Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Богатырская тема в русском искусстве - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Богатырская тема в русском искусстве


Автор(ы): Игнатова Евгения Ефимовна, учитель МХК, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Богатырская тема в русском искусстве».
Цель урока: ознакомление учащихся с образом русского богатыря в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке на примере произведений В.М. Васнецова, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, А.П.Бородина, К.Васильева.
Задачи урока:
- обучение элементам анализа художественного произведения;
- развитие аналитических способностей учащихся;
- развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей школьников;
- развитие монологической речи;
- обогащение духовного мира подростков;
- воспитание патриотических чувств.
Иллюстративный материал: В.М.Васнецов «Богатыри», М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская», К.Васильев « Микула и Вольга».
Музыкальный материал: А.П.Бородин 2-я симфония «Богатырская» (1-я часть).
Литературный материал: былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (фрагмент).
Комментарий к уроку.
Урок рассчитан на возрастную категорию шестых классов, но при некоторой модификации, может проводиться и в 5-х, и в 7-х классах. В ходе урока звучит фрагмент былины, изучаемый школьниками в 5-м классе, дается толкование слова «богатырь» по Далю.
В качестве основного живописного произведения для отработки навыков анализа художественного произведения детям дается картина В.М.Васнецова. Данный выбор основывается на композиционных особенностях произведения и возможности организовать на уроке индивидуальную работу учащихся. По желанию учителя индивидуальная работа может быть заменена на групповую, иллюстративный материал может быть распределен между ними.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. (Приложение 1)
В скобках конспекта урока даны предполагаемые ответы детей и в целом та информация, которая направлена на освещение проблемы

Ход урока

Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Н. Рерих
Учитель. Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами, послушав небольшой литературный фрагмент. Это самое начало произведения и речь в нем идет только об одном, но очень ярком герое.
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.
- О каком герое идет речь в этом фрагменте? (Былинный богатырь Илья Муромец.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
- Наш урок будет посвящен Богатырской теме в русском искусстве.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)
В Толковом словаре В.И.Даля дается следующее определение: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Каких русских былинных богатырей вы знаете?
«Богатырская тема» и сегодня часто встречается в литературе, музыке, живописи, театре, кино.
Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть!
Что бы подчеркнуть силу героя - богатыря, величие подвига, старинные сказители изображали его сражающимся в одиночку против вражеских сил.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в юношах - отроках любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример, созданный искусством народным и авторским, вселял в людей мужество, воспитывал чувство долга, чести.
Подходы к анализу художественного произведения
Слайд № 1. В.М.Васнецов «Богатыри». (Приложение 1)
- Как называется эта картина В.М.Васнецова и кто на ней изображен? («Богатыри», Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- Что делают богатыри? (Охраняют рубежи Родины.)
- Почему вы решили, что богатыри стоят на границе?
(Пейзаж на заднем плане, хорошо просматривается окрестность, приграничный камень, стоят на высоком холме, под облаками, богатыри зорко всматриваются вдаль – охраняют.)
Индивидуальное задание для учащихся
- Составьте мини-рассказ о каждом из богатырей.
(Для выполнения данного задания удобнее разделить детей на варианты. В зависимости от подготовленности учащихся к подобной работе, можно заслушать или по несколько рассказов о каждом персонаже, или по ходу рассказа вносить добавления других учащихся. На этом этапе дети дают описание богатырей, их внешнего вида, доспехов и оружия. Описание должно быть подробным, детальным.)
- Как вы думаете, а почему В.М.Васнецов изобразил богатырей не пешими, а всадниками? (Это давало воинам маневренность.)
Конь древнего воина всегда был не только средством передвижения, но боевым товарищем, другом, который и в сражении не подведет и вынесет раненного с поля боя. Кони богатырей под стать хозяевам.
- Почему художник изобразил разных коней? Охарактеризуйте их.
(Конь Ильи Муромца вороной. Вороные кони считались самыми горячими, но его конь, так же как и сам герой, уже не молод. Он спокоен, уверен и в себе и в хозяине, но чутко прислушивается к звукам. Белый конь Добрыни молодой, резвый, сильный, красивый. Он тоже несет дозор, внимательно всматриваясь вдаль. Гнедой конь Алеши Поповича самый молодой, у него нет еще буйной гривы. Он отвлекается на цветочки и былинки.)
- Почему В.М.Васнецов уделил в своем произведении большое внимание коням богатырей? (Для усиления образа каждого богатыря. Так художник передает различный темперамент и возраст богатырей.)
- Одинаков ли возраст богатырей?
- Почему Васнецов написал богатырей разных возрастов? Случайно или нет? (Ю...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.05 | Просмотров: 2750

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340