Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе


Автор(ы): Сенина Людмила Васильевна, Учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Показать, как представлен образ животного - кота в произведениях разных жанров.
Задачи:
1. Закрепить умение определять литературные жанры.
2. В ходе беседы выявить, какие произведения прочитаны обучающимися.
3. Учить понимать сюжет произведения и давать характеристику литературному персонажу.
4. На примере произведений о котах показать, как авторы придают животному человеческие черты характера.
5. Вызвать интерес учащихся к чтению.
Оборудование: выставка детских рисунков, фотографии, книги, в которых кот является одним из персонажей, жетоны в форме кошечки, листы бумаги.
Учитель: Как вы понимаете тему урока? О чем мы будем говорить?
Обратите внимание на эпиграф урока:
Жил Мурлыка, был Мурлыка
Кот сибирский.
В.А. Жуковский
К сегодняшнему уроку вы готовились, выполнили дома самостоятельную работу. И начнем мы с конкурса "Кто больше назовет произведений о кошках". Нужно назвать автора, произведение и жанр. За правильные ответы ученики получают жетон в форме кошечки. Этот конкурс помогает вспомнить некоторые произведения о кошках и котах и проверить, насколько дети приготовились к уроку. (С. Маршак "Кошкин дом", Р. Киплинг "Сказка про кошку, которая гуляла сама по себе", Ш Перро "Кот в сапогах", А. Пушкин "Руслан и Людмила", Н. Носов "Живая шляпа" и т.д.)
Постараемся подробнее остановиться на некоторых фольклорных и литературных жанрах, в которых живет наш замечательный персонаж. Для этого проведем небольшой литературный диктант и вспомним некоторые слова из словаря литературных терминов.
На листочках записываете только номер вопроса и свой ответ. Если затрудняетесь ответить - напротив цифры ставите прочерк. Не забудьте подписать листочек.
I. Литературный диктант
  1. Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
  2. пический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью художественного приема аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер. Этот жанр может быть стихотворным и прозаическим.
  3. Это литературный эпический жанр, в основе художественного мира которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Этот жанр синонимичен термину "новелла".
  4. Фольклорный жанр, в котором предполагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.
Это краткое, ритмически организованное изречение, содержащее суждение из области философии, морали и т.д.
Это один из видов художественной условности: построение художественного произведения или его части на основе вымысла.
Ответы:
1. Сказка.
2. Басня.
3. Рассказ.
4. Загадка.
5. Пословица.
6. Фантастика.
А сейчас еще раз проверьте свои ответы на вопросы диктанта. Какие из них вызывали трудности?
Конечно, мы с вами вспомнили не все жанры, в которых может появиться это замечательное существо.
II. Кот есть и в известной вам поэме А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы:
- Какая это поэма?
- Что это за кот?
- Чем он интересен? (рассказывает сказки, поет песни).
- Кто прочтет отрывок из вступления к поэме "Руслан и Людмила"?
Кот живет и во многих литературных сказках, повестях.
Много стихов сложено об этом удивительном животном, а когда вы будете учиться в 11-м классе, то познакомитесь с необычным, можно сказать, фантастическим котом по прозвищу Бегемот. Этот кот живет на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Как видите, кот может встретиться в произведениях разных жанров.
III. Давайте вернемся к фольклору и вспомним загадки, пословицы, поговорки о кошке.
Загадки:
  1. Кто родится с усами, но с закрытыми глазами?
    (котенок).
  2. Сидит на окошке,
    Ушки, как у кошки,
    Лапки, как у кошки,
    Хвостик, как у кошки,
    Но не кошка. Кто это? (кот).
Пословица: "Не все коту масленица, бывает и пост"
Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу?
Колыбельная:
Котя, Котенька, Коток,
Котя - серенький хвосток,
Пошел Котя во лесок,
Нашел Котя поясок.
IV. Ребята, а в баснях кот может нам встретиться? В каких баснях Крылова есть этот персонаж?
Басня "Кот и повар".
О содержании басни рассказывает ученик, который готовил дома сообщение.
Вопросы:
- Можно ли было оставлять кота сторожить продукты от мышей?
- Каким показан кот в этой басне?
- Действительно ли, что "Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!"?
- Инсценирование небольшого отрывка из басни ребятами, заранее подготовленными.
О басне "Кошка и соловей" рассказывает один учащийся.
V. Существует множество стихов о кошках и котах. Кто хочет почитать стихи?
VI. И конечно, в таком жанре, как рассказ. кот тоже не может не появиться. Давайте вспомним рассказы, в которых главный персонаж- кот, кошка или котенок.
Н. Носов "Живая шляпа", "Карасик".
К. Паустовский "Кот ворюга".
-
Давайте вспомним сюжет рассказа.
- Дома вы выполняли самостоятельную работу по рассказу К. Паустовского "Кот ворюга", записывали в один столбик слова, рисующие внешность кота, а в другой столбик - его характер и поведение.
- У кого эта работа вызвала затруднение? Кто не выполнил?
- Зачитываются варианты выполненных работ.
Ребята, посмотрите, какие точные, разнообразные слова и сравнения находит Паустовский для обычного кота.
А не показалось ли вам, когда вы читали рассказ, что Паустовский говорил об этом животном, как о человеке? Писатель "очеловечивает" кота.
"Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит", - пишет о нем Паустовский. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие-то человеческие качества. А когда К. Паустовский пишет о животном как о человеке со своим характером, это литературный прием.
VII. Ребята, о каком жанре вы хотели бы еще вспомнить? Может быть, мы что-то забыли?
Сказка! Если говорить о сказках, то давайте вспомним, чем отличается фольклорная сказка от литературной?
Фольклорная - это сказка, которую придумал народ.
Литературная - имеет конкретного автора.
На нашей книжной выставке вы видите сбор...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.04 | Просмотров: 1463

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340