Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе


Автор(ы): Останко Любовь Васильевна, руководитель структурного подразделения Центр содействия обучающихся, воспитанников


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы (http://biosvyaz.com/). Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А.
Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а «обратная связь» облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Приборы БОС помогают увидеть и услышать работу внутренних органов и систем организма через датчики, связанные с преобразователем биоэлектрических и биомеханических сигналов. Информация с датчиков передается на экран монитора и одновременно преобразуется в звуковые сигналы. Эти приборы делают доступной зрению и слуху ребенка информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую. Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья. Навык оздоровления через некоторое время закрепляется и потом уже не требуется помощь компьютера.
Работа кабинета «БОС-Здоровья» в нашей школе началась с апреля 2003 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики. Занятия проводились два раза в неделю с учащимися начальной школы, средней школы и с учителями. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные.
Тренажеры БОС «Дыхание – 2,0С» установлены на база компьютерного класса школы. Они предназначены для:
- проведения дыхательных тренингов, восстановления, сохранения и укрепления здоровья путем выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), ДАС - разница частоты пульса на вдохе и выдохе;
- определения показателя «Паспорта Здоровья» (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя ДАС и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется в несколько этапов:
1. Обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС (Подготовительный этап); <Рисунок1>
2. Освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС. <Рисунок2>
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
- необходимо занять удобное комфортное положение сидя;
- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
- сделайте не глубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
- сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
- следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе; <Рисунок3>
- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие;
- при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.
Подготовительный этап включает три теоретических занятия. Учащиеся получают в доступной форме знания о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС, знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой, учатся приемам расслабления, осваивают технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Основной курс:
1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания во время сеанса БОС, включает два практических занятия. Задачи:
- освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажера БОС «Дыхание 2,0С»;
- научиться делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
2. Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия. Задачи:
- освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой (животом);
- научиться уверенно снижать пульс на выдохе.
3. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия. Задачи:
- достичь гармонии работы сердца и дыхания;
- увеличить ДАС (показатель паспорта здоровья) до возрастной нормы или превысить ее;
- снизить частоту дыхания;
- научиться использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
4. Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Включает два практических занятия. Задачи:
- закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания;
- воспроизведение полученного навыка без приборов БОС.
Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха. В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления», «пригороды Петербурга»), сопровождаемые приятной...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1374

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340