Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе
Автор(ы): Сенина Людмила Васильевна, Учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Показать, как представлен образ животного - кота в произведениях разных жанров. Задачи: 1. Закрепить умение определять литературные жанры. 2. В ходе беседы выявить, какие произведения прочитаны обучающимися. 3. Учить понимать сюжет произведения и давать характеристику литературному персонажу. 4. На примере произведений о котах показать, как авторы придают животному человеческие черты характера. 5. Вызвать интерес учащихся к чтению. Оборудование: выставка детских рисунков, фотографии, книги, в которых кот является одним из персонажей, жетоны в форме кошечки, листы бумаги. Учитель: Как вы понимаете тему урока? О чем мы будем говорить? Обратите внимание на эпиграф урока: Жил Мурлыка, был Мурлыка Кот сибирский. В.А. Жуковский К сегодняшнему уроку вы готовились, выполнили дома самостоятельную работу. И начнем мы с конкурса "Кто больше назовет произведений о кошках". Нужно назвать автора, произведение и жанр. За правильные ответы ученики получают жетон в форме кошечки. Этот конкурс помогает вспомнить некоторые произведения о кошках и котах и проверить, насколько дети приготовились к уроку. (С. Маршак "Кошкин дом", Р. Киплинг "Сказка про кошку, которая гуляла сама по себе", Ш Перро "Кот в сапогах", А. Пушкин "Руслан и Людмила", Н. Носов "Живая шляпа" и т.д.) Постараемся подробнее остановиться на некоторых фольклорных и литературных жанрах, в которых живет наш замечательный персонаж. Для этого проведем небольшой литературный диктант и вспомним некоторые слова из словаря литературных терминов. На листочках записываете только номер вопроса и свой ответ. Если затрудняетесь ответить - напротив цифры ставите прочерк. Не забудьте подписать листочек. I. Литературный диктант - Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
- пический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью художественного приема аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер. Этот жанр может быть стихотворным и прозаическим.
- Это литературный эпический жанр, в основе художественного мира которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Этот жанр синонимичен термину "новелла".
- Фольклорный жанр, в котором предполагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.
Это краткое, ритмически организованное изречение, содержащее суждение из области философии, морали и т.д. Это один из видов художественной условности: построение художественного произведения или его части на основе вымысла. Ответы: 1. Сказка. 2. Басня. 3. Рассказ. 4. Загадка. 5. Пословица. 6. Фантастика. А сейчас еще раз проверьте свои ответы на вопросы диктанта. Какие из них вызывали трудности? Конечно, мы с вами вспомнили не все жанры, в которых может появиться это замечательное существо. II. Кот есть и в известной вам поэме А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы: - Какая это поэма? - Что это за кот? - Чем он интересен? (рассказывает сказки, поет песни). - Кто прочтет отрывок из вступления к поэме "Руслан и Людмила"? Кот живет и во многих литературных сказках, повестях. Много стихов сложено об этом удивительном животном, а когда вы будете учиться в 11-м классе, то познакомитесь с необычным, можно сказать, фантастическим котом по прозвищу Бегемот. Этот кот живет на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Как видите, кот может встретиться в произведениях разных жанров. III. Давайте вернемся к фольклору и вспомним загадки, пословицы, поговорки о кошке. Загадки: - Кто родится с усами, но с закрытыми глазами?
(котенок). - Сидит на окошке,
Ушки, как у кошки, Лапки, как у кошки, Хвостик, как у кошки, Но не кошка. Кто это? (кот). Пословица: "Не все коту масленица, бывает и пост" Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу? Колыбельная: Котя, Котенька, Коток, Котя - серенький хвосток, Пошел Котя во лесок, Нашел Котя поясок. IV. Ребята, а в баснях кот может нам встретиться? В каких баснях Крылова есть этот персонаж? Басня "Кот и повар". О содержании басни рассказывает ученик, который готовил дома сообщение. Вопросы: - Можно ли было оставлять кота сторожить продукты от мышей? - Каким показан кот в этой басне? - Действительно ли, что "Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!"? - Инсценирование небольшого отрывка из басни ребятами, заранее подготовленными. О басне "Кошка и соловей" рассказывает один учащийся. V. Существует множество стихов о кошках и котах. Кто хочет почитать стихи? VI. И конечно, в таком жанре, как рассказ. кот тоже не может не появиться. Давайте вспомним рассказы, в которых главный персонаж- кот, кошка или котенок. Н. Носов "Живая шляпа", "Карасик". К. Паустовский "Кот ворюга". - Давайте вспомним сюжет рассказа. - Дома вы выполняли самостоятельную работу по рассказу К. Паустовского "Кот ворюга", записывали в один столбик слова, рисующие внешность кота, а в другой столбик - его характер и поведение. - У кого эта работа вызвала затруднение? Кто не выполнил? - Зачитываются варианты выполненных работ. Ребята, посмотрите, какие точные, разнообразные слова и сравнения находит Паустовский для обычного кота. А не показалось ли вам, когда вы читали рассказ, что Паустовский говорил об этом животном, как о человеке? Писатель "очеловечивает" кота. "Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит", - пишет о нем Паустовский. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие-то человеческие качества. А когда К. Паустовский пишет о животном как о человеке со своим характером, это литературный прием. VII. Ребята, о каком жанре вы хотели бы еще вспомнить? Может быть, мы что-то забыли? Сказка! Если говорить о сказках, то давайте вспомним, чем отличается фольклорная сказка от литературной? Фольклорная - это сказка, которую придумал народ. Литературная - имеет конкретного автора. На нашей книжной выставке вы видите сбор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.04 | Просмотров: 1463
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|