Через управление по делам молодежи ведется финансирование конкурсов и проектов городского Совета, а также, осуществляется взаимодействие с городским Советом студентов.
В Центре детского творчества им И. Х. Садыкова в отделе по работе со старшеклассниками и детскими организациями осуществляется методическое обеспечение деятельности городского совета старшеклассников и деятельности детских общественных организаций.
Центр социального обслуживания населения города Нижнекамска и Нижнекамского района, Центр социальной помощи “Веста”, приют “Балкыш”, Совет ветеранов выступают чаще всего в качестве социальных заказчиков акций, проводимых Советом в городе.
С городскими средствами массовой информации Совет взаимодействует с целью освещения своей деятельности в городе и работы советов самоуправления в школах.
С музеем народного образования городской совет старшеклассников начал свое взаимодействие сравнительно недавно. В 2005 году по инициативе ГСС была объявлена акция по созданию музея истории пионерского движения в городе, постепенно стали собирать исторический материал не только о пионерии, но и об истории возникновения современного детского общественного движения.
Представители школьных советов в городском Совете старшеклассников выполняют следующие функции:
  1. Информационная – представители школ передают информацию от городского Совета и знакомят старшеклассников школы с городскими событиями;
  2. Представительная – представители школьных советов старшеклассников представляют интересы своей школы на городском уровне и информируют городской Совет о внутришкольной деятельности старшеклассников;
  3. Проектная – создают проекты и разрабатывают мероприятия городского уровня для старшеклассников;
  4. Исполнительную – организуют выполнение школьным Советом заданий и проектов Городского Совета старшеклассников.
  5. Координирующую – контролируют качество выполнения работы первичных объединений старшеклассников школы. Совместно со школьным Советом продумывают механизм организации поощрения ГСС школьных активистов Городским Советом старшеклассников.
Направления работы городского совета Старшеклассников
1. Выявление и обучение лидеров ученического самоуправления.
Для активистов ученического самоуправления школ города проводятся обучающие семинары в течение года. На занятиях ребята изучают стили управления, приемы организации дела, как анализировать проведенные мероприятия, как организовать не только своих соратников, но и себя в первую очередь. Ежегодный трехдневный семинар на осенних каникулах “Школа лидера”; ежегодная летняя профильная смена “Школа лидера”. На семинарах и сменах старшеклассники действуют в таких условиях, в которых победить можно только в команде, проявляя инициативу, где общий успех зависит от каждого члена команды. В программе “Школы лидера” органично сплетены обучающий и игровой моменты. Ребята в игровых мероприятиях закрепляют полученный на занятиях материал. Параллельно с обучением проходит выявление и привлечение новых лидеров среди старшеклассников. При проведении семинара на осенних каникулах “Школа лидера 2004” впервые ребята из ГСС выполняли обязанности вожатых и взяли на себя проведение всех мероприятий и занятий в школе лидера. Эти ребята проходили специальную подготовку в Совете в течение года и только после этого были привлечены к проведению мероприятий в “Школе лидера”. Уже 4 года семинар и профильная смена “Школа лидера” проходят в стенах ЦДТ им И. Х. Садыкова. Но в 2005 году впервые была организована и проведена вторая профильная смена “Школа лидера” в палаточном лагере на правом берегу реки Кама. В программу палаточного лагеря “Школа лидера” органично была вплетена часть программы клуба самодеятельной песни “Ночной костер” и сделано это было не случайно, вспоминая пионерское прошлое, положительным опытом выступают некоторые традиции, которые незаслуженно забываются такие как “Орлятский круг”, песни у костра. Песни под гитару всегда объединяли подростков, и нам кажется, что включение в программу обучение игре на гитаре активистов положительно повлияет на развитие их лидерских способностей. В рамках программы палаточного лагеря ведется работа по патриотическому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни, воспитанию нравственности и привлечению в ряды активистов детского движения новых ребят.
В программе широко используется прием обучение ребенка ребенком.
Активисты городского Совета старшеклассников прошедшие обучение и имеющие опыт работы с в ГСС не менее года проводят мастер-классы, конспекты которых они защищают предварительно в мае:
  • Мастер-класс “Составление компьютерной презентации объединения” - министр печати ГСС Гаврилов Алексей;
  • Мастер-класс “Игротека” - Сотрудник министерства культуры Логинов Виталий
  • Мастер-класс “Проведение линейки, Вынос знамени” - Гиниятов Роберт;
  • Мастер-класс “Пресс-центр актива” - сотрудник министерства печати Ларионов Алексей.
Для реализации поставленных задач в программу включены встречи с представителями молодежных общественных объединений: “Форт-пост”, Лига КВН, молодежное общественное объединение “Союз студентов” молодежная биржа труда и др.
Ведущей идеей содержания работы “Школа лидера” является приобретение старшеклассниками умений организовать дело в рамках школьного самоуправления: умение планировать, координировать, прослеживать результаты, анализировать, умение взаимодействовать с другими детскими организациями и объединениями, и т. д. В 2005-2006 уч г. у ребят впервые прошли экзамены.
В 2004-2005 учебном году городским Советом старшеклассников совместно с детско-юношеским пресс-центром “Бегемот ТV” был организован зимний лагерь для юных журналистов “Юнпресс-2004”, который проходил на базе 31 школы. В течение пяти дней ребята учились писать материалы в газету, снимали телевизионные ролики, которые затем монтировали в студии, проводились развлекательные мероприятия и деловые игры. Лагерь для юных журналистов “Юнпресс” при сотрудничестве ГСС и “Бегемот ТV” проводится уже второй год, это направление мы считаем перспективным и будем его развивать.
Работа по проведению профильных смен это не только обучение определенным навыкам, через этот вид деятельности мы стараемся развивать детское движение в городе.
2. Работа по повышению социальной активности старшеклассников.
Отдельно хотелось бы сказать о мероприятиях социальной направленности. Благотворительным сбором вещей ГСС занимался ежегодно в течение многих лет, но за последний год деятельности можно выделить целый пласт работы, направленной на развитие социальной активности подростков.
Традиционная благотворительные акция для приюта “Балкыш”, детского дома, центра “Веста”, РЦ “Надежда”. Это не только сбор вещей, но и визиты с праздничными и игровыми программами, которые ребята готовят сами. В рамках проведение акции “Вместе теплее” в 2003-2004 году старшеклассники ГСС подружились с ребятами из РЦ “Надежда” что дало хорошие результаты. В 2004-2005 году актив детской организации РЦ “Надежда” полностью влился в плановую работу ГСС, их представители на равных с остальными подростками участвовали в работе учебного семинара “Школа лидера” и в зимнем лагере “Юнпресс”, а так же приняли участие практически во всех конкурсах и акциях, которые объявлял ГСС. Кроме этого, ребята из РЦ “Надежда” выступили с предложением в рамках акции “Вместе теплее” организовать визит в приют для детей с ограниченными возможностями здоровья поселка Верхние Челны. Благодаря совместной работе ГСС и актива, РЦ “Надежда”, в апреле ГСС принял участие во всероссийской добровольческой акции “Весенняя неделя добра”. В рамках этой акции члены ГСС обошли 150 инвалидов с приглашениями на развлекательное мероприятие и организовали совместный концерт с РЦ “Надежда” для детского дома. По решению городского Совета проведение “Весенней недели добра” стало традиционным.
Но на акциях городской Совет останавливаться не хотел, и поэтому в 2004 году стартовал конкурс социальных проектов. Каждая школа выбрала для себя социальный проект, в котором будет решаться какая-либо социально значимая проблема: это и благоустройство микрорайона, и шефство над приютом “Балкыш”, и многое другое. Социальный проект это очень хорошая возможность сплотить для благоустройства свое города детей, педагогов, родителей и городские службы. Результаты конкурса будут подводиться ежегодно в декабре.
Не оставляют активисты без внимания и акции республиканского масштаба. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной Войне в сентябре была объявлена акция “60 добрых дел”. В рамках этой акции в школах была проделана огромная работа. Добрые дела были очень разнообразны: ветеранам делали ремонт, помогали по дому, организовывали встречи, создавали альбомы о ветеранах своей школы. Мы внесли посильный вклад в закладку “Аллеи поколений”, и теперь, посаженные активистами ГСС, деревья растут под мирным небом, которое завоевали наши ветераны.
3. Научно-исследовательская работа
Одно из новых направлений, которое осваивает ГСС, это научно-исследовательская работа. В 2003-2004 году ГСС впервые участвовал в городской научно-практической конференции со своим исследованием на тему: “Самореализация личности подростка в условиях детского самоуправления” и получил дипломы первой степени за свою работу. В 2004-2005 ГСС продолжил свою работу над этой темой и выставил результаты двухгодичного исследования на региональной научно-практической конференции им С. С. Молодцова, где завоевал третье место. На нашу работу обратили внимание преподаватели Вузов города Нижнекамска и пригласили принять участие в научно-практической конференции студентов, где наша работа была награждена дипломом первой степени.
Научно-исследовательская работа для ГСС оказалась очень полезной. В 2005-2006 г. подростки исследовали влияние нашей работы на развитие личности подростка, насколько оно эффективно, кроме научного интереса исследовательская работа являлась и является основой рекомендаций министерства образования по составлению перспективного плана на следующий год.
Исследования, диагностика своей работы позволяет воочию увидеть положительные и отрицательные тенденции, тем более если исследуют и анализируют сами старшеклассники.
4. Культурно-досуговая деятельность
Методисты и руководители ГСС считают, что культурный досуг это большая составляющая воспитательного процесса и недооценивать это нельзя. По этой причине досуговые мероприятия, которые проводит городской Совет имеют дополнительные цели.
Традиционные тематические дискотеки (“Новогодние пляски”, “День святого Валентина”) с одной стороны выполняют функцию контрольного среза умений и навыков Совета - как они освоили те знания, которые получили на занятиях учебы актива - а с другой стороны дискотеки проводятся для поощрения активистов школ города за хорошую работу. Вход на дискотеки строго по пригласительным.
Для выявления и развития творческих способностей старшеклассников традиционным мероприятием является танцевальное мероприятие “Стар-шоу” для старшеклассников. С 2004 года приемником “Стар-шоу” стал конкурс “Танц-пол”.
5. Информационно-просветительская работа
Одной из функций городского Совета старшеклассников является информирование учащихся шко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2855

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340